Мастер-класс «Навыки эффективного взаимодействия с родителями и педагогами"
методическая разработка

Мастер -класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой»

Структурное подразделение «Золотая рыбка»

Мастер-класс

«Навыки эффективного взаимодействия с родителями и коллегами»

Автор:

педагог–психолог

1 квалификационной категории:

Чернова Юлия Александровна

г. Стрежевой, 2022 г.


Цель – способствовать формированию у психолого-педагогического коллектива навыков эффективного общения с родителями и коллегами.

Задачи:

  • актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;
  • обучить приемам эффективного вербального общения;
  • обучить приемам эффективного невербального общения;
  • способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;
  • обучить навыкам коллективного взаимодействия;
  • способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Участники мероприятия: педагоги-психологи города Стрежевого

Место проведения: актовый зал ТМПК

Форма мероприятия: мастер-класс.

Продолжительность мероприятия: 40 минут – 1 час.

Материалы и оборудование:

  • Листы формата А-4 (на каждого участника)
  • Карандаши простые (на каждого участника)
  • Ластики (на каждого участника)
  • Коробочка с инвентарем (кубики. человечки, кусочки ткани, игрушечная мебель: столы, стулья, стаканы из детской посуды, бутылочки).
  • Магнитные мольберты 2 шт.
  • Листы А3 - 2 шт.
  • Скрепки (на каждого участника).

Примечание: практическая часть делится на 2 части, в которых показываются следующие приемы:

  • приемы общения с родителями (законными представителями).
  • приемы общения коллегами.

Методическое обеспечение: 

  1. А.И.Копытина «АРТ- терапия».
  2. А.А.Репина «Психология»
  3. Т.А. Данилина, В.Я. Зягенидзе, Н.М. Степина        «В мире детских эмоций. Пособие».
  4. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению».
  5. А.М. Козлова «Психолого – педагогический практикум».
  6. Журнал «Справочник педагога – психолога».

ХОД МАСТЕР-КЛАССА ПО ТЕМЕ:

«Навыки эффективного взаимодействия с родителями и коллегами»

“Самая главная роскошь на земле – это

роскошь человеческого общения”. 

(Антуан де Сент Экзюпири).

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Все участники встают круг. «Здравствуйте. Я — Юля. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами).

Каждый по очереди здоровается и показывает своё настроение. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих.

Приемы общения с родителями (законными представителями)

УПРАЖНЕНИЕ «МОЙ ВЗГЛЯД НА МОИ ОТНОШЕНИЯ»

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями (законными представителями) и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4 карандаш и ластик. Возможно, кто-нибудь захочет выполнить это упражнение, сидя за столом или уединившись где-нибудь в углу.

Готовы, психолог предупреждает участников о том, что в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет высказаться в конце упражнения.

Нарисуйте на листе бумаги себя и родителя (родителей) в виде правильных или неправильных геометрических фигур.

Когда работа будет закончена, психолог начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. Поле каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание, ответы на последние два вопроса, возможно, потребуют больше времени.

         Вопросы: посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок.

1.Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто- то ниже), почему. Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

2.На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему? Кто расположен правее, а кто левее? Почему?

3.Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл?

4.Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — фигуры, изображающие родителей; почему?

5.Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

6.Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?         7.Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, как бы вы изменили свой рисунок, почему?

8.Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно.

9.Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями?

10.Какие личностные качества или другие факторы мешают вам улучшить это?  

Обсуждение: все участники возвращаются в круг. Психолог предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

Прием общения с коллегами.

УПРАЖНЕНИЕ “ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ”

Психолог: разбиваемся на группы по 5 человек.

