Права ребёнка
методическая разработка (подготовительная группа)
Целью данной разработки является знакомство с Конвенцией о правах ребёнка,и с нравственными нормами и правилами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_-_igra_prava_rebyonka.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа – игра «Права ребёнка»
(подготовительная к школе группа)
Подготовила:
Костенко Елена Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад
«Улыбка» с. Ливенка»
Цель: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».
Задачи:
Образовательная: закреплять знания о правах ребенка.
Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, связную речь, обогатить словарь детей.
Воспитательные: воспитывать правового мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Индивидуальная работа: Работа над выразительностью чтения стихотворений ребятами
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, дидактические игры «Доскажи словечко», отгадывание ребусов, физкультминутка, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа:Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.Рассматривание иллюстраций к сказкам.Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
Оборудование:
Иллюстрации, изображающие права человека; иллюстрации с различными сказками; д/и «Кто где живёт? »; разрезные картинки по сказкам, Медальоны цветка на каждого ребенка. книга: «Конвенция о правах ребенка».
Ход НОД
I. Водная часть.
Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу с приемной, здороваются с гостями, садятся на стульчики, которые стоят полукругом….
Фоновая музыка «Счастье».
Ребята, возьмите в руки своих игрушечных друзей и закройте глаза. Каждый из вас держит в своих ладошках маленького пушистого зверька – любимого котенка или щенка. Он так нуждается в вашей дружбе и заботе, он полностью вам доверяет и потому спокойно засыпает у вас на руках. Вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным… И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите его рядом с собой, убедитесь, что зверек в полной безопасности. Теперь приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! Выключается музыка.
-А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы?
- У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
- Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.
- Ребята, как называется этот документ?
- Конвенция.
- Что записано в этом документе?
- Права детей.
- В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь и маленький человек - ребенок тоже имеет право жить.
-Ребята, посмотрите, у меня ещё есть одна книга это «Сказочная конвенция».
- Как вы думаете, что там? (Ответы детей)
- Давайте откроем её и посмотрим!
- В Сказочной конвенции наши друзья - герои любимых сказок. Их права нарушаются, и они нас приглашают к себе в сказку для того, что бы мы определили какое право нарушено.
-Ребята, поможем нашим друзьям? (Да)
-Ну, тогда в путь!
-Сейчас произойдет волшебство, и мы окажемся с вами в сказке!
-Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)
-Давайте хором скажем наше заклинание:
Книжка-книжка, помоги!
Двери в сказку отвари!
(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)
-Посмотрите, мы в сказке…нас окружают сказочные герои!
II. Основная часть.1. Каждый ребенок имеет право на имя.
Но что это такое?!
( На магнитной доске прикреплено 3 карточки с изображением сказочных героев, две с подписанными именами, а третья – без имени)
- Ребята, как вы думаете, какое право сказочных героев здесь нарушено? (Право на имя)
- А что это за право такое, когда оно дается? (Ответы детей).
- Какой документ вы получаете при рождении? (Свидетельство о рождении - показать) Это ваш первый в жизни документ, в котором записано ваше первое право – право на имя и гражданство.
Дети все без исключения
Имена иметь должны,
И любой малыш с рождения –
Гражданин своей страны.
Давайте сейчас поиграем в игру «Клубочек».
- Мы будем передавать друг другу клубочек и называть свое имя, отчество, фамилию.
-Ребята, а вы еще знаете, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. Давайте, передавая мяч, сейчас назовем своего соседа ласковым именем. Посмотрите, сколько у нас прекрасных имен! И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя.
Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый фломастер и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут)
Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.
А какое же имя у нашего сказочного героя?
2. Каждый ребенок имеет право на любовь и понимание.
Ребята, посмотрите, что это за письмо к нам пришло. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?"
Как вы думаете, кто написал это письмо? (Это письмо написал Гадкий утенок)
- Почему жители птичьего двора его обижают? (Потому, что он не похож на других)
- Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку? (Нет, они нарушили право)
- А что это за право? (право на любовь и понимание)
А сейчас давайте соединим точки на листе, и посмотрим, что у нас получится. (Ребенок соединяет точки маркером)
- Что получилось? (Лебедь)
- Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе. Давайте мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый… ( дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый) Я думаю, что теперь утенку стало намного лучше и веселее.
Проведем физкультминутку «Смешные человечки»(в парах)
Смешные человечки (пальчиками перебирают др. другу от запястья к плечу)
Бежали возле речки,
Прыгали, скакали, (постукивание пальчиками по плечам)
Солнышко встречали, (ладошки приложить к щекам)
Забрались на мостик (сделать из рук мостик)
И забили гвоздик, (сжать кулачки и постучать ими)
Вдруг упали в речку: (присесть)
Где же человечки? (легко пощекотать друг друга)
- Ребята, вам было приятно играть друг с другом? Посмотрите, какие вы стали веселые, у всех светятся глазки. Все любят, когда с ним обращаются ласково, нежно. И никому не нравится, когда грубят, обижают, не хотят с ним играть.
Ребенку важно быть любимым,
Поддержку видеть, понимание,
Ведь детям так необходимы
Забота взрослых и внимание.
