Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
материал (средняя группа)

Kalinina519

Формирование творческих проявлений дошкольников

в музыкально-театральной деятельности

 

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазий,

а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

 

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный

педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной

культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью

становления творческой личности ребёнка.

 

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в

наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе

детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А

самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих,

способных к преобразующей деятельности.

 

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко

проявляются в интересной и доступной для них театрализованной

деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом,

действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать

внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает

умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и

качественных результатов в развитии творческих способностей детей.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит

игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно,

велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в

творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой

инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической

зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему

“хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.

 

Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в

творческое русло.

Решая задачу последовательного и постепенного развития

творческих способностей в театрализованной деятельности,

рекомендуется:

  1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие

образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать

характерные движения животных).

  1. В средней группе обучать элементам художественно-образных

средств (интонации, мимике, пантомиме).

  1. В старшей группе совершенствовать художественно-образные

исполнительские умения.

  1. В подготовительной группе развивать творческую

самостоятельность в передаче художественного образа,

выразительность речевых и пантомимических действий.

 

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить

изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы

дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

 

Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского

творчества:

- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети

активно подражают способам действий;

- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий,

которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание

простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в

знакомый материал;

- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей

самостоятельных действий без применения образцов.

 

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной

деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные

произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не

предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко

всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в

обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно

воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С.

Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей

о музыке разных времён и народов.

 

Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б.

Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой

активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку

(видеть потенциальные творческие способности в каждом);

- формирование достаточно высокой самооценки;

- воспитание педагогом своей креативности.

 

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества -

ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества,

а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно

то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и

его воплощении.

 

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка,

поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций,

требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

В основу театрально-игровой деятельности положен

индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его

способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую

удачную находку, каждое новое решение творческой задачи,

стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих

силах.

 

Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным

сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий,

психического состояния и настроения детей.

 

Работа над спектаклем:

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе

подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько

основных правил:

- не перегружать детей;

- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;

- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

 

При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с

нетерпением, работают с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть

эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей

работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат

сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий,

многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами,

приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки

пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого

человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться

со злом.

 

Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от

возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время

обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к

новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта

работы, можно выделить десять основных этапов работы над

спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с

импровизированным текстом;

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,

постановка танцев, разучивание вокальных номеров;

5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в

сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита

(можно условными), с музыкальным оформлением;

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и

декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое,

праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое

коллективность театрального искусства, как от внимания и

ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после

выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на

следующий день можно выяснить, насколько критически они способны

относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны

направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на

основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и

отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с

фотографиями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tvorcheskih_proyavleniy_doshkolnikov.docx20.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование творческих проявлений дошкольников

в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазий,

а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный

педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной

культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью

становления творческой личности ребёнка.

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в

наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе

детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А

самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих,

способных к преобразующей деятельности.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко

проявляются в интересной и доступной для них театрализованной

деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом,

действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать

внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает

умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и

качественных результатов в развитии творческих способностей детей.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит

игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно,

велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в

творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой

инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической

зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему

“хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире.

Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в

творческое русло.

Решая задачу последовательного и постепенного развития

творческих способностей в театрализованной деятельности,

рекомендуется:

  1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие

образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать

характерные движения животных).

  1. В средней группе обучать элементам художественно-образных

средств (интонации, мимике, пантомиме).

  1. В старшей группе совершенствовать художественно-образные

исполнительские умения.

  1. В подготовительной группе развивать творческую

самостоятельность в передаче художественного образа,

выразительность речевых и пантомимических действий.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить

изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы

дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского

творчества:

- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети

активно подражают способам действий;

- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий,

которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание

простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в

знакомый материал;

- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей

самостоятельных действий без применения образцов.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной

деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные

произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не

предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко

всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в

обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно

воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С.

Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей

о музыке разных времён и народов.

Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б.

Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой

активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку

(видеть потенциальные творческие способности в каждом);

- формирование достаточно высокой самооценки;

- воспитание педагогом своей креативности.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества -

ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества,

а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно

то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и

его воплощении.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка,

поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций,

требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

В основу театрально-игровой деятельности положен

индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его

способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую

удачную находку, каждое новое решение творческой задачи,

стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих

силах.

Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным

сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий,

психического состояния и настроения детей.

Работа над спектаклем:

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе

подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько

основных правил:

- не перегружать детей;

- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;

- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с

нетерпением, работают с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть

эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей

работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат

сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий,

многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами,

приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки

пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого

человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться

со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от

возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время

обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к

новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта

работы, можно выделить десять основных этапов работы над

спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с

импровизированным текстом;

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов,

постановка танцев, разучивание вокальных номеров;

5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в

сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита

(можно условными), с музыкальным оформлением;

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и

декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое,

праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое

коллективность театрального искусства, как от внимания и

ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после

выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на

следующий день можно выяснить, насколько критически они способны

относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны

направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на

основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и

отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с

фотографиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности.

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности...

формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»    Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчест...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без этого он засушенный цветок.В. СухомлинскийМузыкальное воспитание в детском саду – это...