Комнатные растения
материал (старшая группа)

Ибрагимова Ульвие Усеиновна

Комплекс мероприятий, направленных на формирование у дошкольников представлений о комнатных растениях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya.docx129.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс мероприятий, направленных на формирование у дошкольников представлений о комнатных растениях

Занятие «Знакомство с комнатными растениями»

Цель: формировать и уточнять представления детей о комнатных растениях

Задачи:

– Образовательные: побуждать детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида; более точно называть обследовательские действия. Закрепить понятия «черенок», «черенковать». Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями. Формировать умения детей в соблюдении экологических правил и правил безопасности при уходе за комнатными растениями.

– Развивающие: развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки, предположения, суждения. Формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию с комнатными растениями. Развивать лексико-грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать основы ценностного отношения детей к комнатным растениям через понимание ценности природы.

Материалы и оборудование: большая ёмкость с герметичной крышкой, спички, лучина; комнатные растения: традесканция, аспарагус, бегония крапчатая, бегония вечноцветущая, колеус, бальзамин, алоэ, герань, комнатный виноград, фиалка, хлорофитум, кливия, новое комнатное растение декабрист-зигокактус (в начале занятия убран); предметы по уходу за комнатными растениями : лейка с водой, щетка, кисточка, тряпочка;  предметы, необходимые для посадки нового растения: горшок, земля, песок, совок, лейка с водой, палочка, черепки, черенки.

Материал для эксперимента: маленький горшок с растением.

Ход занятия

I. Организационный момент

Д/и с мячом «Назови три предмета»

II. Сюрпризный момент

Стук в дверь. Входит Незнайка.

В: Ребята, к нам пришел гость. Это Незнайка. Вы его узнали?

Д: Здравствуй, Незнайка!

В:  Незнайка, как ты попал в наш детский сад?

Незнайка: Ребята, я был здесь неподалеку и увидел ваш детский сад. Он такой большой, красивый… Я решил зайти и узнать, чем тут занимаются дети?

В:  Незнайка, мы рады тебя видеть, оставайся на нашем мероприятии и ты много интересного узнаешь. Сегодня мы будем говорить о комнатных растениях.

Незнайка: Ребята, а я вот не знаю что такое комнатные растения? Как это вы можете мне объяснить?

Ответы детей:

- Комнатные растения – это очень красивые цветы.

- Комнатные растения относятся к живой природе.

- Они питаются.

- Все комнатные растения растут.

На фланелеграфе выкладывается схема.

Сегодня мы поговорим о комнатных растениях.

Незнайка: Ребята, а я, вот, и не знаю, что такое комнатные растения?

Д: Комнатные растения – растения, которые выращивают в помещении, а не на улице, в специальных горшках на подоконнике.

На фланелеграфе выкладывается схема:

Комнатное растение:

питается 🡪дышит🡪 растет 🡪дает потомство

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое комнатное растение. Скажите, а откуда они у вас появились?

Дети:

- Комнатные растения можно купить в цветочном магазине.

- Многие комнатные растения мы посадили и вырастили сами.

Незнайка: Ребята, какие у вас красивые комнатные растения. А что надо делать, чтобы они всегда были здоровыми и красивыми?

В: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие условия необходимы для жизни растений?

Д:

- Для роста растений необходимо тепло.

- Растения нужно поливать (рассказ и демонстрация).

- Растения нуждаются в рыхлении (рассказ и демонстрация).

- Необходимо опрыскивать и мыть листья растений (рассказ и демонстрация).

- Для роста растений необходим свет.

В: Незнайка, а ты знаешь названия комнатных растений?

Незнайка: Нет.

В: Незнайка, мы сейчас поиграем в игру «Найди, что опишу», а ты внимательно послушай и запоминай, по каким признакам можно узнать растения.

Д/и «Найди, что опишу»

В: Ребята, у меня есть необыкновенное комнатное растение с красивыми цветами. В этих цветах содержаться интересные вопросы (Дети выбирают цветок, воспитатель читает вопрос)

Вопросы и задания:

1. Покажи комнатное растение с толстыми мясистыми листьями, в которых содержится горький на вкус сок (алоэ).

2. Покажи и назови комнатное растение, у которого крупные листья зеленого цвета с серебряными пятнышками (бегония крапчатая).

3. Найди, покажи и назови комнатное растение, у которого трехцветная окраска листьев (колеус).

4. Найди и назови комнатное растение, у которого листья похожи на чешуйки, иголки, а в корнях имеются утолщения-клубеньки, в которых содержатся питательные вещества (аспарагус).

5. У какого растения пахнут не только цветы, но и листья? (герань)

6. Найди и назови растение, у которого много маленьких красных цветочков (бальзамин)

В: А сейчас мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Комнатные растения расставлены в разных уголках комнаты. Дети находят названное растение и идут к нему.

1. 1, 2, 3, 4, 5 – к традесканции подбежать.

2. 1-5 – у герани посидеть.

3. 1-3 – комнатный виноград найди.

4. 1-3 – к алоэ подойди.

5. 1-5 – у флорофитума постоять.

6. 1-3 – к кактусу иди.

7. 1-8 – к фиалке просим.

В: Ребята, а сейчас я вам покажу живые загадки.

Вносятся растения:

1. Давно не политое.

2. Растение, постоявшее в темноте.

3. Пыльное растение.

4. Не рыхленное растение.

Дети определяют, что необходимо для каждого растения и выполняют действия по уходу за растениями.

В: Я вам предлагаю интересную игру «Кому что нужно?»

На столе стоят комнатные растения :

1. Бегония крапчатая.

2. Аспарагус.

3. Фиалка.

4. Кактус.

На подносе предметы по уходу за комнатными растениями :

1. Лейка с водой.

2. Тряпка.

3. Щетка.

4. Кисточка.

Дети выбирают определенный предмет, рассказывают, для какого растения он нужен и демонстрируют действия по уходу за растениями. Например, Я взял кисточку, которая нужна для ухода за фиалкой, так как у фиалки листья с множеством ворсинок, пылинки оседают на них и их лучше убирать мягкой кисточкой.

В: Незнайка, посмотри, сколько всего знают наши дети о комнатных растениях. Мне кажется, ты тоже многому у них научился. И я хочу познакомить вас с новым комнатным растением – зигокактусом. В народе его называют декабрист. Ребята, а как вы думаете, почему его так в народе называют?

Д: потому - что он цветет только в декабре.

Дети совместно с воспитателем описывают растение, отмечают его характерные особенности, сравнивают с кактусом.

В: Дети, а вы хотите, чтобы у вас в группе росло такое же растение? Давайте мы его посадим. А из чего можно вырастить комнатное растение?

Д: Из семян, черенков, деток, делением куста.

В: Ребята, а что нужно, чтобы вырастить комнатное растение?

Д:

1. Горшок.

2. Земля.

3. Песок.

4. Вода.

5. Черепки.

6. Палочка.

7. Совочек.

8. Черенок.

Все перечисленное выставляется на фланелеграфе.

В: Ребята, у нас есть все необходимое для посадки нового растения. Сейчас мы возьмем черенок от зигокактуса, который обязательно должен состоять из 2-3 члеников. Но его посадить сегодня мы не сможем. Так как перед посадкой этот черенок нужно высушить 2-3 дня и чтобы на месте среза образовалась стекловидная корочка. Мы его посадим через 3 дня и будем за ним наблюдать как он у нас будет расти и развиваться.

Незнайка: Ребята, спасибо, теперь я многое знаю о комнатных растениях и смогу сам его вырастить. А вы можете мне сказать, для чего нужны комнатные растения?

Д:

1. Комнатные растения очищают воздух.

2. Среди комнатных растений есть лекарственные.

3. Комнатные растения создают уют.

4. Комнатные растения поднимают настроение, обладают приятным ароматом.

5. Комнатные растения выделяют кислород.

Незнайка: Не верю!

В: А мы сейчас тебе докажем. Воспитатель заносит большую стеклянную емкость с герметичной крышкой, внутри которого горшочек с растением.

В: Этот опыт мы поставили с детьми 3 дня назад. Как узнать накопился ли в емкости кислород. Демонстрация опыта. Дети наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после поднятия крышки.

Незнайка: Просто чудеса! Спасибо вам за все! Я ухожу, но не прощаюсь с вами, обещаю почаще приходить к вам в гости.

Занятие «Уход за комнатными растениями»

Цель: продолжать формировать бережное отношение к комнатным растениям

Задачи:

– Образовательные: закреплять знание названий комнатных растений, конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений

– Развивающие: закреплять умение ухаживать за комнатными растениями

–Воспитательные: Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы, продолжать формировать представление о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Уточнить и закрепить знания детей о приемах ухода за растениями, о последовательности работы

Предварительная работа:  чтение художественной литературы (Е. Серова «Наши цветы», Е. Вовк «Чьи цветы лучше?», загадки, стихи); рассматривание иллюстраций «Комнатные растения», схемы «Потребности растений»; просмотр книжек-самоделок «Растения»; дидактическая игра «Собери цветок».

Материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, костюм феи, жетоны-цветы, клеенка, фартук

I.  Сюрпризный момент Проблемная ситуация Наводящие вопросы. Заходит фея в группу

Ф. : Здравствуйте, дети я цветочная фея. Я очень люблю цветы. Но, я услышала печальный зов цветов из вашей группы, они зовут на помощь. Говорят, что им тяжело дышать, и они хотят пить.

В. : ребята, а как дышат цветы (листьями) А если они говорят, что им тяжело дышать, что им может мешать дышать? (пыль, грязь)

Ф. : как же им помочь (Надо протереть их от пыли. Надо их полить)

Но они же еще хотят пить?

В. : а как определить, действительно ли нужно полить цветок? (Потрогать пальчиком - если земля мокрая, то не надо, если сухая, то надо полить)

Ф. : вы такие умные!

II. Совместная постановка цели (План действий)

Материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук.

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : поможем нашим цветам снова радоваться и дышать свободно? Что же нам понадобится для этого? (лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, клеенка, фартук). Молодцы, все знаете!

В. : А где нам взять все необходимое? (в шкафу, спросить у няни)

Давайте распределим работу. Как называется этот цветок с большими листьями? Молодец, Оля! Кто будет протирать пыль с его листьев? А как ты будешь это делать (положу листочек на левую ладонь, правой рукой с влажной тряпочкой осторожно протру листок.)

Отлично, Вика! Ты умница! Будешь ли ты сильно давить на листок? (Нет, потому что листок может сломаться). Молодец.

Далее идет распределение работы. Распылители, лейки, кисточки. Спрашивать, как именно, чего нельзя делать. Хвалить после каждого ответа

Давайте приготовим все необходимое. Что нужно сделать сначала? (постелить клеенку).  Молодец, Антон! А зачем мы стелим клеенку? Потом что мы делаем? (Ставим на стол тазики, мочим и отжимаем тряпочки) Да, молодцы, приступаем к работе! (дети помогают готовить оборудование)

III. Действия (управление деятельностью детей)

Материал: лейки, тряпочки, тазики, распылители, вода, кисточки, комнатные цветы, клеенка, фартук

Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка;

В. : А теперь давайте наденем фартуки и приступим к работе. С чего мы начнем?

С полива! кто хотел поливать, Зоя?

Молодцы! Сейчас Ленур и Ира польют цветы и мы с вами протрем листочки от пыли, чтобы растения дышали. А чем мы говорили, дышат растения? А зачем нам растения, вспомните?

Да, все верно. Растения нам очень нужны для жизни. Они нам помогают дышать чистым воздухом, забирая плохой, грязный воздух. Поэтому и мы должны помогать цветам оставаться чистыми и всегда напоенными водой. Молодцы!

IV. Результат (Итог, рефлексия). Наводящие вопросы индивидуальные оценки; общая оценка; взаимооценка

Ф. : вы славно потрудились! Я слышу, как цветы поют от радости, что они теперь такие чистые и ухоженные. (фоновая музыка, хор) Слышите? А за помощь я хочу вам подарить по одному волшебному цветку. (картонные цветы) Она пришлет самые яркие сны о лете, если положить его под подушку. Вы ведь больше не будете забывать про то, что за цветами нужно постоянно ухаживать? Умнички! Спасибо вам, дети, до свидания!

В. : вам понравилось помогать цветам? Им тоже очень понравилось быть чистыми. Лариса очень хорошо опрыскала мелкие листочки, молодец! Ваня тоже умница, вспомнил, как нужно протирать большие листья! (Похвалить каждого отдельно). Вы такие умнички, все знаете, все быстро и хорошо делаете! Такие трудолюбивые! Молодцы!

Опыты с детьми

Опыт (наблюдение) №1 «Потребность растений во влаге»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Материалы и оборудование: Два одинаковых растения (бальзамин, вода)

Ход: Педагог предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Наблюдать за состоянием растений в течение пяти дней.

На начало опыта-наблюдения сделали фото.

Через 5 дней, у цветка, который поливали листья и стебли упругие, а у растения без воды: листья и стебель потеряли упругость, пожелтел.

Вывод: растение без воды жить не может.

Опыт  (наблюдение) №2. «Необходимость света для роста и развития растений»

Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для роста и развития растений.

Для опыта выбрать растение и разместить его в групповой комнате, подальше от источника света, таким образом, чтобы свет падал на него с одной стороны. Через несколько дней, провести наблюдение и обратить внимание, что растение постепенно наклоняется в сторону света, образуя с почвой острый угол. После наблюдения, карандашом отметить сторону горшка, в которую наклонялось растение. Затем горшок развернуть на 180 градусов и продолжить наблюдение. В дальнейшем растение выпрямится и постепенно будет наклонятся в противоположную сторону. Данный опыт позволит сделать выводы: растению необходим свет и растения могут двигаться и поворачиваться к свету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

Паспорт комнатных растений ТЕМА НЕДЕЛИ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"

Паспорт комнатных растений ТЕМА НЕДЕЛИ "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ"...