Духовно-нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к православной культуре
методическая разработка

Зеленева Марина Эдуардовна

Дошкольный возраст - период  формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, социумом. Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского района

Тамбовской области

                                                  Доклад на тему:

«Духовно-нравственное воспитание детей

с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к православной культуре»

 в рамках

образовательных чтений,

посвященных  

Дню славянской письменности и культуры

Подготовила:

воспитатель  

Зеленева М.Э.

п.Первомайский

28 мая 2021г.

Чтобы ни творилось в мире,

 все равно останутся вечные ценности:

 милосердие, добро, любовь – всё то,

 что помогает выжить всему человечеству и

 каждому человеку в отдельности.

Дошкольный возраст - период  формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, социумом. Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь, и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Гармоничное развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Главными направлениями в дошкольном образовании являются нравственное развитие личности ребенка, самостоятельности, любознательности, приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Если у ребенка не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не понимание  этих норм.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при работе с детьми с ОВЗ. Воспитание детей с особыми потребностями требует применения индивидуального подхода и методики в работе педагога. Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1. недостаточностью материала по теме духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так как нет специальных программ для изучения этого компонента (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2. дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются разнообразными нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и, особенно, в их активных произвольных формах: существенно нарушаются процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление.

Важность вопроса духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников воздействия на него как позитивного, так и негативного. Практически ушли из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотр художественных и мультипликационных фильмов. В настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личностиВоспитание духовности возможно только при совместном усилии семьи, образовательного учреждения и государства.

Мною было замечено, что слабым местом в этой цепочке является семья. Многие родители не придают значения тому, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи,  что именно родители ответственны за воспитание детей. В целях увеличения знаний по духовно-нравственному воспитанию для детей и родителей в нашем саду проводятся консультации, тематические выставки, посвященные семейным традициям и праздникам. Все это помогает родителям осмыслить важность духовно-нравственного воспитания, возрождать семейные традиции.

Основу содержания духовно-нравственного воспитания в детском саду составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники. В нашем филиале отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Масленица», «Праздник, посвященный Сергию Радонежскому». Музыкальные руководители и воспитатели знакомят детей  с историей праздников, традициями, особенностями празднования. Параллельно дети знакомятся с художественными произведениями, принимают  участие в конкурсах, приуроченных к православным и славянским праздникам. Многие работы были представлены на выставках в нашем детском саду. Такая работа способствует духовно-нравственному развитию детей, народной культуры, знакомит их с декоративно-прикладным творчеством, воспитывает уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.

Большую  роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду, особенно детей с ОВЗ, отводится народному фольклору - сказкам, песням, пословицам и т. д.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует у детей формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Читая русские сказки, дети учатся почитать старших, постигают основы праведной жизни. Сказки учат следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам«Не убий»«Почитай отца и мать»«Не лги»«Не завидуй».

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к действию.

Сказки  вызывают  интерес детей, в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи.

В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность – это два понятия, без которых невозможно современное воспитание и развитиеДуховно-нравственное воспитание дошкольников — это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное занятие по правовому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья

Образовательная область: "Социализация", "Коммуникация", "Познание", Художественное творчество"Комплексное  занятие по правовому воспитанию  дошкольников«О правах - играя» (IV ГОД ОБУЧ...

Эссе «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспи...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущую роль в становлении ребенка-дошкольника, как нормально развивающегося. так и имеющего ограниченные возможности здоровья, играет семья. велико значение семьи в формировании основ мировозрения,ус...

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Перечислены методы и приёмы работы. Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству

При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движе...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассмотрено духовно-нравственное воспитание, которое является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ограниче...