Использование информационных технологий в дошкольном образовании
статья

Измайлова Виктория Станиславовна

Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий  в дошкольном образовании. В статье раскрываются основные направления развития ИКТ и область их применения в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmaylova.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в дошкольном образовании

The use of information technology in preschool education

Измайлова В.С., воспитатель

                                      V.S. Izmailova, educator

МБДОУ д/с № 141«Ладушки»

MBDOU No. 141 «Ladushki»

        г. Дзержинск,  Нижегородская обл.                                      

        Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий  в дошкольном образовании. В статье раскрываются основные направления развития ИКТ и область их применения в ДОУ.

         Annotatsiya.  This article is devoted to the urgent problem of using information and communication technologies in preschool education. The article reveals the main directions of ICT development and the scope of their application in the DOW.

Ключевые слова: дошкольное образование, информационно-коммуникационные технологии, инновационная деятельность, информатизация образования

Klyuchevyye slova: preschool education, information and communication technologies, innovative activity, informatization of education

В области дошкольного образования в последние годы отмечается расширение инновационного пространства, в котором осуществляется комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрению новых технологий. [3, с. 6]  

Одной из актуальных проблем современного дошкольного воспитания является использование в ДОУ информационно - коммуникационных технологий. Обусловлена актуальность социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания и развития  детей дошкольного возраста.

 Действительно, современное образовательное пространство формируется на наших глазах и практически не может обойтись без компьютерных технологий. Разнообразные обучающие ресурсы и информация, доступные в Интернете, явно в состоянии расширить знания детей. [2, с. 93]

Актуализация проблемы требует  пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.

Информатизация образования побуждает педагогов искать новые нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, открывает новые возможности для широкого внедрения в практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, повышает у них интерес к обучению, активизирует их познавательную активность.

В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер занимает важное место в развивающей предметной среде. Однако, его не следует рассматривать, как отдельное обучающее игровое устройство, а следует воспринимать, как универсальную информационную систему, способную повысить качество образовательного процесса.

Вследствие этого информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу, к его профессиональной компетентности.

На современном этапе образования педагоги ДОУ должны владеть информационно - коммуникационными технологиями и использовать их во всех направлениях своей работы: 

• при ведении документации;

• при организации воспитательно - образовательного процесса с детьми;

• в процессе взаимодействия с родителями воспитанников;

• в процессе организации методической работы с педагогами;

• в повышении профессионального уровня мастерства.

Педагоги должны стремиться осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне.

Так, в процессе образовательной деятельности педагоги ДОУ каждый месяц составляют и оформляют календарный и перспективный планы воспитательно - образовательной работы, ведут табель посещаемости воспитанников, оформляют отчеты.

Также при подготовке к занятиям используют интернет - ресурсы, составляют конспекты, подбирают  иллюстративный материал. Нельзя забывать, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно - образное мышление, поэтому главным принципом при организации организованной образовательной деятельности является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, который педагоги заранее подготавливают к занятиям: распечатывают на цветном принтере картинки, ламинируют их, позволяет  достичь намеченных целей и задач.

 Занятия с использованием информационных технологий позволяют улучшить качество образования ребенка, изменить методы и организационные формы работы с детьми, сформировать умение продуктивно работать в коллективе, совершенствовать процесс обучения и развития детей эффективным образом. [4, с.111]

С целью объяснения детям новой темы педагоги создают презентации в программе Power Point и используют их во время занятий. Использование презентаций позволяет сделать занятия более интересными, эмоционально окрашенными, так как материалы слайдов являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Благодаря им можно представить обучающий и развивающий материал,  как систему ярких опорных образов, что способствует хорошей результативности занятия, успешному усвоению детьми нового материала.

Для закрепления материала по темам воспитатели используют интерактивные игры. Игры можно подобрать в интернете или составить самостоятельно, учитывая возрастные особенности воспитанников и в соответствии с программой ДОУ.  Игровая форма проведения занятия увлекает детей, предоставляет возможность проявить активность, продемонстрировать свои знания. Использование анимационных эффектов: графики, движения героев мультипликации, звука способствует повышению интереса детей к материалу, вследствие чего их познавательная активность возрастает. Работа с интерактивной доской позволяет по - новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, проблемные ситуации, творческие задания.

Благодаря использованию информационных технологий педагоги ДОУ имеют возможность  повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах развития, обучения и воспитания детей.

Так, во время проведения родительских собраний, круглых столов, мастер - классов или семинаров - практикумов можно использовать мультимедийное оборудование и демонстрировать родителям видеоролики, фильмы о проведенных с детьми мероприятиях, предоставлять информацию в виде презентации, например, о правильном питании,  здоровьесберегающих технологиях и т. д. в сопровождении фотоматериалов с участием их детей.

Используя информационно - коммуникационные технологии, можно создавать буклеты, оформлять консультативный материал по актуальным темам развития и воспитания детей и размещать информацию в родительском уголке.

 Коммуникативная компетентность педагога предполагает не только умение пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, использовать их в работе,  но и создавать свои образовательные ресурсы, использовать их в педагогической деятельности.

Вовлекать родителей в педагогический процесс, с целью сделать их полноправными участниками воспитательно - образовательного процесса, можно, используя  персональный Интернет - сайт или блог, где можно размещать информацию о жизни группы, создавать отчеты о проведенных мероприятиях, занятиях, оформлять фотовыставки детских работ, можно создать гостевую книгу для осуществления обратной связи.  Все это  позволит повысить компетентность родителей в вопросах обучения, развития и воспитания детей, поскольку родители смогут увидеть работу педагога с детьми, познакомиться с методами и приемами проведения прогулок, занятий, мероприятий, позволит повысить эффективность общения педагогов и родителей, наладить партнерские отношения.

Педагоги постоянно должны повышать свой профессиональный уровень мастерства. Для этого в сетевых педагогических сообществах можно осуществлять обмен опытом с педагогами, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, занятий, по использованию различных методик, технологий и перенимать опыт других педагогов. Подготавливать сообщения из своего опыта работы с использованием презентаций и выступать на педагогических советах, мастер - классах в ДОУ, принимать участие на заседаниях районных методических объединений.

Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, методами и приемами помогут создать необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации, индивидуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы:

 1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с. 64

 2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В.  Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. –  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. –  с. 128

  3. Кондрашова Н.В. Инновации в системе дошкольного образования // Воспитатель. –  2017. –  № 5.  –  с. 6 - 12

  4. Афанасьева М.Г., Пантюхина И.В. Применение ИКТ в формировании личной безопасности дошкольников // Воспитатель. –  2017. –  № 6. –  с. 110 -119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в дошкольном образовании

презентация, дающая основное понятие о ИКТ в ДОУ, о гигиенических требованиях к оборудованию рабочего места для дошкольников...

«Использование информационных технологий в дошкольном образовании»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 74 Кировского района Санкт-Петербурга         Педагогические чтени...

Информационные технологии в дошкольном образовании

Современные информационные технологии в дошкольном образовании, позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления и...

Реферат по курсу повышения квалификации «Современные информационные технологии в дошкольном образовании»

Введение 1. Экспертные системы, их особенности ……………………………. 4 1.1. Определение экспертных систем, достоинство и назначение..4 1.2. Классификация экспертных систем ………………….……....... 7 1.3. Отличие ...

Информационные технологии в дошкольном образовании.

Информационно - пространственная среда в ДОУ как условие поддержки  инициативы и самостоятельности у дошкольников....

Преимущества и недостатки использования информационных технологий в дошкольном образовании

Преимущества и недостатки использования информационных технологий  в дошкольном образовании...