ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
материал

Старченко Мария Владимировна

«Развитие речи детей дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая находка

«Развитие речи детей дошкольного возраста  посредством театрализованной деятельности»

Наблюдая за детьми, отметила для себя, что различные формы запаздывания речевого развития встречаются у большинства детей. Дети плохо говорят, не могут выразить мысли своими словами, пришла к выводу, что оптимальным вариантом решения проблемы будет развитие речи детей посредством театрализованной деятельности.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я систематизировала и адаптировала уже имеющиеся методики по словарной работе с дошкольниками.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я подобрала игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованных игр, этюды.

В моей работе театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты, включаю её во всю образовательную деятельность, развлечения (досуговые мероприятия, утренники), в деятельность детей в свободное время (инсценировки драматизации, и т.д.). В образовательную деятельность включаю театрализованную игру как игровой приём и форму обучения. Персонажи помогают детям усвоить занятия, умения и навыки.

Вся работа по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр строится в несколько этапов.

В начале были подобраны:

- художественные литературные произведения в соответствии с возрастом детей (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы.).

- подбирались вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности.

- подбирались физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом;

- подбиралось оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал.

Основные направления работы с детьми:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Мимические этюды
  3. Упражнения на активизацию словарного запаса
  4. Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность
  5. Упражнения на речевое дыхание
  6. Хороводные игры
  7.  Подвижные игры с героями
  8. Обыгрывание эпизодов
  9.  Инсценировки сказок, потешек, стихов
  10.  Показ театрализованных представлений.

Для активизации речевых и коммуникативных умений и навыков дошкольников я использую в работе следующие методы:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Методические приемы:

  • Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  • Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • Провожу анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  • Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  • Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  • Игры- драматизации.
  • Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
  • Проигрывание этюдов.

Вначале показываю детям сказку, используя различные виды театра, сама читаю текст. В работе использую русские народные сказки, русский фольклор: песенки, потешки, прибаутки, колыбельные песенки и т.п.

После показа сказки идет совместная работа с детьми. Мы обсуждаем сказку с тем, чтобы дети усвоили ее содержание, персонажей. Привлекаю детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказки (например, учим песенку колобка).

Затем привлекаю детей к инсценировке либо полностью, например «Курочка Ряба», «Репка», либо фрагментов сказки («Колобок», «Заюшкина избушка»).

Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия, например: покажи, как скачет зайка, как идет медведь, коза рогатая, как испугалась бабушка, как дед тянул репку, как звал на помощь и т.д.

Применяю упражнение: «Расскажи стихи руками».

По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.

Если все сделано правильно, дети заинтересованы, то игра переходит в самостоятельную деятельность. Здесь я либо вношу театр по сказке и даю детям для игры, либо после нашей совместной деятельности я предоставляю детям все атрибуты, игрушки, и они также играют самостоятельно.

А вот когда ребенок перестает быть активным «почемучкой» целесообразно использовать язык жестов, мимики, не используя речь. Например: я включаю аудиозапись сказки «Репка» и в соответствии  с текстом дети  обыгрывают сюжет сказки, выражают  чувства, эмоции, но при этом, они не произносят  ни слова.

Есть дети в группе, которые могут взять настольный театр по сказке и полностью воспроизвести ее, при этом другие малыши садятся вокруг и смотрят сказку.

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки, закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог. Здесь учитываю интересы ребенка, он сам выбирает сказку, игру, вид театра. Кому – то нравится играть с пальчиками, кому – то импровизировать под музыку. Кто – то любит надевать маски и придумывать подвижные игры. Элементы театрализации использую в подвижных играх. Например «Волк и семеро козлят», «Теремок». Театрализованная деятельность находит отражение в праздниках, развлечениях.

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателя и родителей. Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Консультирую родителей по теме: «Воспитание книгой»; «Сказки учат быть добрее»; ««Волшебный мир театра»; «Домашний театр»; «Покажите мне спектакль»; «Развитие детей в театральной деятельности»

К театрализации я обязательно привлекаю родителей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Также приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. В праздники включаю инсценировки с занятий, родители с ребятами дома готовят номера – поют, читают стихи. Совместные мероприятия взрослых и детей, создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности. В течение года организовывала выставки совместного творчества детей и родителей: выставка театров разного вида, создание выставок игрушек сделанных своими руками, конкурс афиш, пригласительных билетов: фотовыставки «Я и моя игрушка», совместное выступление детей и их родителей.

Предметно-пространственная развивающая среда группы пополняется разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Оформлен мини-музей, где можно увидеть такие театры как: настольный, кукольный, пальчиковый, костюмированный, масочный, теневой, театр из природного материала, Би-ба-бо, театр игрушек, театр пантомимы.

За время проведения данной работы повысился интерес к художественным произведениям, увеличилось количество детей, которые с большим интересом принимают участие в играх - драматизациях и проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Заметно повысилось речевое развитие детей.

Дети научились составлять рассказы, улучшилась интонационная выразительность речи, произношения стало более четкое. За период своей деятельности дети, с которыми я работала, стали более четко  выражать свои  мысли, эмоции.

Конечно, не каждому ребенку дается в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании к себе. Поэтому стараюсь работать с такими ребятами индивидуально.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моя педагогическая находка «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Воспитатель ОДО « Лесновский детский сад» Старченко Мария Владимировна

Слайд 2

Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, я систематизировала и адаптировала уже имеющиеся методики по словарной работе с дошкольниками. Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, я подобрала игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованных игр, этюды.

Слайд 3

Основные направления работы с детьми: Артикуляционная гимнастика Мимические этюды Упражнения на активизацию словарного запаса Игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность Упражнения на речевое дыхание Хороводные игры Подвижные игры с героями Обыгрывание эпизодов Инсценировки сказок, потешек , стихов Показ театрализованных представлений

Слайд 4

Для активизации речевых и коммуникативных умений и навыков дошкольников я использую в работе следующие методы : 1 . Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 2 . Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. 3 . Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Слайд 5

Методические приемы: Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; Провожу анализ сказки на основе наводящих вопросов с целью выделения детьми героев с различными чертами характера. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик. Игры- драматизации. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.). Проигрывание этюдов.

Слайд 6

Провожу с ребятами различные игровые упражнения на умение передать образ персонажа, действия.

Слайд 7

Применяю упражнение: «Расскажи стихи руками».

Слайд 8

По мере того, как дети овладевают содержанием произведения, их активность в повторных играх возрастает. При повторных показах я уже привлекаю детей себе в помощники с тем, чтобы они передвигали фигурки героев и проговаривали их слова. Используем маски, элементы костюмов для инсценировки самими детьми.

Слайд 9

Большое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми. Мы играем с куклами пальчикового театра, в пальчиковые игры, с различными видами театра. Учим стихи, потешки , закрепляем знание сказок, учимся вести ролевой диалог.

Слайд 10

Успех работы зависит от тесной взаимосвязи воспитателя и родителей. Поэтому важно сделать родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Слайд 11

Предметно-пространственная развивающая среда группы пополняется разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Оформлен мини-музей, где можно увидеть такие театры как: настольный, кукольный, пальчиковый, костюмированный, масочный, теневой, театр из природного материала, Би-ба-бо , театр игрушек, театр пантомимы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...