Самообразование педагога.
методическая разработка (старшая группа)

Лешонкова Ольга Николаевна

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_starshaya_gr_22-23g.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Что значит творчество?...
Коробочку с гуашью взять,
И кисточкой взмахнуть неброско,
Чтоб красоту понять,
Не нужно знать,
А нужно чувствовать –
Всё в жизни очень просто!

Актуальность:

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина, мастерят из разных подручных материалов. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т.п. В то же время, это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель:

Создать условия для развития творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке;
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
  • Развивать детское творчество, фантазию и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

Формы проведения:

  • подгрупповая и индивидуальная деятельность;
  • дидактические игры;
  • театрализация;
  • выставки рисунков и поделок;
  • беседа;
  • художественное экспериментирование;
  • рассматривание иллюстраций;
  • решение проблемных ситуаций.

Методы проведения:

  •  словесные;
  •  наглядные;
  •  практические;
  •  игровые.

Приемы проведения:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  •  проговаривание последовательности работы.

Принципы работы с детьми:

  • доступность отбираемого материала;
  • постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
  • индивидуальный подход к детям.

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать:

  •  о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
  •  о свойствах и качествах различных материалов;
  •  о технике безопасности во время работы.

Дети будут уметь:

  •  планировать свою работу;
  •  договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
  •  анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
  •  создавать индивидуальные работы;
  •  использовать различные техники и способы создания рисунков;
  •  аккуратно и экономно использовать материалы.

Перспективный план работы по самообразованию.

Сроки

реализации

Мероприятия, деятельность, организационная форма.

Предполагаемый продукт (результат)

          Комментарии

В течение года

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.  

Составление плана.

Подбор дидактического и наглядного материала для овладения техниками рисования.

Для публикации материала, консультирование педагогов

Сентябрь

«Поляна с цветами»

Рисование мятой бумагой

«Золотая кукуруза»

Рисование с помощью пупырчатой пленки.

Выставка детских работ.

Октябрь

«Осенняя пора (пейзаж, отражение                в озере)»

Монотипия

«Гроздь рябины»

Рисование ватными палочками

(Пуантилизм)

Консультация для родителей «Нетрадиционное рисование в развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Выставка детских работ.

Ноябрь

«Волшебные кляксы»

Кляксография.

«Однажды в осеннем лесу»

Печать по трафарету поролоном

Выставка детских работ.

Создание альбома «Осень» с рисунками, выполненными в нетрадиционной форме.

Декабрь

«Зимнее сказочное дерево»

Рисование трубочкой для коктейля.

«Шар на елочку»

Рисование цветными мыльными пузырями

Консультация для родителей «Рисуем вместе с детьми»

Выставка детских работ.

Создание альбома «Зима» с рисунками, выполненными в нетрадиционной форме.

Выставка семейного творчества.

Январь

«Новогодняя ночь»

Набрызг.

«Новогоднее волшебство»

Рисование цветными мыльными пузырями

Мастер-класс для родителей «Удивительное рисование»

Выставка детских работ.

Выставка работ родителей.

Февраль

«Зимний пейзаж»

Кляксография.

«С Днем Защитника Отечества»

Цветной граттаж.

Выставка детских работ.

Рисунок в подарок папе и дедушке.

.

Март

«Букет для мамы»

Рисунок воздушным шариком.

«Весна»

Монотипия

Консультация для родителей «Дети в мире творчества»

Рисунок в подарок маме и бабушке

Выставка детских работ.

Апрель

«Космос»

Печать поролоном по трафарету; набрызг.

«Подводный мир»

Рисование цветными мыльными пузырями

Выставка детских работ.

Май

«Праздничный салют»

Граттаж

«Одуванчики в траве»

Рисование мятой бумагой

Подготовка отчета по самообразованию о проделанной работе за учебный год.

Выставка детских работ.

Создание альбома «Весна» с рисунками, выполненными в нетрадиционной форме.

Отчет о самообразовании.

Используемая литература:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
  2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. – №2. – с. 2–8.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
  4. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
  5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
  7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  8. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
  9. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
  10. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.
  11. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
  12. Интернет ресурсы: http://dohcolonoc.ru/; http://www.maam.ru/; http://nsportal.ru/; http://www.openclass.ru/; http://pandia.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самообразование педагогов – одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ».

Консультация:             « Самообразование педагогов – одна из   важных форм системы непрерывного  повышения квалификации педагогов ДОУ»...

Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ и ПЕДАГОГОВ «Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ»Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь дос...

«Самообразование педагогов как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов»

—Раскрыть сущность процесса самообразования, необходимость самообразования в современных условиях;—Оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической л...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....