Картотека дидактических игр
картотека

Шипунова Надежда Николаевна

Картотека дидактических игр на развитие сенсомоторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие "Окошки"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: развитие зрительной памяти, внимания у детей раннего возраста.

Задачи:

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-развивать устную речь

-Развитие зрительного внимания, памяти.

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие скоординированности действий руки и глаза.

-Формирование умения играть вместе.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Можно играть разными способами:

Игра «назови картинку» Ход игры: Воспитатель открывает окошко с картинкой, ребенок называет предмет. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель называет предмет, просит повторить.

Если малыш уже достаточно хорошо называет предметы на картинках, можно усложнить игру, предложив ответить на вопрос: "Какой предмет?", "Какого цвета?"

Игра «кто где спрятался?» Ход игры: Рассмотрите вместе с ребёнком 2-3 картинки, пусть ребёнок сам скажет, что изображено. Если ребёнок затрудняется или ещё не говорит, проговорите сами, что изображено и пусть ребёнок покажет. Затем закройте картинки окошками и спросите: «Где спрятался зайка, а где лисичка?» Ребёнок должен показать кто где находится. Затем ребёнок открывает окошки проверяя себя.

Если ребёнок испытывает затруднение, предложите ему посмотреть картинку ещё раз.

В процессе игры можно добавлять или убирать картинки с помощью окошек, чтобы усложнить задание.

Игра «Найди одинаковые» Ход игры: Предлагаем ребёнку закрыть окошками две одинаковые картинки. Ребёнок должен найти такую же картинку и закрыть их окошками.

Игра «Найди по цвету» Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку закрыть окошком синий автомобиль, затем зелёный, жёлтый. Либо это будет посуда «закрой окошком синюю чашку, жёлтый чайник» и т.д.

Дидактическое пособие "Домики"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: закреплять и систематизировать знания детей о цвете и геометрических фигурах; формировать умение соотносить фигуры по определённым признакам (цвет, форма)

Задачи:

-Развитие восприятия цвета. Продолжать закреплять знания детей геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).

-Развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, память

-Воспитывать усидчивость

-Развивать устную речь

-Развивать умения детей ориентироваться на плоскости.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Можно играть разными способами:

-«Собери домик по цвету»

-«Подбери окошки»

1 вариант:

Детям (2-3 человека) раздаются по одному домику и предлагается их заполнить четырьмя (тремя, двумя) окошками любой формы, но одного цвета, который указан на крыше.

2 вариант:

Детям (2-3 человека) раздаются по одному домику и предлагается их заполнить четырьмя (тремя, двумя) окошками одной формы (можно конкретизировать какой, например, квадратной) и одного с крышей цвета.

3 вариант:

Детям предлагается расположить окошки одного с крышей цвета, но, чтобы у окошек были разные формы без повторений (3 окошка).

4 вариант:

Предложить детям расположить окошки тех цветов, которого нет в крыше.

-«Собери такой же домик»

Дидактическое пособие "Логика"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: развитие сенсомоторики у детей раннего возраста.

Задачи:

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-Развитие зрительного внимания, памяти.

-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах

-развивать устную речь

-Развитие скоординированности действий руки и глаза.

-Формирование умения играть вместе.

Можно играть разными способами:

1. «Подбери по цвету»

2. «Сортировка по теме» (Сортировать фигурки по тематикам: машины, животные, геометрические фигуры, фрукты.)

3. «Четвёртый лишний»

Дидактическое пособие "Шнуровка"

Группа: дети раннего возраста.

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

-Усиливать желание ребёнка узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

-Развивают глазомер и координацию движений.

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие скоординированности действий руки и глаза

-Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

-Формирование умения играть вместе.

Варианты игр:

игра «Собери по цвету»

игра «Собери бусы»

игра «Построй заборчик»

Дидактическое пособие «Зайка»

Игра для детей раннего возраста 1,5-3 лет.

Цель: Развитие мелкой моторики детей

Задачи:

Образовательные:

- закрепления знаний об основных цветах

- закрепление знаний по теме «Овощи», «Фрукты».

- группировать однородные предметы по одному из сенсорных признаков.

- Активизировать речь

Развивающие:

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать наблюдательность, внимание, память и сенсорные способности

- Развивать координацию движений

- Развивать сосредоточенность, умение выполнять действия по словесному указанию

- Умение отличать овощи по внешним признакам от фруктов.

- развивать познавательный интерес и воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях доброжелательность, отзывчивость и взаимопомощь.

