Методическая разработка по ПДД
методическая разработка (старшая группа)

Архипова Надежда Николаева

 Помогает обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №28 муниципального образования

Усть – Лабинского района

Методическая разработка

«Правила дорожные детям знать положено»

Разработала воспитатель:

Архипова Н.Н.

Ст. Воронежская

Содержание:

Введение

Актуальность

Ценность.

Практическая значимость.

Действенность, результативность.

Формы взаимодействия педагога и детей.

Работа с родителями.

Картотека бесед.

Картотека стихотворений по ПДД.

Картотека считалок.

Картотека загадок.

Картотека пословиц.

Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (рисованию).

Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (аппликация).

Конспекты ООД художественно – эстетическому развитию (лепка).

Картотека подвижных игр.

Картотека дидактических игр.

Картотека сюжетно-ролевых игр.

Консультации для родителей.

Памятки для родителей.

Родительское собрание.

Анкета для родителей.

Введение

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причинами ДТП по неосторожности детей становятся:

  • нарушение правил перехода проезжей части;
  • неподчинение сигналам светофора;
  • неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев и т.д.;
  • игра на проезжей части или около неё.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема. Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных задач ДОУ. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребёнка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития такими, как:

  • неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
  • неспособность адекватно оценивать обстановку;
  • быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
  • преобладание потребности в движении над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • недостаток знаний об источниках опасности;
  • отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
  • переоценка своих возможностей в реальной ситуации.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, и сотрудники ГИБДД, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности на улицах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Планомерную и систематическую работу по обучению безопасному поведению на дороге необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте. Данная программа направлена на решение задач формирования навыков безопасного поведения на улице у детей дошкольного возраста Программа составлена с учётом меж предметных связей, что позволяет наиболее полно раскрыть содержание курса.

«Познавательное развитие» - где дети знакомятся с окружающим миром, правилами поведения на улице, учатся устанавливать причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий.

«Музыкальное воспитание» – где разучиваются музыкальные произведения в содержании которых освещаются вопросы безопасности дорожного движения, проводятся досуги и праздники.

«Художественно-речевая деятельность», в процессе которой дети знакомятся с литературными произведениями, основу которых составляет вопрос о безопасности поведения на дороге.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства с целью воспитания познавательного интереса, развития умения отобразить в рисунке свое отношение к окружающему миру, к вопросам безопасности дорожного движения.

Ценность.

Обучая детей правилам дорожного движения, педагог может использовать все доступные формы и методы работы. От группы к группе материал усложняется. В основе предлагаемого перспективного плана лежит метод тематического планирования: все занятия объединены общей темой «Правила и безопасность дорожного движения».

Практическая значимость.

Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города – актуальная на сегодняшний день тема. Предложены все доступные формы и методы работы. Это – беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игровая деятельность. Работа идет комплексно по всем разделам воспитания и обучения. Полученные знания закрепляются в играх, развлечениях, досугах.

 Действенность, результативность.

Результативность освоения детьми предложенного материала определяется по приобретенным детьми вербальным знаниям, скорости и легкости усвоения и овладения ими необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе праздников, игровой деятельности по правилам дорожного движения, самостоятельности детей, которая проявляется в ситуациях, моделирующих дорожное движение (работа с макетом).

Цель методической разработки: формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.

 Задачи методической разработки:

Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

 

Формы взаимодействия педагога и детей.

Формирование устойчивого познавательного интереса возможно при создании и соблюдении определенных условий – это расширение и углубление знаний каждого ребенка, включение детей в активный поиск знаний, организация их разнообразной деятельности (продуктивной, игровой,  поисковой, наблюдения, общения), использование наглядных пособий, игр, игровых приемов.

Ознакомление детей с первоначальными знаниями о правилах безопасного поведения во время катания на велосипеде и самокате происходит через различные формы взаимодействия педагога и детей:

Совместная деятельность вне занятий (художественно-эстетическая деятельность, художественная литература, прогулки, беседы, игры, рассматривание, заучивание, ситуации, развлечения);

Самостоятельная деятельность (экспериментирование, моделирование, игры, рассматривание иллюстраций).

Для реализации методической разработки мной были использованы следующие методы:

Наглядный (наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин)

Игровой (дидактические игры и упражнения, словесные игры)

Метод моделирования (схемы и символы, проблемные ситуации)

Практический метод (продуктивная деятельность, экспериментальная деятельность).

Беседы: (Приложение №1)

«Знакомство с улицей»;

«Цвета в дорожном движении»;

«Правило перехода улицы»;

«Где можно и где нельзя играть»;

«Мой друг светофор»;

«Правило поведения в транспорте»;

«Регулировщик»;

«Правила дорожного движения выполняй без возражения»;

«Какие дорожные знаки тебе встречаются тебе по дороге в детский сад»;

«Перекрёсток».

Художественное слово

Чтение стихотворений; Загадки по правилам ПДД; Считалочки; Пословицы. (Приложение №2)

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование

«Знак пешеходный переход»;

«Светофор»;

«Я-пешеход». (Приложение №3)

Аппликация  

«Пешеходный переход»

 «Светофор» (Приложение №4)

Лепка

«Веселый светофор»

«Машины нашего города» (Приложение № 5)

Музыкальная деятельность: 

Слушание песен разных композиторов продвижение машин, про работу водителей, про правила дорожного движения.

Подвижные игры:

«Светофор»

«Воробушки и автомобили»

«Стоп»

«Красный», «желтый», «зеленый»

«Шоферы»

«Веселый трамвайчик

«Передай жезл»

«Будь внимательным»

«Воробушки и кот»

«Таксисты»

«Автомобили»

«Светофорчики»

«Слушай команду» (Приложение №6)

Картотека дидактических игр (Приложение №7)

Картотека сюжетно-ролевых игр (Приложение №8)

Работа с родителями

В процессе формирования знаний о правилах безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста основная роль принадлежит родителям, они выступают основными партнерами. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Большое значение в выборе той или иной формы работы имеют степень компетентности родителей и их заинтересованность в предложенной тематике:

Совместная деятельность родителей и детей по подбору детских стихов и произведений по ПДД.  

Консультации для родителей на тему: (Приложение №9)

«Дорога не терпит шалости- наказывает без жалости»

 «Безопасность детей –забота взрослых»

 «Безопасное детство»

«Родитель – пример поведения на улице и дороге»

«Безопасный путь домой»

 Памятки для родителей: (Приложение №10)

«Правила дорожные совсем – совсем не сложные»

«Собираясь в дорогу»

 «Дорожные ловушки»

«Воспитания грамотного пешехода»

Родительское собрание: (Приложение №11)

«Безопасность детей на дороге».

 Анкета для родителей «Взрослые и дети на улицах города» (Приложение №12)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...