Перспективный план проекта "Ловкие пальчики" для детей среднего дошкольного возраста
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

В материале представлен перспективный план проекта "Ловкие пальчики", в котором описывается система коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики пальцев рук. Длительность данного проекта - один учебный год, с сентября по май.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Ловкие пальчики»

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

 Актуальность.

  Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематическая деятельность, требующая тонких движений пальцев, повышает работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель: создать условия для развития мелких мышц рук через выполнение предметно - практических действий.

Задачи.

1. Создать условия для развития мелкой моторики.

2. Развивать мышцы пальцев рук, координацию движений (пальчиковая гимнастика, манипуляции с предметами, бумагой, пластилином и т.п.)

3. Формировать у детей графические навыки, умение работать с бумагой,

обогащать тактильный опыт детей.

4. Развивать зрительно-двигательную координацию;

5. Развивать слуховое, зрительное восприятие, активизировать мыслительную деятельность.

6. Развивать зрительно - моторную координацию.

7. Воспитывать аккуратность, усидчивость, уважительное отношение к  

    своему и чужому труду.

8. Повысить компетентность родителей в вопросах развития ребёнка,  

    подготовки его к школе.

Предполагаемый результат:

- укрепление мелких мышц кистей рук;

- развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,  

  соответствующего данному возрасту;

- совершенствование слухового и зрительного восприятия, пространственного    

  мышления;

- овладение детьми практическими приёмами работы с предметами, бумагой,

  пластилином;

- повышение компетентности родителей по вопросам развития ребёнка.

Тип проекта: практико-ориентированный.

По продолжительности: долгосрочный, срок реализации-учебный год.

Принципы: сотрудничества и сотворчества.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТА

Сентябрь

1.«Осенние цветы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев, формировать умение создавать предметы из цветной бумаги.

1. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки»

2. Складывание цветов из бумаги (оригами)

3. Раскрашивание изображений цветов карандашами.

2.«Дождик»

Цель: формировать умение ритмично стучать пальцами по твердой поверхности, проводить прямые линии в нужном направлении.

1.Пальчиковое упражнение «Дождик»

2. Массаж кистей рук

3. Графические упражнения «Дождь идет»

Октябрь

1. «Мячики»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность; формировать графические умения и навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Изготовление мячиков из фольги.

3.Обведение пунктирных изображений.

2. «Любимые игрушки»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; формировать умение примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура; определять предмет на ощупь

1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», «Шарики»

2. Игра «Что это?»

3.Пластилинография «Мой веселый, звонкий мяч».

3. «Кружат листья по дорожкам»

Цель: закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев, развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2. «Листопад» - лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки.

3. Пластилинография «Осеннее дерево».

4.«Огород. Овощи».

Цель: развивать координацию движений пальцев рук; упражнять в закрашивании контурных изображений овощей.

1. «Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

2. Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

Ноябрь

1. «Сад. Фрукты»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать графические умения.

1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов» - шнуровка

3. Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты»

2. «Ягоды»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев, формировать умение выкладывать фигуру по контуру.

1. Пальчиковая игра «Ягодки»

2. Выкладывание гороха по нарисованному контуру

3. Штриховка «Клубника»

3. «Дом. Семья»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; ориентировку на плоскости; продолжать формировать графические навыки.

1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» - выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты.

3. «Семья» - обвести шаблон фигуры человека и дорисовать.

4. «Мебель, квартира»

Цель: развивать мелкие движения пальцев рук, их двигательную активность; развивать ориентировку на плоскости; совершенствовать зрительную память.

1. «Мебель для гостиной» - выкладывание из палочек шкафа, дивана.

2. Массаж пальцев рук и ладоней ребристым карандашом.

3. Графическое упражнение «Продолжи узор»

Декабрь

1. «Зима»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать внимание, логическое мышление.

1. «Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2. Игра «Что лишнее и почему?»

3. «Сказочный домик» (оригами)

2. «Зимние забавы»

Цель: упражнять в координации движений с речью; продолжать работать над развитием мелкой моторики; научить скатывать шарики из салфеток.

1. Пальчиковая гимнастика «Снежная баба»

2. Игра с пробками «Лыжи»

3. «Веселый снеговик» - аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

3. «Украсим елку»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать зрительное внимание.

1. Игра «Наведем порядок» -группировка предметов по признаку

2. «Бусы на елку» - выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности.

3.«Елочная игрушка» (оригами)

4. «Игрушки на елку»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев;

1. Пальчиковая игра «Елочка».

2. «Новогодние бусы» - нанизывание пуговиц на верёвочку

3. Горит огнями елочка (рисование пальчиком)

Январь

1. «Зимующие птицы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги.