-воспитывать познавательный интерес.

Варианты игр:

«Накорми зайку» Ход игры: Показать ребёнку, как крышки можно проталкивать в прорезь банки. Дайте ему сделать это самостоятельно.

«Угости зайку» Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми крышки с изображением фруктов и овощей просит их назвать и накормить зайку фруктами или овощами.

игра «Что съел зайка?» Ход игры: Воспитатель - Вот у зайки капуста, огурец и морковка. (Прячется в коробку с зайкой морковка). Что съел зайка? Зайка съел морковку. Что осталось? Осталась капуста и огурец. Какого цвета капуста? Зеленого. А огурец какого цвета? Зеленый.

«Четвёртый лишний» Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми крышки с изображением фруктов и овощей, просит назвать изображённые плоды, определить какой из них лишний, объяснить, почему. Если ребёнок ошибается помочь ему.

«Четвёртый лишний»

«Узнай по описанию» Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти овощ или фрукт, который он опишет.

Дидактическое пособие "Тактильный автобус"

Цель: развитие сенсомоторики у детей раннего возраста.

Задачи:

-Развитие восприятия цвета.

-Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.

-Развитие зрительного внимания, памяти.

-Развитие скоординированности действий руки и глаза.

-Формирование умения играть вместе.

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Сначала знакомим ребёнка с игрой

Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку карточки с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.д.). После предложите ему пощупать предметы в слепую обеими руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем- другой.

Можно играть разными способами:

1. «Найди пару» Ход игры: предложить детям рассмотреть карточки, потрогать их и определить какие они

на ощупь (гладкие, колючие, ребристые и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям в окошках автобуса.

Усложнение: искать одинаковые карточки внутри непрозрачного мешка.

2. "Найди не похожие» Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.

3. «Определи на ощупь» Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся карточки. Ребенку предлагается на ощупь определить и назвать его признаки: карточка гладкая; карточка колючая, карточка мягкая и т.д. и вставить их в окошки автобуса.

4. «От самого гладкого к самому шершавому»

Цель: расположить предметы от самого гладкого к самому шершавому.

Ход игры: Ребёнок располагает карточки от самого гладкого к самому шершавому на столе, затем раскладывает карточки в окошки автобуса начиная с гладкого.

Дидактическая игра "Сенсорные мешочки"

Аннотация

Настольное дидактическое пособие «Сенсорные мешочки» предназначено для детей 2-3 лет. Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для групповой, а также для самостоятельной деятельности дошкольников.

Введение

Дидактическое пособие разработано для стимуляции образного мышления, развития крупной и мелкой моторики, развития навыков связной речи, расширения активного словаря.

Цель: Развитие сенсорного восприятия у детей.

Варианты игр:

1. «Угадай, что внутри»

Задача игрока выбрать тканевый мешочек, нащупать, что внутри мешочка, описать размер, форму, определить твердые или мягкие предметы находятся внутри и ответить на вопрос, что внутри мешочка.

2. «Найти пару для своего мешочка»

Ребенку предлагается прозрачный мешочек с содержимым. Ему необходимо внимательно посмотреть и пощупать его, затем найти из представленных тканевых мешочков, мешочек с таким же содержимым. Здесь ребенку нужно сделать акцент именно на особенностях содержания: большой или маленький, круглый или другой формы, жесткий или мягкий и т. д. После того, как выбор сделан, воспитанник сравнивает мешочки на ощупь и делает вывод о том, правильно ли была выбрана пара.

3. «Найди на ощупь»

Педагог загадывает ребенку найти мешочек с «секретиком»: к примеру, абстрактным – мягким, твердым, круглым… или же более конкретным – «найди мешочек с горохом», «найди мешочек с трубочками», «найди мешочек с семечками» и т. д.

Дидактическое пособие «Разноцветные пуговицы».

Цель: развитие сенсомоторики у детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета, формы, величины.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.
  6. Формирование умения играть вместе.

«Пуговичная копилка»

Воспитатель показывает ребёнку, как пуговицы можно проталкивать в прорезь банки. Дать ему сделать это самостоятельно.

Усложнение. Детям предлагается проталкивать в прорезь банки пуговицы того же цвета, что и крышка банки.

