«Духовно-нравственное развитие как важная составляющая его здоровья»
статья

Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое, психическое, духовно-нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует что, несмотря на быстро меняющуюся природную и социальную среду, которая ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека, актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад

 компенсирующего вида № 400»

Воспитатели: Хазова Наталья Дмитриевна,

                                                                             Череп Лидия Викторовна

«Духовно-нравственное развитие как важная

составляющая его здоровья»

Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции социального характера, события последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная дифференциация общества, искажение духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание населения страны, что повлекло за собой кризисные явления в духовно-нравственной сфере. Академик А. Сахаров был убежден: «Судьбы цивилизаций ставятся в зависимость от решения, прежде всего, проблем духовного характера». Несформированность духовно-нравственной сферы человека влечет за собой различного рода нарушения в развитии и здоровье личности.

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В настоящее время принято выделять следующие компоненты здоровья (Д. Давыденко, В. П. Петеленко):

  1. Соматическое – текущее состояние органов и систем органов человека.
  2. Физическое – уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основа физического здоровья – это морфологические и функциональные резервы клеток.
  3. Психическое – состояние психической сферы человека. Основа психического здоровья – состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения.
  4. Сексуальное – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность.
  5. Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребность-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде [2].

Нравственное воспитание личности всегда было одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях оно приобретает особое значение.

В Педагогическом энциклопедическом словаре понятие «нравственность» определяется как термин, употребляющийся в качестве синонима к термину «мораль». Слово «нравственность», так же как понятие «этика» в греческом и «мораль» в латинском, этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской [5].

С. А. Козлова же определила, что нравственность, в отличие от морали, - это личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный облик, поведение человека [4].

Самым ранним периодом начала нравственного развития является пренатальный период – период внутриутробного развития ребенка. Ребенок в утробе матери с самого момента зачатия живет собственной психической жизнью, хотя мать и ребенок представляют собой нераздельную, но и не слитную общность. Отсюда мать, отец и окружающие близкие будущего ребенка способны показывать позитивное эмоциональное отношение, заботу и любовь, способствующие его физическому, интеллектуальному и духовному здоровью.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования не только когнитивных, но и нравственных эталонов и норм, которые лежат в основе будущей здоровой личности. Значение и функция детского сада в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью его дошкольной ступени с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

С. А. Козлова выделяет следующие критерии духовно-нравственного развития:

  • Наличие гармоничных одухотворенных отношений ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
  • Потребность и готовность проявления действенного сострадания неблагополучию и успехам другого человека (ближнего);
  • Субъективное психоэмоциональное благополучие (радость);
  • Светлая оптимистическая детская картина мира (вера в будущее) [4].

Показателями нравственного развития являются появившиеся представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношений, нравственные чувства и как высший результат – нравственные качества.

Действенным средством формирования духовно-нравственных ценностей у детей является художественная литература. Из-за сложившейся кризисной ситуации в российской культуре резко снизилось воспитательное воздействие нашей культуры, искусства, образования, уменьшился интерес к литературе, а именно к чтению рассказов для детей, в которых заложены величайшие воспитательные возможности.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра, и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит  прежде всего от его художественной ценности. В. Г. Белинский писал, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Как известно, произведения искусства воздействуют на личность в целом, а не только на ее отдельные стороны. З. Н. Романовская отмечает, что «никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир человека в его динамике, как художественная литература» [3]. В этом и заключается воспитательная функция художественной литературы, и она осуществляется особым образом – силой воздействия художественного образа. Задача нравственного воспитания при прочтении рассказов состоит в том, чтобы заставить детей насколько можно живее и полнее переживать нравственные настроения, чувства и поступки изображаемых лиц. Если эти нравственно-эмоциональные состояния пережиты в воображении детей, то воспитательная цель уже достигнута даже в том случае, если бы после чтения не последовало никакой беседы на моральную тему [1].

Для всестороннего развития чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки.

Воспитание нравственных качеств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему миру является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, героям, к окружающим их людям, к действительности.  Особое значение приобретает задача развития эмоций, поддержание у детей хорошего настроения.

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослым, в процессе усвоения ребенка норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношения людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

 Таким образом, гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Из понимания здоровья как единого целого, в котором физическое, психическое, духовно-нравственное здоровье соединены теснейшими взаимосвязями, следует что, несмотря на быстро меняющуюся природную и социальную среду, которая ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека, актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя».

Литература:

  1. Балтон Ц. П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. М., 1913
  2. Давыденко Д., Петленко В. И др. Основы здорового образа жизни// ОБЖ. 2003. № 3. С. 59
  3. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений/ С. А. Козлова, Н. К. Ледовских и др.; под ред. С. А. Козловой. М., 2002
  4. Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б. М. Бим-Бад. М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущую роль в становлении ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося. так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. велико значение семьи в формировании основ мировозрения,ус...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни.

Духовно-нравственное воспитание  дошкольников через формирование навыков здорового образа жизни....

Сценарий педагогического совета "Духовно-нравственные основы развития личности"

Сценарий педагогического совета содержит материал по обобщению опыта работы коллектива детского сада по первичному приобщению детей дошкольного возраста к духовно-нравственным и социокультурным ценнос...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к православной культуре

Дошкольный возраст - период  формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, социумом. Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, п...