План по самообразованию «Эмоциональное  развитие дошкольников 4-5 лет посредством театральной деятельности»
материал

Прошина Анна Ивановна

В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театра в развитии творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshina_samoobrazovanie_22-23.docx49.76 КБ

Предварительный просмотр:

Прошина Анна Ивановна,

Воспитатель

ГБДОУ №22

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

План по самообразованию на 2022-2023 уч.год.

Тема:«Эмоциональное  развитие дошкольников 4-5 лет посредством театральной деятельности»

Содержание:

№п/п

№ страницы

1

Содержание.

1

2

Актуальность.

2

3

Новизна, цель, задачи.

2

4

Результаты, форма самообразования.

2

5

План работы.

3

6

Перспективный план работы с детьми.

4

7

Мониторинг реализации программы

8

8

Методическая литература.

9

Актуальность

В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной игры. Достаточно сослаться на исследования Л. В. Артемовой, А.Н. Брызгаловой. Глубокий анализ театрально-игровой деятельности осуществлен как с точки зрения «преодоление коммуникативной дезадаптации у дошкольников», так и с позиции «развитие мотивации к развитию творчества». Значительные исследования посвящены театрализованной игре «в развитие интеллекта дошкольника», в «своем творчестве ребенок открывает новое для себя». Несмотря на столь многочисленную литературу, посвященную театральной деятельности остается открытым и очень актуальным вопрос использование театра в развитии творческих способностей дошкольников.

Новизна

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Поэтому система работы с дошкольниками в основном строится на играх, игровых упражнениях, которые повышают умственную активность, совершенствуют речь, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Однако, работая с детьми, я пришла к выводу, что необходимо строить занятия таким образом, чтобы дети жили в них естественной, радостной жизнью. Для этого я обратилась к театральной деятельности, одному из самых эффективных методов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип развития: развивай играя.

Цель

Рассмотреть театральную деятельность с позиции универсального средства в развитии творческих способностей дошкольников

Задачи

- систематизировать имеющиеся в педагогической науке знания о театральной деятельности в дошкольном детстве;

- разработать тематическое планирование театрально-игровой деятельности у средних дошкольников;

- формировать первоначальные представления о средствах  актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве;

- последовательно знакомить детей среднего дошкольного возраста с различными видами театра (кукольный, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества ;

- гармонично развивать природные способности детей средствами театральной деятельности;

- активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;

- пробуждать интерес к театральному искусству;

- обобщить опыт работы «Эмоциональное  развитие дошкольников посредством театральной деятельности»

Результаты

Дети научатся проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражать свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа.

Сформируются умения передавать образ героя характерными движениями с соответствующей интонацией.

У детей сформируются представления об эмоциональных состояниях, у них появится отклик на эмоции близких людей и друзей.

Дети станут более эмоционально отзывчивы, более дружные, потому что научатся договариваться; научатся применять самостоятельно усвоенные знания; научатся планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

 

Форма  самообразования

Индивидуальная

План работы на 2022-2023 учебный год

месяц

форма работы

содержание

срок

ответственный

Сентябрь

Изучение

методической

литературы

нормативно-пр

См. список литературы

15.09.2022

Прошина А.И.

Октябрь

Созданиее необходимой развивающей предметно-

пространственной среды

Приобретение необходимого оборудования и инвентаря для занятий.

Создание игрового материала, атрибутов, иллюстраций.

01.10.2022

Пополнение развивающей среды в течении года.

Прошина А.И

Ноябрь

Участие в мероприятиях

посвящённых теме самообразования

См. план работы РМЦ, вебинары и методические объединения интернет ресурсов.

В течении года

Прошина А.И

Декабрь

Предоставление  информации для родителей по данной

теме

Рекомендации, анкетирование, консультации, беседы, памятки, родительское собрание

20.12.2022

Прошина А.И

Январь

Музыкальный досуг для родителей

«В стране сказок»

25 .01.2022

Прошина А.И

Февраль

Отражение педагогической деятельности

Фотоотчёт на сайте ДОУ.

Публикации на сайте ДОУ.

Ежемесячно

Прошина А.И

Март

Презентация

«Эмоциональное  развитие дошкольников 4-5 лет посредством театральной деятельности»

(из личного опыта)

23.03.2022

Прошина А.И

Апрель

Мастер – класс для воспитателей «Эмоциональное  развитие дошкольников 4-5 лет посредством театральной деятельности»

«Эмоциональное  развитие дошкольников 4-5 лет посредством театральной деятельности»

(показ развивающей среды)

28.04.2022

Прошина А.И

Май

Подведение итогов работы.

Отчет о проделанной работе.

15.05.2022

Прошина А.И

Перспективный план работы с детьми на 2022 – 2023 учебный год.

Месяц

Тема

Задачи работы

Методическое оснащение

Сентябрь

«В мире театра». Беседа о видах театров (Драматический театр, Театр кукол, Музыкальный театр, Академический театр).

дать детям представление о театре; расширять знания о театре, как виде искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

1. Рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видео презентации о видах театра. Продолжить знакомство с правилами поведения в театре.

