Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
статья

Оксана Анатольевна Быковская

Дошкольный возраст – активный период в развитии мозга ребенка и его мозговых структур. Поэтому, дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития мозга ребенка, интеллектуального развития и развития познавательных психических процессов. Развитие мозга ребенка и развитие межполушарного взаимодействия – это основа развития интеллекта. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия. Для развития межполушарного взаимодействия подойдут упражнения для мозга, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, развитию мышления, концентрации внимания, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, благотворно сказываются на процессе чтения и письма и на развитии всех мыслительных операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mezhrolusharnoe_vzaimodeystvie.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»

       Дошкольный возраст – активный период в развитии мозга ребенка и его мозговых структур. Поэтому, дошкольный возраст – это самый благоприятный период для развития мозга ребенка, интеллектуального развития и развития познавательных психических процессов.

        По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, творческое; левое полушарие – математическое, логическое, речевое, аналитическое.

       Мозолистое тело (межполушарные связи) находятся между полушариями головного мозга в затылочной части. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Межполушарному взаимодействию в последнее время уделяется особое внимание. Почему?

       Развитие мозга ребенка и развитие межполушарного взаимодействия – это основа развития интеллекта. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия. Для развития межполушарного взаимодействия подойдут упражнения для мозга, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, развитию мышления, концентрации внимания, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, благотворно сказываются на процессе чтения и письма и на развитии всех мыслительных операций.

        Сегодня расскажем об упражнениях для мозга, которые синхронизируют работу полушарий и положительное влияют на развитие памяти, развитие внимания, развитие мышления, способствуют улучшению запоминания, концентрации внимания, переключаемости внимания.

      Разработаны методики по развитию межполушарного взаимодействия на основе апробированных практических материалов Центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурия. В основе методики - выполнение заданий одновременно двумя руками.

По мнению физиологов в результате происходит:

1. Одновременная активизация двух полушарий.

2. Восстанавливается связь и баланс активности между полушариями.

3. Улучшается мозговая активность, ускоряются психические процессы.

      В норме развитие межполушарных связей должно сформироваться у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8,5 лет.

Тест для определения наличия нарушений межполушарного взаимодействия:

     Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

     Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

При неправильных ответах более 30% отмечается наличие нарушения межполушарного взаимодействия и его предрасположенность к речевым нарушениям.

     Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга:

• сжатая в кулак ладонь,

• ладонь ребром на плоскости стола,

• распрямленная ладонь на плоскости стола.

     Первую пробу ребенок выполняет совместно со взрослым, потом повторяет 10 раз по памяти сначала левой рукой, потом правой, после двумя.

Задание доступно детям 6 лет и старше.

 Для теста характерны два вида ошибок: переключение с одного движения на следующее и нарушение последовательности движений и пропуск. Ошибки в данной пробе характеризуют наличие левополушарной недостаточности.

Существуют упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Продолжительность занятий составляет от 5-10 до 20–35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Упражнения можно выполнять в любом порядке. Длительность занятий– 40–60 дней.

Упражнения:

1. Стук.

    Стучать каждым пальцем правой руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т. д.».Потом левой рукой.

2. Колечко.

    Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном направлении. В начале упражнение выполняется каждой рукой по отдельности, после двумя руками.

3. Кулак-ребро-ладонь.

    Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях можно помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносить можно вслух или про себя.

4. Ухо—нос.

   Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за левое ухо. Одновременно отпускайте ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук зеркально.

6. Поза Наполеона.

    Обхватываем себя двумя руками, меняем то правую, то левую руку.

7. Зеркальное рисование.

    Предложить ребенку на чистом листе бумаге рисовать одновременно зеркальные рисунки или буквы по образцу. ( пример: Прописи Трясоруковой Т. П.)

8. Птица.

Инструкция: «Стоя сделай несколько сильных взмахов руками, разводи их в стороны. Закрой глаза, представь себе, что летишь, размахивая крыльями».

Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников. Выполняя специальные задания и просто играя в игры, дошколята лучше подготовятся к школе. Снизится риск дисграфии – нарушения письма, повысится стрессоустойчивость, улучшатся память и внимание. При наличии выраженных симптомов коррекцию слабости межполушарных связей лучше доверить специалистам: нейропсихологам и неврологам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихолгичкские приемы развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В материале представлены комплексы упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей....

Нейрогимнастика для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.

В последнии годы увеличивается количество детей имеющих отклонении в развитии когнитивных и эмоционально-волевых процессов, и как следствие этого возникают проблемы с адаптацией, трудности в обучении,...

консультация для родителей и педагогов " Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Мы очень хотим, чтобы наши детки росли умными, успешными, творчески развитыми. Для этого  в своей работе активно использую кинезиологические методики...

Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста как основа интеллектуального развития»

мастер - класс,  цель которого состоит в том, чтобы раскрытить суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинези...