краткосрочный проект "Ловкие пальчики".
проект (старшая группа)

Байданова Альбина Рафизовна

 Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ в процессе пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект 29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект «Ловкие пальчики»

по развитию мелкой моторики для детей с ОВЗ

Воспитатель: Байданова Альбина Рафизовна

2020 г.

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению.  Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы развиваем психику и интеллект ребенка. Совместная деятельность по данной программе проводится в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Цель проекта:

 Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ в процессе пальчиковых игр.

Задачи:  

  1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  2. Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  3. Развить умение производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

4.Расширить кругозор детей, создать атмосферу радости и удовольствия.

5.Обогатить кругозор детей разнообразными сенсорными впечатлениям.

     6. Развить творчество и креативность участников проекта.

Работа с детьми.

— включения игр и упражнений в непосредственно образовательную деятельность

— дидактические игры

— пальчиковые игры со стихотворным сопровождением

— артикуляционная гимнастика

— утренняя и корригирующая гимнастика после сна

— игры и упражнения с различными предметами

— игры и упражнения, направленные на контакт со своим телом (подвижные, малоподвижные, неподвижные)

— упражнения и элементы дыхательной гимнастики

— разнообразная художественно – эстетическая практика

Участники проекта

Дети группы

Воспитатели группы.

Основные направления реализации проекта

Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап: 
  • Изучение методической литературы по данной теме;
  • Составление картотеки игр для развития мелкой моторики;
  • Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики
  1. Диагностический этап:  
  • Диагностика воспитанников

  1. Основной этап 
  • Практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей

  1. Заключительный этап 
  • Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
  • Формирование речевых навыков у детей с ОВЗ.
  • Интеллектуальное развитие детей
  • Пополнение предметно-развивающей среды.

Этапы

Сроки

  1. Подготовительный этап: 

Изучение литературы по теме.

сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики

Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

  1. Диагностический этап: 

Обследование детей.

  1. Основной этап

сроки

1.Пальчиковые упражнения

«Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья»,

2. Упражнения с крупой

«Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы»,

4. Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

«Ёжик», «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов», «Покорми меня»,

«Дорожка из пуговиц», «Сортируем пуговицы»

5.Игры со шнурками, лентами

«Весёлый шнурок», «Разноцветные клубочки»,

«Развяжи бантик»

6.Игры с крышками от бутылок

«Пирамидка из крышек», «Разноцветная дорожка», «Цветок для бабочки»,

7. Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором

«Собери пирамидку», «Машинки», «Построим башенку»

Работа с родителями.

сроки.

Консультация «Значение развития мелкой моторики для малышей».

Обогащение родительского опыта в воспитании детей

Октябрь

IV. Заключительный этап

Диагностика развития мелкой моторики детей на конец проекта.

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта

Октябрь

Перечень используемой литературы:

1) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;

2) Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

6) Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Москва 2009.

Методическое пособие для воспитателей и родителей Москва ВЛАДОС 2017.

Приложение №1

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) — Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) — Вот, вот, вот! (оказать ушки)

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор») —

Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать)

Крепко-крепко руль держу («держать руль»)

На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

                                                   ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.
                                               

                                                СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

 Приложение №2

 Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики

Цели:

  1. стимулирование речевой активности детей, развитие речи;
  2. развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;
  3. развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук: большого, указательного и среднего;
  4. подготовка кисти руки к письму;
  5. развитие сенсомоторной координации рук;
  6. влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом);
  7. формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)
  8. развитие        пространственного        ориентирования, способствование пониманию понятий: «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  9. развитие внимания, восприятия, мышления;
  10. развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

  1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Игры с шариками.

Оборудование: разнообразные шарики

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
  2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
  4. «Футбол» Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование: бусинки, ниточки

  1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
  2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
  3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
  4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

  1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
  • перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
  • «прошагать» по лесенке из шнурка;
  1. «Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
  2. Различные шнуровки.
  3. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».

Игры со счётными палочками.

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

  1. Выкладывание геометрических фигур.
  2. Составление узоров.
  3. Выкладывание предметов.

1.«Что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

Игры с прищепками.

Оборудование: прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель: 

1. Развитие мелкой моторики.

2.Формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3.Развитие чувства ритма;

4. Развитие конструктивного мышления;

5. Формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

 Макароны, горох, фасоль, разные семечки.

  1. «Золушка»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант: попросите ребенка брать горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

  1. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.
  2. «Месим тесто». Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.
  3. "Кто больше соберет фасоли?" — собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.
  4. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача: нанизать макаронины на шнурок.

Пуговицы

Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок

  1. «Забавная змейка». Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

Приложение № 3

Консультация для родителей

«Значение развития мелкой моторики у детей»

   Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

    Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

    Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

    Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

    К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.       

   Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребенка дошкольного возраста и развивает мышление. И всем воспитателям, и логопедам известны слова М.М. Кольцовой «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Это положение вошло в педагогику в 70-ые годы 20 века и обосновано как результатами проведенного эксперимента с детьми, так и анатомией головного мозга.

   Но всегда встречались и встречаются семьи, в которых очень много занимаются с детьми развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, пазлы, бусы) но результат не радует, и сдвига в развитии речи и мышления почему-то не происходит.

   И есть другие семьи, где специально вроде бы развитием мелкой моторики не занимались, и на занимаются, ребенок просто лепит, рисует, играет, помогает маме по дому, а с мелкой моторикой всё в порядке, да и малыш явно очень сообразительный и с хорошо развитым мышлением и речью.

   Значит, специальные игры не панацея? Или мы их не так проводим? И чего-то явно не знаем? Да, это действительно так!

Ведь пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! Ведь и другими инструментами мы учимся пользоваться – учимся играть на скрипке, шить на швейной машине или вязать крючком. Если же мы без обучения и без специальных знаний попробуем играть на скрипке Паганини, из этого не получим нужного результата.

   Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно какие упражнения мы делаем с ребенком и как.

Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.

Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

   Детишкам нужно давать играть разными предметами, давать им закрывать и открывать крышки у банок и коробочек, всякие кубики, пирамидки, специальные вкладыши и шнуровки. Существуют также специальные упражнения для развития мелкой моторики рук у детей. Есть много книжек с описанием этих упражнений, если у ребенка общее недоразвитие речи, и он посещает специальную группу в детском саду, то этими играми с детьми будут заниматься преподаватели. Наряду с развитием мелкой моторики рук и речи у детей с ОНР, преподаватели подготовят таких детей к письму, разработают пальчики, и у них не будет потом проблем в школе.

   У детей постарше мелкую моторику рук хорошо развивает рисование, аппликация, вышивание, развязывание узелков на веревочке. Пусть у вашего ребенка будет целый набор для домашнего творчества: карандаши, краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, пластилин. С детьми постарше можно уже делать настоящие поделки, что-то клеить и шить. Можно выкладывать счетными палочками разные узоры, можно писать графические диктанты (в тетрадке в клеточку, вы диктуете ребенку, сколько отложить отрезков (считать по клеточкам) в ту или иную сторону, вверх, вниз). Такие диктанты позволяют не только хорошо развивать мелкую моторику рук, но и пространственное воображение, ребенок запоминает понятия вверх-вниз, влево-вправо.

   Пусть игры вашего ребенка будут короткими – достаточно и нескольких минут в день, но они должны быть доведены до конца. Весь материал для игр после занятий нужно убирать и не давать ребенку, иначе он быстро потеряет к ним интерес. Начинать ежедневные занятия следует с массажа пальчиков и рук: поглаживаний и потираний пальчиков, пощипывания.

   Главное – проявить терпение, ведь упражнения нужно выполнять ежедневно, начиная с самого раннего возраста малыша. Зато потом у ребенка не будет проблем ни в саду, ни в школе. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект. Поэтому важно выполнять упражнения на мелкую моторику рук регулярно, так вы поможете вашему малышу быстрее развиваться и учиться.

   Ну и, конечно, нужно, чтобы упражнения на развитие мелкой моторики рук вы и ваш малыш делали с удовольствием, в хорошем настроении. Наряду с развитием мелкой моторики рук, не стоит забывать и об общем развитии вашего малыша. Автор разных методик развития детей Сесиль Лупан рекомендует с самого раннего возраста развивать музыкальный слух, художественный вкус малыша, учить его читать и считать. И пусть вам кажется, что малыш пока ещё ничего не понимает, что результатов не видно. Но очень быстро ваш малыш подрастет и удивит вас и своей развитой речью, и своими познаниями, и интеллектом. Для этого нужно совсем немного – верить в способности своего малыша, и развивать мелкую моторику рук ребенка, заниматься с ним чтением, арифметикой и всем тем, что интересно ему и вам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Творческие пальчики"

Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста...

Краткосрочный проект "Творческие пальчики"

Развитие художественно - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста...

Краткосрочная образовательная практика по развитию мелкой моторики "Дружные пальчики"

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и т...

Краткосрочный, игровой Проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста

Цель проекта:  Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи:   1.Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания,...

Краткосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Веселые пальчики»

Краткосрочный проектпо развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений«Веселые пальчики»...

Краткосрочный проект в младшей группе «Веселые пальчики»

Название проекта: «Весёлые пальчики». Вид проекта: творческий, познавательно - игровой. Продолжительность: краткосрочный с 27.01 – 07.02. (2 недели). Участники проекта...

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Пальчики умелые».

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Пальчики умелые».МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "ВИШЕНКА" г. ВОЛГОДОНСК РОСТОВСКАЯ...