«Найди пуговицу»

В контейнер высыпите крупу. Слой должен быть толщиной не менее двух сантиметров. На глазах у ребенка спрячьте пуговицы в крупу, предварительно посчитав их количество. Ребёнку предлагается отыскать все пуговицы в контейнере. Стаканчиком нужно зачерпнуть крупу и насыпать в воронку, затем просеять крупу (пуговицы остаются в воронке). И уже из воронки пуговицы складывают на поднос. Можно соревноваться с малышом, кто найдет больше пуговиц.

Усложнение. Детям предлагается отыскать пуговицы заданного цвета и размера.

«Бусы»

На картинку с изображением нити воспитатель предлагает детям, выложить из пуговиц бусы.

Усложнение. Детям предлагается выложить бусы из больших и маленьких пуговиц. Или заданного цвета (желтого, зеленого, синего, красного).

«Украсим ёлочку к празднику»

Воспитатель предлагает украсить ёлку к празднику. На форму ёлки выложить пуговицы разного цвета и размера.

«Заплатки из пуговиц для матрешки»

Педагог предлагает закрыть пуговицами белые заплатки у матрешки. На силуэт матрёшки дети выкладывают пуговицы.

Усложнение. Детям предлагается выложить пуговицы заданного цвета (желтого, зеленого, синего, красного).

«Дорожка из пуговиц»

Воспитатель располагается с детьми за столом или на полу. Показывает малышам маленькую игрушку — машинку, человечка или жучка. Затем предлагает построить для него дорожку из пуговиц. Даёт детям миску с плоскими пуговицами и показывает, как можно класть пуговицы рядом, выкладывая дорожку.

Усложнение. Обратить внимание детей, что дорожка может поворачивать, изгибаться. Выкладывать дорожку пуговицами в соответствии с цветом кружка.

«Полянка из пуговиц»

Воспитатель предлагает посадить цветочки на клумбе. Раскатывает при помощи скалки массу для лепки и показывает малышам, как нужно брать пуговицу, а затем вдавливать в пластичную массу. Обратите внимание малышей, что давить слишком сильно нельзя (чтобы пуговицы не оказались «в глубине», лучше использовать пуговицы на ножках).

«Выложи рисунок»

Воспитатель показывает ребёнку картинку и предлагает заполнить пробелы в рисунке.

Дидактическое пособие "Разноцветные баночки"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.

Варианты игр:

игра «Подбери крышки»

Ход игры: Предложить ребенку прикрутить крышки к баночкам.

Усложнение: Предложить ребенку найти и прикрутить крышки к баночкам того же цвета.

игра «Собери помпоны»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку помпоны.

Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку помпоны того же цвета, что и баночка.

игра «Собери палочки»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку палочки.

 Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку палочки того же цвета, что и баночка.

Дидактическая игра "Гоша"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.
  6. Снятие эмоционально – психологическогонапряжения.

Варианты игр:

игра «Накорми Гошу»

Воспитатель показывает ребёнку, как крышки можно проталкивать в прорезь банки. Дать ему сделать это самостоятельно. –«Кушай Гоша-ам»

игра «Найди лишнюю пробку»

Ход игры: воспитатель выкладывает в ряд 5 пробок одного цвета и среди них кладёт 1 пробку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пробку или заменить её на нужную пробку по цвету.

Дидактическое пособие "Разноцветные баночки"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.

Варианты игр:

игра «Подбери крышки»

Ход игры: Предложить ребенку прикрутить крышки к баночкам.

Усложнение: Предложить ребенку найти и прикрутить крышки к баночкам того же цвета.

игра «Собери помпоны»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку помпоны.

Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку помпоны того же цвета, что и баночка.

игра «Собери палочки»

Ход игры: предложить ребенку бросать в баночку палочки.

 Усложнение: предложить ребенку бросать в баночку палочки того же цвета, что и баночка.

Дидактическая игра "Гоша"

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

  1. Развитие восприятия цвета.
  2. Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки.
  3. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
  4. Развитие глазодвигательных функций, повышение остроты зрения, фиксации взора.
  5. Развитие скоординированности действий руки и глаза.
  6. Снятие эмоционально – психологическогонапряжения.

Варианты игр:

игра «Накорми Гошу»

Воспитатель показывает ребёнку, как крышки можно проталкивать в прорезь банки. Дать ему сделать это самостоятельно. –«Кушай Гоша-ам»

игра «Найди лишнюю пробку»

Ход игры: воспитатель выкладывает в ряд 5 пробок одного цвета и среди них кладёт 1 пробку другого цвета. Затем предлагает ребёнку убрать лишнюю пробку или заменить её на нужную пробку по цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...