формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности
статья

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

 

 

 

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазий,

а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

 

 

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

 

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

 

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло.

 

Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, рекомендуется:

 

1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).

2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).

3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

 

Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:

 

- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;

- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;

- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.

 

Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);

- формирование достаточно высокой самооценки;

- воспитание педагогом своей креативности.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

 

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

 

В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

 

Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.

 

Работа над спектаклем:

 

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;

- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.

 

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

 

Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:

 

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;

5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

 

Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

 

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.

 

Список используемой литературы:

 

1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.

2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).

3. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда он живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазий,

а без этого он засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наши дни, ведь из закомплексованных, скованных, неуверенных в себе детей вряд ли смогут вырасти действительно творческие личности. А самая главная задача – воспитать людей неравнодушных, ищущих, способных к преобразующей деятельности.

Творческие способности детей дошкольного возраста наиболее ярко проявляются в интересной и доступной для них театрализованной деятельности. Она воздействует на воображение ребёнка словом, действием, изобразительным искусством. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра, а потребность в игре у детей дошкольного возраста, несомненно, велика. Даже самые маленькие с удовольствием включаются в творческий процесс, если он связан с игрой. Рождение творческой инициативы может служить свидетельством подлинной эстетической зрелости. Дети немного волшебники, они умеют менять мир по своему “хотению” и потом жить и действовать в этом воображаемом мире. Важно использовать всесильную детскую фантазию, направить её в творческое русло.

Решая задачу последовательного и постепенного развития творческих способностей в театрализованной деятельности, рекомендуется:

1. Во второй младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (в частности – умение имитировать характерные движения животных).

2. В средней группе обучать элементам художественно-образных средств (интонации, мимике, пантомиме).

3. В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

4. В подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче художественного образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Задача театрализованной деятельности не только в том, чтобы учить изображать героев или выражать те или иные эмоции, а в том, чтобы дать детям возможность выразить себя, показать свои способности.

Н.А. Ветлугина выделяет основные этапы развития детского творчества:

- на первом этапе выдвигается задача, при решении которой дети активно подражают способам действий;

- задача второго этапа – сформировать у детей способы действий, которые стимулируются уже лишь косвенным образом; создание простейших примеров творчества, внесение изменений, вариаций в знакомый материал;

- на третьем этапе ставится задача, требующая от детей самостоятельных действий без применения образцов.

Чтобы привить детям любовь и интерес к музыке и театрализованной деятельности, необходимо использовать яркие, выразительные произведения, рекомендованные программой, а также и те, которые не предназначены специально для детей. Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Кабалевский, Э. Григ), расширять представления детей о музыке разных времён и народов.

Изучая проблему развития творческих способностей, П.Б. Ермолаева предлагает следующие рекомендации:

- внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей;

- изменить внутренний настрой по отношению к каждому ребёнку (видеть потенциальные творческие способности в каждом);

- формирование достаточно высокой самооценки;

- воспитание педагогом своей креативности.

В своей работе не забывайте основной закон детского творчества - ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе творчества. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, поэтому новые знания преподносите в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

В основу театрально-игровой деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Поэтому отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, стремитесь воспитать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Театральные занятия (репетиция) строятся по самым разным сценариям в зависимости от времени занятий, погодных условий, психического состояния и настроения детей.

Работа над спектаклем:

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное занятие. В ходе подготовки к спектаклю нужно стараться соблюдать несколько основных правил:

- не перегружать детей;

- не позволять одним детям вмешиваться в действие других;

- предоставлять детям возможность попробовать себя в разных ролях.

При соблюдении этих основных условий дети ждут репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают “на редкость яркий, широкий, многозначительный образ мира”. Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребёнку. Сказки пробуждают в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.

Выбирая материал для инсценировки, отталкивайтесь от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащайте их жизненный опыт, старайтесь пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы над спектаклем:

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с детьми;

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми;

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, разучивание вокальных номеров;

5. Переход к тексту пьес: работа над эпизодами;

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;

7. Репетиции отдельных картин с деталями декорации и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением;

8. Репетиция всей пьесы с элементами костюмов, реквизита и декораций. Назначение ответственных за смену декораций и реквизита;

9. Премьера спектакля. Обсуждение с детьми.

Премьера – это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Считаю, что не следует проводить обсуждение сразу после выступления, так как дети слишком возбуждены. Но уже в беседе на следующий день можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Мы, педагоги, в свою очередь, должны направлять беседу своими вопросами в такое русло, чтобы указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка стенда или альбома с фотографиями.

Список используемой литературы:

1. Буренина А.И. «Театр всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и док. СПб., 2002. –114 с.

2. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с. (Театр и дети).

3. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно-методическое пособие /Под ред. С.И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления тв...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности.

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Формирование творческих проявлений дошкольниковв музыкально-театральной деятельности Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без э...

Формирование творческих проявлений дошкольников в музыкально-театральной деятельности

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,когда он живёт в мире сказок,творчества, воображения, фантазий,а без этого он засушенный цветок.В. СухомлинскийМузыкальное воспитание в детском саду – это...