 Каждый участник пытается найти что-то общее, что связывает его с другим участником, называя это: «мы с тобой похожи тем, что…», называем профессиональные качества (например: дисциплинированность; способность к критике и самокритике; беспристрастие; умение ладить с людьми. вежливость, добросовестность, инициативность, ответственность, эрудиция, идейная убежденность и т.д.), личностные качества (например: смелость, честность, доброта, выносливость, скромность, коммуникабельность, открытость, трудолюбие и т.д.), я предлагаю сначала их прописать, а потом проговорить в вашей подгруппе, пока не найдется что-то объединяющее вас. Упражнение выполняется в группах из не более 5 человек, чтобы каждый успел спокойно высказаться и был услышанным. Каждому выдается бланк А4 с табличкой (сильные/слабые профессиональные качества (знания и умения) и личностные качества (личные характеристики) карандаш и ластик).

 

        Приемы общения с родителями (законными представителями)

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.

        Психолог задает место и форму консультирования с родителями командам, где будет проходить консультирование (в кабинете, по телефону, на лестнице и т.д.), и какие будут родители (агрессивные, гиперактивные, меланхоличные, тревожные ит.д.). Ваша задача придумать и смодулировать, проиграть ситуацию.

        Команды подбирают себе инвентарь (в коробке находится: кубики. человечки, кусочки ткани, игрушечная мебель: столы, стулья, стаканы из детской посуды, бутылочки).

        Психолог советует использовать анализ предыдущих двух упражнений. Проиграв ситуации – обсуждение, как можно успокоить и настроить тех или иных родителей на конструктивный диалог. Тяжело или легко было вам. Чем понравилось упражнение.

Приемы общения с родителями (законными представителями)

УПРАЖНЕНИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ РОЛЕВОЙ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ (КАЖДУЮ ФРАЗУ ПРОИЗНЕСТИ ВО ВСЕХ ТРЁХ РОЛЯХ):

Цель: помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями (законными представителями).

Делимся на 2 команды. Каждой команде предлагаю 3 фразы. Через 1-2 выходим проговариваем фразы используя тембр голоса, мимику, позу.

1. «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы».

2. «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке».

3. «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына».

Психолог: «какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями».

Продолжаем работать в двух командах.

Найти в предложенном перечне пять или более «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

Приемы общения с родителями (законными представителями).

УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ ТРУДНЫЙ РОДИТЕЛЬ, САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ РОДИТЕЛЬ».

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Педагогам - психологам нужно создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает отрицательные и положительные эмоции. Портрет может быть выполнен разными техниками.

Продолжаем работать в двух командах. Встаем друг за другом, и каждый участник прорисовывает одну из частей тела того или иного родителя и передает эстафету следующему.

УПРАЖНЕНИЕ «СКРЕПКА».

 Возьмите обычные канцелярские скрепки, попробуйте по моей команде выровнять скрепку в одну линию. А теперь сложите ее в исходное положение. Когда обижаешь человека – не задумываешься над природой человеческого поведения, почему он поступает именно так, а не по-другому; а восстановить хорошие отношения, как и нашу скрепку, очень сложно. Все люди разные, уникальные, а поэтому не стоит спорить с тем, кто думает или поступает не так, как вы, ведь природа, возможно, просто одарила его совсем другими личностными особенностями. И закончить свое выступление я хочу мудрой и короткой притчей.

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНЫХ, НЕВЕРБАЛЬНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С КОЛЛЕГОЙ.

Упражнение «Улыбка»

Цель: показать педагогам возможности улыбки, как средства общения с другим педагогом.

Педагогам -психологам предлагается поприветствовать партнера по общению улыбкой.

Улыбка может быть разной: искренней, неискренней, доброжелательной, сочувственной, злой, ироничной, надменной. Попробуем с злой улыбки. Я буду останавливать и предлагать следующую, чтобы попробовать все.

ЧТЕНИЕ ПРИТЧИ «КОРОБОЧКА».

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное

устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран.

Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились

пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован

тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной

стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с

восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки.

Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?

-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.

Мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, и ведем

себя в конфликте по-разному. Мораль притчи такова - все мы разные: у

каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши

интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это

становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). -

Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию,

кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал. И я предлагаю вам выполнить небольшое

упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ «ЕСЛИ КОНФЛИКТ — ЭТО...»

