Мастер класс "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста"
материал (подготовительная группа)

Мастер - класс для воспитателей.

Тема: « Развитие речи у детей

 старшего дошкольного возраста ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://adonius.club/uploads/posts/2022-01/thumbs/1643016518_39-adonius-club-p-fioletovii-fon-s-uzorami-40.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    КАЗЕННОЕ     ДОШКОЛЬНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЦЕНТР    РАЗВИТИЯ   РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ   САД    № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО  КРАЯ

Мастер - класс для воспитателей.

Тема: « Развитие речи у детей

 старшего дошкольного возраста ».

Составлен

воспитателем:

Магомедовой С.П.

с. Левокумское

2022 – 2023 учебный год.

          Уважаемые коллеги! Я хочу представить вам  мастер-класс по теме:

«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста ».

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

        Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. Овладение речью  в дошкольный период составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

Именно в  речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. К сожалению        в последнее время всё больше появляется детей с речевыми нарушениями                  и  это не только врождённые патологии, но и недостаток речевого развития. Родители перестали читать детям книги, говорить с ними на различные темы, играть в речевые игры. Можно сказать, что появился дефицит речевого общения.

     Наблюдая  за детьми в разных видах деятельности, было обращено внимание на недостаточное речевое развитие детей: диагностика речевого развития  показала, что в старшей  группе  22% детей имели низкий уровень, 78% средний уровень.

      Была определена цель деятельности с детьми: повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.   Задачи:

- Развивать  речь детей дошкольного возраста в процессе  применения разнообразных  методов и приемов, в различных видах детской деятельности.

Обогащать жизненный опыт детей; учить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.

- Дать детям представления о последовательности действий персонажей                    в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.

Развивать стремление обсуждать увиденное, делиться своими впечатлениями, переживаниями.

- Повышать качество  работы с детьми по развитию  речи.

Выбраны методы и приёмы, которые способствовали эффективности      работы по речевому развитию в организованном образовательном процессе.

        В результате  проведенной работы повторный мониторинг показал, что 15 % детей имеют высокий уровень развития речи, 73% средний,  и  2%  низкий уровень. Высокие результаты были достигнуты в результате обогащения словарного запаса детей притяжательными и относительными   прилагательными, глагольными формами, наречиями, местоимениями.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, 

развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка. В соответствии с этим,               я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

         Поставленная цель и задачи решались, в процессе образовательного        процесса в различных видах деятельности,  в которых создавались условия для высокой речевой активности детей. Был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме: технологические карты мероприятий, наглядно-методические пособия, картотека речевых игр и упражнений.

В процессе развития речи дошкольников взрослый выступал перед ребенком в двух основных ролях. С одной стороны, как представитель общества, который овладел нормами и образцами, который учит. С другой, как равный партнер, с которым можно действовать как со сверстником, играть во все детские игры и забавы.  Весь образовательный  процесс был построен на применении игрового метода как ведущего.

Методами  развития речи у детей дошкольного возраста являлись:

 общение с взрослыми;общение со сверстниками; дидактические игры            и упражнения; игры-инсценировки;  наблюдения; природа; материальная культура; педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная среда; игра; труд, загадки. В интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывали развивающую предметно-  пространственную среду, предоставляли им            в соответствующем отборе предметы, игрушки, орудия труда, которые  поддерживали бы разнообразную деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивали их язык.

      Осуществлялся дифференцированный  подход. Заранее намечали, кого спросить, продумывали задания в соответствии с силами и возможностями каждого, поэтому в рассказах детей впоследствии проявлялась их индивидуальность, воображение.

     Комплексный подход заключался в том, что при общении с детьми в быту,                в играх, самостоятельной деятельности  непременно обращали внимание на особенности их речевого развития: образность, выразительность, навыки связной речи, недостатки произношения отдельных звуков. Уделяли большое внимание исправлению ошибок в речи детей, помогали найти их.

Вся работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников. Для них проводились консультации, мастер – классы,  разрабатывались рекомендации ,проводились совместные мероприятия.

       В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

      Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю  вашему вниманию те методы и приёмы, которые я использую в своей работе.

 Проведение имитационной игры.

Скажите, Вы любите сказки? Конечно же мы, как и наши дети любим сказки.       Хочу вам предложить волшебный цветок « Цветик - семицветик», он поможет мне показать вам наиболее интересные  приёмы моей работы.

