план самообразования " Ловкие пальчики"
проект (младшая, средняя, старшая группа)

Новикова Анна Николаевна

План по самообразованию "Ловкие пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_lovkie_palchiki.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Тема самообразования воспитателя и педагога психолога

«Ловкие пальчики»

Составила: Воспитатель Новикова А.Н

Согласовано: ВРИО зам. зав. Городилова Л.В.__________

Г.п. Ефимовский., 2022 г

Участники: дети группы компенсирующей направленности, родители, воспитатель.

Возраст: от 4 до 7 лет.

Период проведения : Сентябрь 2022 год- май 2023 год

Актуальность: Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Перспективный план по развитию мелкой моторики.

Сентябрь.

Составление картотеки пальчиковых игр.

Подбор методической литературы.

Подборка дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики

 Работа с родителями

Консультация: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (октябрь)

Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» (ноябрь)

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей (январь)

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок (декабрь)

Папка-передвижка «Игра с пальчиками» (апрель)

Памятки для родителей «Способы развития мелкой моторики» (май)

Работа с детьми (в течении года)

1. Пальчиковые упражнения

Зайка», «Машинка», «Игрушки», «Семья», «Кошки-мышки», «Капустка», «Сорока»

2. Упражнения с крупой

«Пересыпаем крупу», «Сортируем крупу», «Ищем клад», «Рисуем на манке», «Бусы для куклы», «Картинки из макарон»

3. Упражнения с водой и шариками, спринцовками

«Из ведра в ведро», «Вылавливаем шарик», «Переливание через воронку», «Ветерок», «Пузыри под водой»

4. «Веселые упражнения с карандашами».

Способствовать умению складывать карандаш по цвету. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук, закрепление цветов.

5. Игры с прищепками, скрепками, пуговицами

«Ёжик», «Солнышко», «Бусы для матрёшки», «Вот так улов», «Покорми меня», «Дорожка из пуговиц», «Сортируем пуговицы»

6. Игры со шнурками, лентами

«Весёлый шнурок», «Разноцветные клубочки», «Коврик», «Развяжи бантик»

7. Игры с крышками от бутылок

«Пирамидка из крышек», «Разноцветная дорожка», «Цветок для бабочки», «Копилка для крышек»

8. Игры с пирамидками, вкладышами, пазлами, конструктором

9.  массаж и самомассаж кистей рук;

10.  пальчиковый театр;

11.  конструирование: работа с мелким и крупным конструктором;

12.  рисование с использованием шаблонов и трафаретов, нестандартных техник; 

13. игровые упражнения со штриховками, дорисовками, лабиринтами

14. Картотека графических диктантов для развития ориентировки в пространстве и на плоскости;

15. Дидактические игры, шнуровки, пазлы, мозаика, конструкторы различной величины и различных материалов;

16. Нетрадиционные материалы для художественно-эстетической деятельности и счета;

         Ожидаемый результат:

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;

2. улучшается координация артикуляционного аппарата;

3. совершенствуется общая координация движений;

4. дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками

5. пополнился словарный запас слов;

6. кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость;

7. исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма;

8. овладение разными видами ручной умелости;

9. творческое применение изученных техник, приемов и материалов в

художественной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

Перспективный план работы кружка "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики

Материал содержит  перспективный план работы кружка " Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики в подготовительной логопедической группе....

План работы кружка « Ловкие пальчики» (первый год обучения)

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

План работы кружка « Ловкие пальчики» ( второй год обучения)

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлят...

План работы кружка « Ловкие пальчики»

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

Перспективный план проекта "Ловкие пальчики" для детей среднего дошкольного возраста

В материале представлен перспективный план проекта "Ловкие пальчики", в котором описывается система коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики па...

План работы по самообразованию «Ловкие пальчики» на 2023-2024 учебный год

План работы по самообразованию«Ловкие пальчики»на 2023-2024 учебный год...