Краткосрочный проект "Творческие пальчики"
проект по рисованию (младшая группа) на тему

Хватова Татьяна Васильевна

Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt_-tvorcheskie_palchiki-.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Творческие пальчики»

Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность
     Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира,активности и самостоятельности мышления,способствующих достижению положительных изменений в жизни    общества.
       В дошкольном периоде с  детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности.
      С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.      Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
      Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Она способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
       Перед началом реализации проекта я провела наблюдение за отношением детей к изобразительной  деятельности. В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что зачастую, детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения.

       Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени.
      Именно потому, у меня и возникла идея реализации художественно – творческого проекта «Творческие пальчики».
      Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста построила на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых заданий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
      Цель:развить изобразительные способности  у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1)Разработать перспективно- тематическое планирование по развитию художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности;
2)Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
3)Познакомить родителей с проектной деятельностью.

Свою работу  строила последующему  плану:

1.разработка проекта «Творческие пальчики».

2.создание конспектов занятий по развитию творческих способностей.

3.подбор материалов для творческого развития по  рисованию.                                                      4.создание атрибутов для развития творческих способностей: картофельные печатки  для рисования.

Деятельность детей:

1.Занятия изобразительной деятельностью.

2.Совместная деятельность педагога и детей .

Деятельность родителей:

1 знакомство с проектом «Творческие пальчики»;

2.консультации индивидуальные и групповые «Мы юные художники», «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно - творческой деятельности».

3.рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию».

5.дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы).

Ожидаемый результат проектной деятельности:

•для педагога:

1.повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;

2.удовлетворенность работой;

3.систематизация и повышение качества работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды деятельности.

•для детей:

1.развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей

2.приобщение к миру искусства;

3.развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

4.совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании;

5.развитие «чувства инициативы»;

6.умение работать в группе активно, сообща.

•для родителей:

1.осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;

2.бережное отношение к продуктам детского творчества;

3.партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации    жизни        группы.

Для реализации данного проекта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей на 1 месяц.

1 неделя – рисование пальчиками;

2 неделя – рисование ладошками;

3 неделя – рисование штампами, печатками;

4 неделя – рисование ступнями ног;

      После составления перспективного плана. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование.
   Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе.  Пополнила «Центр искусства и творчества»  разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами. Материалами для изобразительной деятельности: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, штампы для печатания, ватные палочки, вата, и т. д..  Имеющийся материал, расположила  таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на НОД, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

       В уголке оформила стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, желание выполнять и работать с предложенным материалом. Дети с удовольствием   украшали группу своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.
    Для того что бы развить у детей художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, я стала использовать  нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
     Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
    Для работы детей   приготовила  красивые и разнообразные материалы, чтобы предоставить детям возможность выбора средств изображения.
    Для себя выбрала необычное начало работы -  применение игровых приемов (рассматривание; наблюдение; образец воспитателя; показ воспитателя )– все это помогало мне  не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивало  живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
    Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
     Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинала  с одного цвета: давала  возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
      Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращала  внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины.
Рисование ватными палочками или пуантилизм для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, развивает фантазию и креативность с ранних лет.

      Далее детей   учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Деревья, лес», «Елка новогодняя», «Солнышко лучистое».

       Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какое дерево  тебе нравится?».
     Рисуя  пробками и печатками из картошки, эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Моя любимая чашка», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Цветочек радуется солнышку».

      Далее детей   учила рисовать ступнями ног. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Олени», «Снеговики», «Птицы», «Пингвины» и т.д.

     Техника рисования  ступнями ног  очень схожа с техникой работы штампом.   Ее тоже можно использовать при работе с малышами, как  простейшие упражнения,  просто – печать  стопы  для оттиска на поверхности листа, а далее дорисовывать выдуманный образ кистью, карандашом, по желанию ребенка, можно совместно с воспитателем, а можно самому ребенку дорисовать выдуманный образ.

     Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.
     И у нас получилась замечательная  выставка «Новости страны детства», через которую мы с детьми показали результат проделанной работы.
Работа над проектом проходила в 3 этапа:
1 – й подготовительный: я  поставила цели и задачи, определила направления, провела  предварительную  работу с детьми , подобрала оборудования и материалы.
2-й — исследовательский:находила  ответы на поставленные вопросы – Чем рисовать, как организовать детей на продуктивную деятельность;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщила  результаты работы в виде выставки, оформила центр детского творчества, проанализировала успех детей, сформулировала  выводы.
     Практическая значимость данного проекта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике  творческие  способности детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.

Вывод

    Подводя итоги проделанной  работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  результаты проделанной работы:
- дети приобрели  опыт творческого воплощения замыслов,  стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.
- дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым замкнутым  детям.
- работы детей  стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию;
- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
    Я сделала вывод  для себя, что для  успешного развития художественно-творческих способностей детей необходима:

1.Систематическая комплексная работа с использованием  новых технологий изодеятельности, которая даёт творческое общение и взаимодействие с ребенком.

2.Созданные условия для свободной самостоятельной деятельности и  развитие представлений о многообразии окружающего мира, даёт возможность для самовыражения.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Саргатский детский сад №4»

Саргатского муниципального района

Омской области

Краткосрочный проект

Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Воспитатель: Сазонова Л.И.

воспитатель 2ой младшей группы

2015год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Творческие пальчики"

Развитие художественно - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста...

Краткосрочная образовательная практика по развитию мелкой моторики "Дружные пальчики"

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и т...

Краткосрочный, игровой Проект «Ловкие пальчики» по развитию мелкой моторики для детей раннего возраста

Цель проекта:  Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе пальчиковых игр. Задачи:   1.Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания,...

Краткосрочный проект по развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Веселые пальчики»

Краткосрочный проектпо развитию речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений«Веселые пальчики»...

Краткосрочный проект в младшей группе «Веселые пальчики»

Название проекта: «Весёлые пальчики». Вид проекта: творческий, познавательно - игровой. Продолжительность: краткосрочный с 27.01 – 07.02. (2 недели). Участники проекта...

краткосрочный проект "Ловкие пальчики".

Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ в процессе пальчиковых игр....

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Пальчики умелые».

Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Пальчики умелые».МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД "ВИШЕНКА" г. ВОЛГОДОНСК РОСТОВСКАЯ...