2. Упражнения: дыхательные «Задуй свечу»; на релаксацию «Тяжёлая ваза»; артикуляционное «Сказка о весёлом язычке».

3. Обыгрывание этюдов: «Знакомство», «Встреча с другом», «В театре».

«Пока занавес закрыт».

 развивать интерес детей к сценическому искусству; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками; совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

1. «Знакомство с театральными профессиями». «Мы играем в театр» - артикуляционная гимнастика.

2. «Мы - будущие артисты» - упражнения на развитие выразительной пластики движений, на развитие выразительной мимики.

3. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я?» - ряжение в костюмы, имитационные этюды.

Октябрь

«Мы актёры».

формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми.

1.Упражнение для голоса «Воробьи».

2. Беседа о театральной терминологии.

3. Игра “Пантомима”.

4. Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон».

5. Упражнение на развитие выразительной мимики «Мое настроение».

Драматизация сказки «Теремок ».

совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию.

1. Работа над дикцией. Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку».

2. Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет».

3. Прочтение сказки, распределение ролей.

Ноябрь

Действия с воображаемыми предметами.

способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

3. Репетиция сказки «Теремок».

4. Создание необходимых атрибутов и декораций к будущему спектаклю.

Премьера спектакля «Теремок».

вызвать у детей симпатию к героям сказки; воспитывать у детей желание выступать.

Показ  сказки.

Декабрь

Игры-драматизации с куклами бибабо.

продолжать знакомство с техникой управления куклы бибабо; создание мини-этюдов.

1. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

2. Речевая минутка: «Речевые интонации персонажей».

3. Этюд «Знакомство», «Приветствие», «Рукопожатие».

4. Пантомимы «Лепим снеговика», «Катаемся на лыжах».

5. Инсценировка с куклами бибабо «Рукавичка».

Техника взаимодействия нескольких кукол за ширмой. Диалоги персонажей.

обучение технике взаимодействия нескольких кукол за ширмой на коротком литературном фрагменте; вырабатывать речевые интонации персонажей (темп речи, громкость, эмоциональность).

1. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

2. Речевая минутка: «Тихо - громко», «Кричи - молчи».

3. Отработка навыков ведения куклы.

4. Этюды «Лисичка-сестричка», «Волчок-серый бочок», «Медведь».

5. Диалоги Мышки, Лягушки и Зайца.

6. Инсценировка сказки «Рукавичка».

Январь

Разыгрывание этюдов.

учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

1. Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Вкусные конфеты», «Новая кукла", «Лисенок боится».

2. Работа над скороговорками «Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком».

 

Ритмопластика.

учить детей произвольно реагировать на сигнал; развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

1. Игры на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

2. Игры и упражнения на опору дыхания «Дрессированные собачки».

3. Речевая минутка. Речедвигательная гимнастика.

Февраль

«В гостях у сказки».

 побеседовать с детьми о сказочных героях русского фольклора; более подробно познакомить детей с Бабой-Ягой, Кикиморой, Лешим; разобрать положительные и отрицательные черты героев.

1. Упражнения на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики».

2. Этюд на развитие выразительной мимики. Игра «Волшебное зеркало».

3. Разучивание и обыгрывание частушек, дразнилок.

Театральная игротека: «Весёлые стихи» (с использованием театра «живой руки»).

 продолжать знакомить детей с театром «живой руки»; навыками владения этим видом театральной деятельности; упражнять во владении куклой; воспитывать любовь к театру.

1. Игра «Весёлые стихи» или «Забавные стихи».

 

2. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша».

 

3. Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно».

Март

Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок.

продолжать знакомить детей с видом театральной деятельности – театром масок; развивать творческий интерес.

1. Чтение стихотворения В. Антоновой «Зайки серые сидят».  

 

2. Скороговорка «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары».

 

3.Этюды на выразительность жеста. «Тише», «Иди ко мне».

 

  1. Подготовка масок для зайчат (каждый ребенок готовит для себя маску, раскрашивает готовую заготовку).

 

Подготовка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят».

развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; расширять образный строй речи; следить за выразительностью образа.

Апрель

Инсценировка спектакля по стихотворению В. Антоновой «Зайки серые сидят» (для детей младшей группы).

создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в детях артистичность.

Творчество С.Я. Маршака.

познакомить детей с произведениями С.Я. Маршака; объяснить детям понятие «Рифма».

1. Техника речи. Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки».

2. Речевая минутка.

3. Игра «Угадай-ка».

4. Музыкальная загадка «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка» (В. Агафонников «Вся мохнатенькая»).

5. Драматизация стихотворения «Усатый - полосатый».

Май

Сказка «Репка».

воспитывать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности; развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.

1. Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.

2. Речевая минутка: «Скороговорки», «Чистоговорки».

3. Разучивание ролей.

Показ спектакля по сказке «Репка» (для родителей).

создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.

Мониторинг работы.

Для проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе за основу берется «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» под редакцией Афонькиной Ю.А.

 

Мониторинг проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

 

Отклик на эмоции близких людей и друзей.