1. «Угощение для птиц» - сортировка крупных семян (красный и белый фасоль)

2. Пальчиковая игра «Снегири»

3. «Птица» - обведение трафарета, штриховка

2. «Домашние животные»

Цель: развивать логическое мышление, умение обводить рисунок по точкам.

1. «Маленький конструктор»- выкладывание животных из геометрических фигур

2. Пальчиковая игра «На ладошку села кошка»

3. Обвести изображение животных по точкам

Февраль

1. «Домашние птицы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

1. «Накормим птичек» - скатывание бумаги в маленькие комочки

2.«Птицы хотят пить» - работа с водой и пипеткой.

3. Штриховка «Цыпленок»

2.«Транспорт»

Цель: формировать умение складывать фигуры из бумаги; развивать зрительно - двигательную координацию и моторику пальцев рук.

1. Рисование машины пальчиками на крупе.

2. Игра «Назови вид транспорта и его назначение»

3. «Машина» - складывание из бумаги (оригами)

3. «Подарок для близких»

Цель: развивать умение работать с бумагой.

1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

2. Массаж ладошек - прокатывание колючего мяча между ладошек

3. Оригами «Подарок»

4. «Наша Армия»

Цель: продолжать развивать зрительно моторные функции.

1. «Салют» - выкладывание из риса по нарисованному контуру

2. Пальчиковая игра «Солдаты»

3. Штриховка «Танк»

Март

1. «Весна»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

1. «Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2. «Капель» - нанизывание пуговиц на верёвочку

3. Аппликация из пшена «Солнышко»

2. «Мамин праздник»

Цель: развивать мелкую моторику; учить действовать по словесной инструкции; продолжать учить складывать цветы из бумаги.

1. Завязывание бантика на подарке.

2. Сматывание клубка для бабушки.

3. Открытка для мамы (оригами)

3. «Комнатные растения»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений; упражнять в штриховании.

1. Пальчиковая гимнастика «На окне в горшочке»

2. Обрывание цветка по контуру

3. «Цветок в вазе» - штриховка

4. «Дикие животные»

Цель: развивать зрительно - моторные функции.

1. «Кто, где живет?» - обведение трафаретов животных

2. Д/игра в сухом бассейне «Кто, чем питается?»

3. Штриховка «Дикие животные»

Апрель

1. «Перелетные птицы»

Цель: упражнять в выкладывании фигур из палочек; развивать зрительно- моторные функции.

1. Пальчиковая игра «Птички прилетали»

2. «Домик для скворца»- выкладывание из палочек.

3. Обвести изображение птицы по трафарету

2. «Весенние цветы»

Цель: развивать умение работать с трафаретами и шаблонами.

1. Упражнение «Мотылек»

2. Работа с трафаретами

3. Коллективная аппликация «Весенний луг».

3. «Дом, в котором мы живем»

Цель: упражнять в работе с трафаретами; развивать умение ориентироваться на плоскости.

1. «Что спряталось в комочке?» - разглаживание смятых в комочек изображений.

2. Пальчиковая гимнастика «Дом».

3. Выкладывание дома палочками по контуру.

4. «Правила дорожного движения»

Цель: развивать мелкую моторику.

1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»

2. Обведение изображений транспорта по трафарету, штриховка

3. Пластилинография «Светофор»

Май

1. «Рыбы»

Цель: продолжать работать над развитием мелкой моторики; развивать зрительное внимание, память.

1. Пальчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не хватает?»

3.Пластилинография «Рыбки в аквариуме»

2. «Насекомые»

Цель: продолжать работать над развитием зрительно моторных функций; совершенствовать графические навыки.

1. Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нёс однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

3. Шнуровка «Гусеница».

3. «Бабочки»

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений.

1. Пальчиковая игра «Бабочка»

2.Зашумленные картинки.

3. «Бабочка» (оригами)

4. «Лето»

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление.

1. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2. Пальчиковая игра «Пчелы»

3. Коллективная аппликация «Лето».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с дымковской народной игрушкой»

Данный план поможет педагогам в работе по ознакомлению детей с дымковской народной игрушкой.способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей, воспитывать интерес к народно...

Перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами этикета

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета

Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте

Перспективный план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) по формированию навыков безопасного поведения на дороге,  улице и в транспорте у детей с общим недоразвитием речи н...

Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений

Персективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений...

Перспективный план работы в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на учебный год

Календарно-тематический план разработан для работы по программе "От рождения до школы"...

Перспективный план работы в группе среднего дошкольного возраста (4-5 лет) на лето

Календарно-тематический план разработан для работы по программе "От рождения до школы"...