План работы по самообразованию старшая группа
материал (старшая группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Актуальность:Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным,ненужным. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022_g.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Выборгского района Санкт - Петербурга

План работыпо самообразованию

старшая группа №9

Тема:«Формирование развития смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста, как основа функциональной грамотности»

Воспитатели: Боброва И.Ю.,  

                                                             Санкт – Петербург

2022

Тема:«Формирование развития смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста, как основа функциональной грамотности»

Актуальность:Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным,ненужным. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Цель:Совершенствование профессиональной компетенции педагогов, направленного на развития детей старшего дошкольного возраста предпосылок функциональной читательской грамотности

Задачи:

 • Изучить проблемы и перспективы предпосылок функциональной читательской грамотности с детьми старшего дошкольного возраста;

• Познакомиться с современными технологиями, формами и методами работы по теме самообразования;

Содержание работы:

Этапы

Содержание

Сроки

Теоретический

-Подбор материала и изучение литературы по данной теме, необходимый для работы с детьми и родителями.

1. О. А. Скорлупова Новый проект для дошкольников «Развитие предпосылок функциональной грамотности у детей 3-7 лет»

https://uchitel.club/events/novyi-proekt-dlya-doskolnikov-razvitie-predposylok-funkcionalnoi-gramotnosti-u-detei-3-7-let/

2. Е. И. Матвеева «Что такое смысловое чтение»https://vogazeta.ru/articles/2020/1/21/knigi/11200-chto_takoe_smyslovoe_chtenie

В течение учебного года

Практический

- вебинар«Функциональная грамотность дошкольника: как её сформировать?»

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1637384852208813584&from=tabbar&parent-reqid=1662619787649794-14275399747382773340-vla1-2578-vla-l7-balancer-8080-BAL-7212&text

- «Использование литературного центра группы для раннего развития читательской грамотности»https://www.youtube.com/watch?v=C36v0vZMVBE

- «Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

https://youtu.be/wgU4-Crkowo

- Методические рекомендации: "Знакомство с основами читательской грамотности через технологию "Лепбук"

https://youtu.be/MA2qsuj7ZyU

- «Условия формирования предпосылок читательской грамотности у дошкольников»

https://youtu.be/oylNYq4LeK4

- «Развитие предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста (читательская грамотность)» https://disk.yandex.ru/i/FpzqC0Un9ntq4g

В течение учебного года

Планирование

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выводы

Изучение методической литературы и опыта работы

Сентябрь - май

Составление плана по теме самообразования

план

Работа с детьми

сентябрь

наметить план реализации по теме самообразования

октябрь

Анкета «Эмоционально-ценностное отношение ребенка к книге»

диаграмма тестирования

ноябрь

СД «Как рождается книга»

Чтение художественной литературы: С.Маршак «Книжки про книжки», Р.Сурьянов, А. Барков «Откуда пришлакнига», И. Лысцов «Как тетрадка в полеродилась», Б. Заходер «Заболела этакнижка»;

конспект

декабрь

Беседа«Правила обращения скнигой», «Соблюдение правил гигиены

чтения».

д/и «Можно - нельзя»

январь

Виртуальная экскурсия в библиотеку

с/р игра «Библиотека»

февраль

Рабочая тетрадь «Развитие техники чтения, Смысловое чтение для детей 5-8 лет» Н. Б. Бураков

картотека бесед

март

Рассматривание сюжетной картины «В библиотеке» (учебно – наглядное пособие «Мамы всякие нужны»)

изготовление атрибутов к с- р игре «Библиотека»

апрель

Игры для развития осмысленного чтения

картотека

мая

Создание «Книжкиной больницы»

алгоритм работы

Работа с семьёй

сентябрь

Анкетированиеродителей «Любите ли вы читать книги ребёнку?»

выводы по результатам анкетирования

октябрь

«Простые советы родителям, как воспитать и поддержать в детях привычку к смысловому чтению»

консультация

ноябрь

«Смысловое чтение»https://multiurok.ru/index.php/files/bukliet-dlia-roditieliei-smyslovoie-chtieniie.html

буклет

декабрь

Акция «Дарите книгу с любовью»

памятка «Итоги акции»

январь

«Как рождаются книги» Виртуальная экскурсия в типографию для дошкольников.

сайт группы ВК

февраль

Обзоркниги Е.И. Матвеевой «Вместе с таксой веселей» (серия «Читаем, общаемся, играем с таксой Ламбой»)

сайт группы ВК

март

Организовать семейную выставку «Молчаливая книжка»

выставка

апрель

«Какие книги читать родителям своим детям»

консультация

май

Родительское собрание «Итоги работы в учебном году»

протокол родительского собрания

Самореализация

Сентябрь - май

Пополнение развивающей среды

настольно – печатные и дидактические игры

Методическая литература:

М. В. Савченко «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»,  «Современные проблемы науки и образования» 2021. – № 4

Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

Гриценко 3.А. Детская литература и методика приобщения к чтению [Текст]. –М.: Изд. Центр «Академия, 2004.

Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

 Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомимдошкольников с литературой. – М., 1998.

Чиндилова О.В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования: дис. ... д-ра пед. наук / Чиндилова О. В. - Челябинск, 2011. [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ. ПЛАН РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА НОЯБРЬ.

В плане представлены комплексы артикуляционой гимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика. Логопед проводит упражнения на индивидуальных занятиях, а воспитатель закрепл...

Перспективный план работы в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)

Перспективный план работы  в старшей группе (По «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР», Н.В. Нищева)...

Перспективный план работы с родителями группы №12 (средняя группа).

Перспективный план работы с родителями группы №12 (средняя группа)....

Перспективный план работы с родителями группы №2( младшая группа)

Перспективный план работы с родителями группы №2( младшая группа)...

План работы с родителями группы общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет (первая младшая группа)

План работы с родителями группы общеразвивающей направленности  от 2 до 3 лет (первая младшая группа)...

План работы с родителями группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет ( средняя группа)

План работы с родителями группы общеразвивающей направленности  от 4 до 5 лет ( средняя группа)...

План работы с родителями группы общеразвивающей направленности от 6 до 8 лет (подготовительная группа)

План работы с родителями группы общеразвивающей направленности  от 6 до 8 лет (подготовительная группа)...