Цель: каждому участнику предлагается подумать и высказать свои

ассоциации, чувства, образы, связанные со словом конфликт.

Если конфликт – это мебель, то какая?

Если конфликт – это дерево, то какое?

Если конфликт – это техника, то какая?

Если конфликт – это явление природы, то какое?

Если конфликт – это посуда, то какая?

Если конфликт – это литературное произведение, то какое?

Если конфликт – это еда, то какая?

Если конфликт – это животное, то какое?

Если конфликт – это музыкальный инструмент, то какой?

Если конфликт – это цветок, то какой?

Если конфликт – это фрукт, то какой?

Если конфликт – это овощ, то какой?

Вывод:

Конфликт – это столкновение противоположных целей, интересов,

позиций или взглядов.

- Каждый из нас индивидуален, и у каждого своего видения конфликта,

свои пути решения.

Наиболее эффективные способы профилактики конфликтов в

педагогическом коллективе? (создание благоприятной атмосферы, хорошего

эмоционально-психологического климата, повышение психологической

культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции

эмоциональных состояний в общении, не доводить ситуацию до конфликта, а

предупреждать его возникновение).

МУЛЬТФИЛЬМ "КОНФЛИКТ И ВЫХОД"

Приложение

КАЖДУЮ ФРАЗУ ПРОИЗНЕСТИ ВО ВСЕХ ТРЁХ РОЛЯХ

1. «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к ребёнку были справедливы».

2. «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке».

3. «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании».

КАЖДУЮ ФРАЗУ ПРОИЗНЕСТИ ВО ВСЕХ ТРЁХ РОЛЯХ

1. «Когда-нибудь вы поймёте, что мои требования к

ребёнку были справедливы».

2. «Если вас не затруднит, мне хотелось бы поговорить о вашем ребёнке».

3. «Вам, несомненно, известны успехи вашего сына в рисовании»

 «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

«Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»

- найти в предложенном перечне пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять.

1. Извините, если я помешала…

2. Я бы хотела…

3. Вероятно, вы об этом ещё не слышали…

4. Вам будет интересно узнать…

5. Я бы хотела ещё раз услышать…

6. Мне представляется интересным то, что…

7. Я пришла к такому выводу, что…

8. Вы хотите…

9. Думается, ваша проблема заключается в том, что…

10. Давайте с вами быстро обсудим…

11. Как вы знаете…

12. Хотя вам это и не известно…

13. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…

14. Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

15. А у меня на этот счёт другое мнение…

16. Конечно, вам уже известно…

17. Вы, наверное, об этом уже слышали…

профессиональные качества (знания и умения)

личностные качества (личные характеристики)

сильные

слабые

сильные

слабые

Гирерактивный родитель

Агрессивный родитель

Меланхоличный родитель

Тревожный родитель

Пофигисты родители

В кабинете

По телефону

На лестнице

В коридоре

В классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями «Я хороший педагог»

Тренинг для  педагогов ДОУ по построению эффективного взаимодействия с родителями«Я хороший педагог»...

Семинар-практикум для педагогов «Как сделать более эффективным взаимодействие с родителями воспитанников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Фрагмент тренинга для педагогов "Эффективное взаимодействие с родителями" воспитанников нашего центра.

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окра...

Интерактивная игра для педагогов по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников

Данная игра направлена на формирование у педагогического коллектива умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; поиск оптимальных путей разрешения конфликтов, новых способов ...

Интерактивная игра для педагогов по формированию умения эффективного взаимодействия с родителями воспитанников

Интерактивная игра для педагоговпо формированию умения эффективного  взаимодействия                               ...

«Профессиональная компетентность педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками дошкольных образовательных организаций»

laquo;Профессиональная компетентность педагога как условие эффективного взаимодействия с родителями и воспитанникамидошкольных образовательных организаций»...

Выступление-презентация «Профессиональный этикет педагога как средство эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками»

В данной презентации рассматриваются вопросы педагогической этики педагога по отношению к детям и родителям....