Права ребёнка
методическая разработка (подготовительная группа)

Целью данной разработки является знакомство с Конвенцией о правах ребёнка,и с нравственными нормами и правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_-_igra_prava_rebyonka.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа – игра   «Права ребёнка»

(подготовительная  к школе группа)

Подготовила:

Костенко Елена  Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад

«Улыбка» с. Ливенка»

Цель: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и правилами, учить соотносить права и обязанности; ознакомить с собственными правами, рассказать о «Конвенции о правах ребенка».

Задачи:

Образовательная: закреплять знания о правах ребенка.

Развивающие:  развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развивать правовое мировоззрение; развивать внимание, память, связную речь, обогатить словарь детей.

Воспитательные: воспитывать правового мировоззрение,  чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Индивидуальная работа: Работа над выразительностью чтения стихотворений ребятами

Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, дидактические игры «Доскажи словечко», отгадывание ребусов, физкультминутка, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа:Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.Рассматривание иллюстраций к сказкам.Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

Оборудование:

Иллюстрации, изображающие права человека; иллюстрации с различными сказками; д/и «Кто где живёт? »; разрезные картинки по сказкам,  Медальоны цветка на каждого ребенка. книга: «Конвенция о правах ребенка».

Ход НОД

I. Водная часть.

Звучит песня «Мы маленькие дети», дети входят в группу с приемной, здороваются с гостями, садятся на стульчики, которые стоят полукругом….

Фоновая музыка «Счастье».

 Ребята, возьмите в руки своих игрушечных друзей и закройте глаза. Каждый из вас держит в своих ладошках  маленького пушистого зверька – любимого котенка или щенка. Он так нуждается в вашей дружбе и заботе, он полностью вам доверяет и потому спокойно засыпает у вас на руках. Вы стараетесь сидеть не шевелясь, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, улыбнитесь ему. Его дыхание становится более ровным, спокойным… И вы тоже дышите в такт с ним. Чувствуете, как бьётся его сердце? Осторожно положите его рядом с собой, убедитесь, что зверек в полной безопасности. Теперь  приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье - жить и радоваться жизни! Выключается музыка.

-А благодаря кому вы появились на свет? Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению? Как они счастливы, что у них есть вы?

- У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

- Посмотрите дети, у меня в руках книга, не простая, а очень важная. Эта книга называется «Конвенция о правах ребенка». Из этой книги можно узнать о ваших правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты.

- Ребята, как называется этот документ?

- Конвенция.

- Что записано в этом документе?

- Права детей.

- В конвенции записано, что главное право каждого человека — право на жизнь и маленький человек - ребенок тоже имеет право жить.

-Ребята, посмотрите, у меня ещё есть одна книга  это «Сказочная конвенция».

- Как вы думаете, что там? (Ответы детей)

- Давайте откроем её и посмотрим!

- В Сказочной конвенции наши друзья - герои любимых сказок. Их права нарушаются, и они нас приглашают к себе в сказку для того, что бы мы  определили какое право нарушено.

-Ребята, поможем нашим друзьям? (Да)

-Ну, тогда в путь!

-Сейчас произойдет волшебство, и мы окажемся с вами в сказке!

-Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)

-Давайте хором скажем наше заклинание:

Книжка-книжка, помоги!

Двери в сказку отвари!

(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)

-Посмотрите, мы в сказке…нас окружают сказочные герои!

II. Основная часть.1. Каждый ребенок имеет право на имя.

Но что это такое?!

( На магнитной доске прикреплено 3 карточки с изображением сказочных героев, две с подписанными именами, а третья – без имени)

-  Ребята, как вы думаете, какое право сказочных героев здесь нарушено? (Право на имя)
- А что это за право такое, когда оно дается? (
Ответы детей).
- Какой документ вы получаете при рождении?  (
Свидетельство о рождении - показать) Это ваш первый в жизни документ, в котором записано ваше первое право – право на имя и гражданство.

Дети все без исключения

Имена иметь должны,

И любой малыш с рождения –

Гражданин своей страны.

Давайте сейчас поиграем в игру «Клубочек».

- Мы будем передавать друг другу клубочек и называть свое имя, отчество, фамилию.

-Ребята, а вы еще знаете, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. Давайте, передавая мяч, сейчас назовем своего соседа ласковым именем. Посмотрите, сколько у нас прекрасных имен! И конечно недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушает его право на имя.

Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый фломастер и напишите в серединке свое имя.
(Дети встают, берут фломастеры и пишут)
Теперь видно, что у каждого из вас есть имя.

А какое же имя у нашего сказочного героя?

2. Каждый ребенок имеет право на любовь и понимание.

Ребята, посмотрите, что это за письмо к нам пришло. Сейчас я его прочитаю: "Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе живут разные птицы, но никто меня не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?"

Как вы думаете, кто написал это письмо? (Это письмо написал Гадкий утенок)

- Почему жители птичьего двора его обижают? (Потому, что он не похож на других)

- Правильно ли поступали жители птичьего двора по отношению к Гадкому утенку? (Нет, они нарушили право)

- А что это за право? (право на любовь и понимание)

А сейчас давайте соединим точки на листе, и посмотрим, что у нас получится. (Ребенок соединяет точки маркером)

-  Что получилось?  (Лебедь)

- Вот таким прекрасным лебедем станет Гадкий утенок. Сейчас ему трудно на птичьем дворе. Давайте мы поиграем в игру "Мир без тебя" и скажем утенку много добрых слов, чтобы ему было веселее. Я начинаю: "Мир без тебя был бы неинтересен, потому, что ты самый красивый… ( дети продолжают: самый добрый, милый, умный, вежливый, отзывчивый, ласковый)  Я думаю, что теперь утенку стало намного лучше и веселее.

Проведем физкультминутку «Смешные человечки»(в парах)

Смешные человечки (пальчиками перебирают др. другу от запястья к плечу)

Бежали возле речки,

Прыгали, скакали, (постукивание пальчиками по плечам)

Солнышко встречали, (ладошки приложить к щекам)

Забрались на мостик (сделать из рук мостик)

И забили гвоздик, (сжать кулачки и постучать ими)

Вдруг упали в речку: (присесть)

Где же человечки? (легко пощекотать друг друга)

-  Ребята, вам было приятно играть друг с другом? Посмотрите, какие вы стали веселые, у всех светятся глазки. Все любят, когда с ним обращаются ласково, нежно. И никому не нравится, когда грубят, обижают, не хотят с ним играть.

Ребенку важно быть любимым,

Поддержку видеть, понимание,

Ведь детям так необходимы

Забота взрослых  и внимание.

3. Жилище неприкосновенно.

Ребята, давайте посмотрим, что же это еще к нам пришло по сказочной почте! (иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей» )

- Какие это сказки? Почему их нам прислали сказочные герои?  (в них нарушены права на неприкосновенность жилища)

Д/И «Чей домик?»:

- Да, у каждого должно быть свое жилище, и никто не может его отобрать. Я разложу карточки, где изображены жилища животных. Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.

Дети раскладывают: у птицы - гнездо, у белки – дупло, у медведя – берлога, у собаки – конура, у пчел – улей, у мышки и лисицы – нора.

И у нас есть свои дома. Давайте построим свой дом из кубиков, которые есть у нас в группе.

Ребята, никто не имеет право занять или отобрать наш дом. Жилище неприкосновенно.

А какие пословицы о доме вы знаете?

- Без хозяина дом – сирота!

- В родном доме и стены помогают.

- Человек без угла, что птица без крыла.

- В гостях хорошо, а дома лучше.

- Дом как полная чаша.

- Дом вести, не лапти плести.

4. Каждый ребенок имеет право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях

-  У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз ."

Кто узнал, что это за сказка? (Морозко)

-Для того чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус.

На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»

- Какое право зашифровано в этом ребусе? (право на семью)

- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся  друг о друге, любят друг друга)

- А кто  входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)

-Молодцы! Много знаете родственников!

- И так, повторим   какое же право нарушено? (Право на семью)

Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.

Раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц.  Давайте вспомним  пословицы  о семье?

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

5. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование, а также имеет право расти и развиваться.

(Звучит песня «Чему учат в школе» и на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино)

- Кто же нас ждет на следующей  странице? (Буратино и Незнайка)

-Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас? (О праве на образование)

-Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?

(Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…)

- Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

- А вы в детском саду, чем занимаетесь?

- Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
Воспитатель читает загадку в стихах:

Уложив тетрадки, книжки,

Пошли в школу ребятишки.

Две девчонки впереди,

А мальчишки позади,

Дружных пять идут ребят.

Если двое впереди,

Сколько было позади? (3)

- Молодцы, справились с заданием.

- А вот следующее задание.

Игра «Восстанови пословицу» (Игра с мячом в кругу) Воспитатель начинает

пословицу, дети должны ее закончить.

