Самообразование на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры»
рабочая программа (старшая группа)

Корныхова Марина Аркадьевна

Перспективный план работы на тему " Развитие логического мышления у дошкольников посредством игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

План работы на 2022-2023 учебный год

 «Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры» 

Сроки реализации: сентябрь 2022 г. - май 2023 г. 

Введение. 

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Цель : Овладение  детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.

Задачи:  Обучение детей операциям анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «не», классификации, упорядоченности действий, ориентировке в пространстве.

* Развитие у детей:

· речи (умение рассуждать, доказывать,

· произвольности внимания,

· познавательных интересов,

· творческого воображения,

* Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Предполагаемый результат:

 • Улучшатся показатели уровня развития логического мышления;

 • Появится интерес к играм и занятиям;

 • Появится заинтересованность родителей развивать элементы логического мышления детей посредством нетрадиционных дидактических игр;

 • Обогатится предметно-развивающая среда новыми дидактическими играми

• Внедрение игр в работе с детьми дошкольного возраста в разных видах педагогической деятельности.

• Обогатится речь детей;

Реализация:

I этап - организационно-подготовительный

Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег, работающих по данной схеме.

3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития детей пятого года жизни.

4. С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.

5. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.

6. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).

7. Составить план - схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.

II этап – основной практический

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.

2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками – пополнение дидактическими пособиями для данного возраста.

3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста – картотека игр. 4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей – показ открытых занятий, мастер – классов, встречи с родителями.

III этап- Заключительный

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм реализации проекта.

Анализ знаний, умений и навыков детей по теме .

Определение дальнейшей деятельности по развитию элементов логического мышления. Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме.

Перспективно-календарный план работы на 2022-2023 год

Дата

Содержание деятельности

Материал

Сентябрь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»
  2. Игра «Антонимы»
  3. Загадка
  4. Задание на сравнение

      5    Логические задачи

Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Октябрь

1.Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»

2.Игра «Антонимы»

3.Загадка

4Задание на сравнение

5Логические задачи

«Развивалки», стр. 174

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.5

Ноябрь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту».
  2. Загадка
  3. Задание на сравнение
  4. Логические задачи

«Развивалки», стр. 182

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.8

Декабрь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задания по Блокам Дьенеша
  3. Логические задачи
  4. Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11

январь

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задания по Блокам Дьенеша
  3. Логические задачи
  4. Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11

Февраль

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера
  3. Логические задачи
  4. Задание на сравнение

«Развивалки», стр. 223,

Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21;

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14

Март

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Загадка
  3. Задание на классификацию
  4. Логические задачи

«Развивалки», стр. 227

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19.

Е.В. Колесникова «Я решаю логические задачи», стр.36,37

Апрель

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Работаем с блоками Дьенеша
  3. Задание на умозаключения
  4. Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20.

Е.Н. Панова «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25

Май

  1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони».
  2. Задание на умозаключения
  3. Задания на внимание

«Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48.

«Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных интеллектуальных праздников.

5. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"

Презентация "Развитие логического мышления старших дошкольников посредством ЭОР"...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Консультация для педагогов на тему "Развитие элементов логического мышления у дошкольников посредством игры"

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные пр...

Презентация «Развитие логического мышления старших дошкольников посредством развивающей игры В. Воскобовича «Волшебная восьмерка»

В презентации описывается игровое пособие В. В. Воскобовича "Волшебная восьмерка", приводятся примеры игр с данным пособием....

"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...

Консультация для воспитателей «Логическое мышление младших дошкольников посредством игры»

Консультация для воспитателей "Логическое мышление младших дошкольников посредством игры"...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...