 

Высокий. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, замечает нюансы переживаний, пытается понять причины эмоциональных переживаний.

Средний. Адекватно реагирует на эмоциональные состояния других людей, не замечает нюансы переживаний, не пытается понять причины эмоциональных переживаний.

Низкий. Не понимает эмоциональных состояний других людей, не стремиться содействовать и может отказываться от данного действия, побуждаемого взрослым.

 

Сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов.

 

Высокий. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; дает эмоциональную оценку персонажам и мотивам, исходя из логики их поступков; различает эмоциональную и моральную оценку персонажей.

Средний. Адекватно реагирует на события, описанные в тексте; дает эмоциональную оценку персонажам, но мотивирует не развернуто или не мотивирует; недостаточно четко различает эмоциональную и моральную оценку персонажей.

Низкий. Эмоционально откликается на некоторые эпизоды сюжета; затрудняется дать эмоциональную оценку персонажам; не различает эмоциональную и моральную оценку персонажей.

 

Представления об эмоциональных состояниях.

 

Высокий. Имеет четкие, обобщенные, информативные представления об эмоциях и чувствах (радость, страх …), понимает и объясняет причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний.

Средний. Имеет общие представления об эмоциях и чувствах; затрудняется в самостоятельном объяснении причин их возникновения и приемов преодоления отрицательных переживаний.

Низкий. Имеет общие представления об основных эмоциях, не может объяснить причины их возникновения и приемы преодоления отрицательных переживаний или объясняет неверно.

 

Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

 

Высокий. Постоянно учитывает в деятельности и общении эмоции других людей.

Средний.  Может учитывать в деятельности и общении эмоции других людей, инициировать их поддержку, помощь, если такие действия не противоречат его собственным интересам.

Низкий. Не ориентируется в деятельности и общении на эмоции других людей.

 

Педагог делает вывод о том, какому уровню соответствует достижение ребенком планируемых результатов динамики формирования интегративного качества: высокому, среднему, низкому. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов: высокий уровень-10 - 12 баллов, средний уровень-7-9 баллов, низкий уровень- 4 -6 баллов.

 

Общая сумма балов подсчитывается для каждого ребенка и проставляется в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достижения планируемых результатов динамики формирования интегративного качества и вносится в графу «Суммарный уровень»:

55 – 72 балла – высокий,

36 – 54 балла – средний,

1 – 35 баллов – низкий.

Подсчитывается количество детей в %, имеющих тот или иной суммарный уровень.

 

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4 -2005г.-с.24.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М:. Просвещение, 1991 г. – с. 127.
  4. Бодраченко И., Наперстак Л.О. Ребенок, музыка, театр.//Обруч.-№3-2006 с. 18-22.
  5. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Мн.: Юнипресс, 2006 – с. 176.
  6. Буренина А.И. Развитие детского творчества в театрализованных играх.//Музыкальная палитра. - №1 – 2000. – с.6-9.
  7. Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. Москва. 2007 с. -14-17.
  8. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности.// Ребенок в детском саду. - №3.-2001 – с.66.
  9. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – Спб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.- с. 48.
  10. Петрова Е. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4.- 2001- с.32
  11. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная пресса, 2004.-с. 128.
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-Творчество-Дети» Москва 2004 с.- 51.
  13. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
  14.  Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г
  15. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  1. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  3. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  4. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
  5. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  6. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  7.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  8. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  9. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  11. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  12. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду».

Литература:

  1. Акулова О. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4 -2005г.-с.24.
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006.- с. 128.
  3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М:. Просвещение, 1991 г. – с. 127.
  4. Бодраченко И., Наперстак Л.О. Ребенок, музыка, театр.//Обруч.-№3-2006 с. 18-22.
  5. Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников. – Мн.: Юнипресс, 2006 – с. 176.
  6. Буренина А.И. Развитие детского творчества в театрализованных играх.//Музыкальная палитра. - №1 – 2000. – с.6-9.
  7. Губанова Н.Ф. Театральная деятельность дошкольников. Методические рекомендации. Москва. 2007 с. -14-17.
  8. Доронова Т. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности.// Ребенок в детском саду. - №3.-2001 – с.66.
  9. Нищева Н.В. Развивающие сказки. – Спб.:»ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002.- с. 48.
  10. Петрова Е. Театрализованные игры.// Дошкольное воспитание.-№4.- 2001- с.32
  11. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду.-М.: Школьная пресса, 2004.-с. 128.
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. Программа «Театр-Творчество-Дети» Москва 2004 с.- 51.
  13. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
  14.  Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г
  15. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  1. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  3. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  4. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений»
  5. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  6. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  7.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  8. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  9. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  11. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  12. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – эмоциональное развитие детей 4 – 5 лет в театральной деятельности

Значение социально-эмоционального развития в дошкольном возрасте....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И

Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности Сказка «Репка» (преобразованная)

вторая младшая группа (конец года) Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!  Основной целью является  разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическому, социал...

Отчет по самообразованию тема:" Развитие речи детей дошкольного возраста посредствам театральной деятельности"

Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...