« Адаптация раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
статья

Кондратюк Марина Александровна

 В статье анализируются  особенности детей до трех лет и их влияние на адаптацию ребенка в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

 « Адаптация раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

      Ранний возраст – особенно ранимый  период в жизни ребенка. В этот период они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Общеизвестно, что  степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у родителей. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, от того, как произойдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и семье. По данной теме очень мног исследований учёных, в которых доказано, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависят от того, как взрослые в семье смогли  постепенно подготовить ребёнка к новому периоду в его жизни.

    Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняются режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приёмы, характер общения, поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является насущной. Актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома-то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
  3.  фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1 степень - лёгкая адаптация (напряжённая), когда у ребёнка нарушается аппетит (ест выборочные блюда), лёгкое нарушение сна, проявляются временные отрицательные эмоции (плачет и успокаивается, неохотно играет с детьми, с игрушками не играет, хотя на них и смотрит). Срок удовлетворительный - от 10 дней до 2-х недель.

2 степень - адаптация средней тяжести, когда происходят вегетативные изменения в организме: повышение температуры тела, сыпь на коже, ослабление стула. Эмоциональное состояние нормализуется медленно, на протяжении 1-го месяца. После поступления в ДОУ ребёнок, как, правило, болеет (обычно ОРЗ или ОРВИ 7-10 дней без осложнений). Срок адаптации средней тяжести - 1 месяц.

3 степень - адаптация нежелательная, самая тяжёлая, она переходит в патологическую. Очень длительная по срокам - от 1 до 6 месяцев. В период адаптации третьей степени ребёнок:

1) либо переносит повторное заболевание, часто протекающее с осложнениями,

2) либо проявляет стойкие нарушения поведения: бурная отрицательная реакция (не расстаётся со своими любимыми игрушками, принесёнными из дома, старается уйти, спрятаться, сидит в приёмной, постоянно зовёт маму, спит сидя). Таким образом, негативное отношение ко всей группе сменяется очень вялым безразличным состоянием. Такие дети нуждаются в консультации врача и психолога.

Задача педагога - удержать вновь поступившего ребёнка на 1-ой (лёгкой) степени адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыкам общения, прежде всего со сверстниками. Воспитателям групп необходимо работать в тесном контакте с педагогом-психологом, медицинской сестрой и родителями воспитанников.

Выработка единого подхода к воспитанию ребёнка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни. Таким образом, проблема адаптации ребёнка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьёй. Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках детского сада. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нёс конкретные знания. Необходима семейная поддержка или чёткая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.   Особенности поведения детей в период адаптации.   Формы работы по организации процесса адапта...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Свой педагогический опыт автор собирала на практике в течение 20 лет работы с детьми 2-3 лет. Также в работе собран теоритический материал по указанной проблеме....

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Гунькова Татьяна Ивановна, педагог-психолог МАДОУ «Березка» Цель: содействов...

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...