Я читаю начало предложения, а вы заканчиваете подходящими по смыслу словами:

Век живи…(век учись)

Учиться всегда …(пригодится)

Ученье – свет…(а не ученье-тьма)

Тяжело в ученье…(Легко в бою)

- Молодцы, и с этим заданием справились легко.

-А теперь задание посложнее:

Игра «Вставьте слово» (игра проводится с мячом)

Воспитатель начинает, дети заканчивают:

Самолетом правит… (летчик).

Трактор водит… (тракторист).

Электричку - (машинист).

Стенку выкрасил… (маляр).

Доску выстругал… (столяр).

В доме свет провел… (монтер).

В шахте трудится… (шахтер).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто все знает - …(молодец)!

- Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили?

(оправе на бесплатное образование).

А так же каждый ребенок имеет право расти и развиваться.

Тяга к знаниям - право ребят

В этом важном похвальном желании

Государство должно помогать,

Гарантировать образование!

6. Каждый ребенок имеет право на медицинское обслуживание

(Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом)

- Что это за сказочный персонаж пришел к нам в гости?  

Ребенок читает:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица.
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

- Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей?  ( Ветеринар)
- О каком праве пришла пора нам говорить? ( О праве на медицинское обслуживание)
- Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду? Ответы детей.
- А вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку?

Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
- Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?

(Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку)                                    

7. Права детей

-  Ну, а сейчас давайте проверим, как же вы запомнили свои права,  поиграем.

Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев» или «Найди лишнюю картинку»

Детям предлагаются наборы из нескольких картинок, характеризующих то или иное право литературных героев (право на жилище, право на жизнь и др.) Ребенок должен назвать сказку, определить, какое право в ней нарушено, найти лишнюю картинку.

Ребенок: Это сказки «Три поросенка»  «Лиса и заяц », «Теремок», - в них нарушено право на неприкосновенность жилища, а вот сказка «Лягушка-путешественница» здесь лишняя.

Ребенок: Это сказки «Красная Шапочка», «Кот, лиса и петух», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - в них нарушено право на жизнь, а сказка о «Царевне Лягушке» лишняя.

-Мы помогли всем? (Да)

-Ребята, какой совет мы дадим нашим героям?

Знать права детей хотите?

В детский сад к нам приходите!

Конвенцию мы изучаем

И вас к тому же призываем!

III. Заключительная часть.

- Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги,                                                        в группу нас верни!

Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав!  Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили? (право на имя, право на любовь и понимание, право воспитываться в семье, право на бесплатное образование, медицинскую помощь, и право на неприкосновенность жилища)-  Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)

Я предлагаю закончить наше занятие стихами, которые приготовили сегодня наши ребята.

1-й ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы вместе жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы вместе дружить,

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты.

2-й ребенок:

Пусть дети смеются звонко

Подрастают с каждым днем,

Пусть у каждого ребенка

Будет светлый, теплый дом.

3-й ребенок:

Детство только раз бывает

У ребят любой страны,

Пусть никто из них не знает

Горя черного – войны.

4-й ребенок:

Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить,

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда,

Чтобы яркое солнце

Светило всегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка

Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка...

Защита прав ребёнка....или Что мы должны знать о Конвенции о правах ребёнка.

Маленький ребёнок, в силу своей физической и умственной незрелости,  не в состоянии защитить себя. За помощью он,как правило, обращается к нам, взрослым, чтобы мы разъяснили ему кто прав? кто вин...

Родители знайте "Права ребёнка — это ваши права!"

каждый ребенок имеет право на жизнькаждый ребенок имеет право на полезное и качественное питаниекаждый ребенок имеет право на образованиекаждый ребенок имеет право на медицинскую помощькаждый ребенок ...

20 ноября -всемирный день прав ребёнка.Знакомство детей с Конвенцией о правах ребёнка(занятие в подготовительной группе)

Цель: воспитывать понимание детьми нравственных качеств и поступков героев сказок, определить отношение к ним . Закрепить знание детей о Декларации прав ребёнка.Материал: персонажи и декорации к сказ...

Доклад на тему: "Конвенция по правам ребёнка. Права ребёнка. Соблюдение их в семье"

В докладе содержится описание основных прав ребёнка и каки образом регламентируется их соблюдение в семье и обществе в целом....

Беседа о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста «Права ребёнка».

Беседа с детьми о правах ребёнка с детьми старшего дошкольного возраста  «Права ребёнка»....