-  Лети, лети, лепесток,
Через  запад на восток,
Через  север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

      Уважаемые коллеги, я предлагаю вам выбрать понравившийся вам лепесток.

1-й лепесток игра «Лови- бросай и быстро  называй».

- Предлагаю Вам игру на расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти.

 Объясняю вам  правила игры:  я бросаю мяч и называю обобщающее понятие, а вы мне быстро перечисляете. Например, я говорю:

Овощи и вы должны называть  несколько овощей. (Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.)

Фрукты:

 - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Ягоды:

 - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Деревья:

 Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь.

Кустарники:

Сирень, смородина, крыжовник, шиповник, калина, боярышник.

Транспорт и т.д.

2-й лепесток игра  «Слово наоборот».

-  Предлагаю игру на  умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением.

1.вариант

Я раздаю карточки, а вы должны подобрать  к карточке пару                                                с противоположным значением, назвать и объяснить.

2.  вариант

Я предлагаю вам переставить буквы  заданного слова наоборот и назвать его:

Кот – ток; нос – сон; год – дог; лес-сел; мир – Рим; кит – тик; Аня- Яна.

3-й лепесток игра  «Волшебные очки».

- Эта игра на  развитие  творческого воображения, умения составлять описательные  рассказы. У меня есть «волшебные очки», которые могут предсказывать будущее и рассказать, что же произойдет, когда наступит (зима, весна, лето, осень).

4-й лепесток «Сплетем венок из предложений».

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе. На столе стоит ваза и т.д.

5-й  лепесток  игра «Шкатулка со сказками».

- Предлагаю игру на развитие  связной речи, творческого мышления, закрепления сказок. Насколько вы знаете  сказки, мы сейчас и проверим.  Назовите сказку, с которой связаны эти предметы, и докажите.  (Из шкатулки достаю  картинки)

- Дорога, сметана, окно. («Колобок»).

- Коса, заяц, лиса. («Заюшкина избушка»).

- Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).

- Мороз, девочка, собачка. («Морозко»).

- Муха, самовар,  комар. («Муха-цокотуха»)

- Прорубь, щука,  печка. («По щучьему веленью»).

- Сани, рыба, лиса. («Волк и лиса»).

6-й  лепесток игра «Какое слово заблудилось?».

       Цель игры - формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

        Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен  заметить смысловые

       несообразности и подобрать нужные слова.

       - Куклу, выронив  из рук, Маша мчится к маме:

       Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

       -  Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

       Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

      - Жучка будку (булку) не доела. Неохота, Надоело.

       Забодал меня котел (козел), на него я очень зол.

      - На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка),

         На полянке у дубочка собрала  кусочки дочка (грибочки).

      -Вкусная сварилась Маша (каша).

      - На дворе большой мороз, отморозить можно хвост, (нос).

    7-й лепесток игра «Добавь словечко».

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающимися со звука (К).

-  Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

- Назови город на букву К ? (Калининград, Киев и т. д.)

- Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)

-  Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)

- Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

- Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)

Рефлексия:

 - Давайте мы вернёмся в наше с вами детство

-  Вы помните своё детство?

- Во что вы верили в детстве?

- Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками     становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему.

 Но все, же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, который не потерял в себе волшебника!

      Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.  Итак, уважаемые коллеги, вы  познакомились с теми методами и приёмами, которые я использую в работе с детьми.

       Уважаемые коллеги! Всем большое спасибо за работу. Благодарю вас за общение,  и прошу оценить ваше внутреннее состояние. Вам предлагается написать мне телеграмму, в которой указать ваши пожелания и замечания, т.е. высказать своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Программа Мастер-класса "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Обучение участников применению приемов мнемотехники в развитии связной речи детей старшего возраста....

Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Мастер презентаций "Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"...

Мастер- класс для педагогов "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном образовательном процессе"

В ходе мастер-класса рассматривается  повышение эффективности работы по развитию речи старших дошкольников в педагогическом процессе.Задачами мастер-класса является:Развивать  речь детей дош...

Мастер-класс для педагогов "Использование приемов мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Масте-класс для педагогов,можно использовать в работе с родителями.https://disk.yandex.ru/d/Bgs6FtiqRYyksw ссылка на презентацию по мастер-классу....