3. Жилище неприкосновенно.
Ребята, давайте посмотрим, что же это еще к нам пришло по сказочной почте! (иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» )
- Какие это сказки? Почему их нам прислали сказочные герои? (в них нарушены права на неприкосновенность жилища)
Д/И «Чей домик?»:
- Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.
Дети раскладывают: у птицы - гнездо, у белки – дупло, у медведя – берлога, у собаки – конура, у пчел – улей, у мышки и лисицы – нора.
И у нас есть свои дома. Давайте построим свой дом из кубиков, которые есть у нас в группе.
Ребята, никто не имеет право занять или отобрать наш дом. Жилище неприкосновенно.
А какие пословицы о доме вы знаете?
- Без хозяина дом – сирота!
- В родном доме и стены помогают.
- Человек без угла, что птица без крыла.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом как полная чаша.
- Дом вести, не лапти плести.
4. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях
- У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз ."
Кто узнал, что это за сказка? (Морозко)
-Для того чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус.
На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»
- Какое право зашифровано в этом ребусе? (право на семью)
- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга)
- А кто входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)
-Молодцы! Много знаете родственников!
- И так, повторим какое же право нарушено? (Право на семью)
Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
Раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц. Давайте вспомним пословицы о семье?
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет — так и горя нет.
Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Добрая семья прибавит разума-ума.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
За общим семейным столом еда вкуснее.
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
5. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, а также имеет право расти и развиваться.
(Звучит песня «Чему учат в школе» и на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино)
- Кто же нас ждет на следующей странице? (Буратино и Незнайка)
-Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас? (О праве на образование)
-Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?
(Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…)
- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
- А вы в детском саду, чем занимаетесь?
- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:
Уложив тетрадки, книжки,
Пошли в школу ребятишки.
Две девчонки впереди,
А мальчишки позади,
Дружных пять идут ребят.
Если двое впереди,
Сколько было позади? (3)
- Молодцы, справились с заданием.
- А вот следующее задание.
Игра «Восстанови пословицу» (Игра с мячом в кругу) Воспитатель начинает
пословицу, дети должны ее закончить.
Я читаю начало предложения, а вы заканчиваете подходящими по смыслу словами:
Век живи…(век учись)
Учиться всегда …(пригодится)
Ученье – свет…(а не ученье-тьма)
Тяжело в ученье…(Легко в бою)
- Молодцы, и с этим заданием справились легко.
-А теперь задание посложнее:
Игра «Вставьте слово» (игра проводится с мячом)
Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!
- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?
(оправе на бесплатное образование).
А так же каждый ребенок имеет право расти и развиваться.
Тяга к знаниям - право ребят
В этом важном похвальном желании
Государство должно помогать,
Гарантировать образование!
6. Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание
(Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом)
- Что это за сказочный персонаж пришел к нам в гости?
Ребенок читает:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей? ( Ветеринар)
- О каком праве пришла пора нам говорить? ( О праве на медицинское обслуживание)
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду? Ответы детей.
- А вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?
Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
- Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
(Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку)
7. Права детей
- Ну, а сейчас давайте проверим, как же вы запомнили свои права, поиграем.
Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев» или «Найди лишнюю картинку»
Детям предлагаются наборы из нескольких картинок, характеризующих то или иное право литературных героев (право на жилище, право на жизнь и др.) Ребенок должен назвать сказку, определить, какое право в ней нарушено, найти лишнюю картинку.
Ребенок: Это сказки «Три поросенка» «Лиса и заяц », «Теремок», - в них нарушено право на неприкосновенность жилища, а вот сказка «Лягушка-путешественница» здесь лишняя.
Ребенок: Это сказки «Красная Шапочка», «Кот, лиса и петух», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - в них нарушено право на жизнь, а сказка о «Царевне Лягушке» лишняя.
-Мы помогли всем? (Да)
-Ребята, какой совет мы дадим нашим героям?
Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите!
Конвенцию мы изучаем
И вас к тому же призываем!
III. Заключительная часть.
- Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги, в группу нас верни!
Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав! Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили? (право на имя, право на любовь и понимание, право воспитываться в семье, право на бесплатное образование, медицинскую помощь, и право на неприкосновенность жилища)- Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)
Я предлагаю закончить наше занятие стихами, которые приготовили сегодня наши ребята.
1-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы вместе жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы вместе дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
2-й ребенок:
Пусть дети смеются звонко
Подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
3-й ребенок:
Детство только раз бывает
У ребят любой страны,
Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
4-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка...
Защита прав ребёнка....или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.
Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости, не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто вин...
Родители знайте "Права ребёнка — это ваши права!"
каждый ребенок имеет право на жизнькаждый ребенок имеет право на полезное и качественное питаниекаждый ребенок имеет право на образованиекаждый ребенок имеет право на медицинскую помощькаждый ребенок ...
Стихотворение "Права ребёнка" для проведения досуга с родителями по правам ребёнка.
Взрослые, вы все в ответеСчастливо чтоб жили дети!...
20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)
Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...
Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"
В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....
Беседа о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка».
Беседа с детьми о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка»....