Статья "Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении"
статья

Кристина Гиряева

Статья посвящена актуальным вопросам использования информационных технологий в дошко- льном образовательном учреждении. Раскрываются основные направления развития ИКТ и области их применения в ДОУ, анализируются условия их эффективности. Доказывается преимущество ин- формационно-коммуникационных технологий перед традиционными средствами обучения дошколь- ников. Особое внимание уделяется вопросу защиты здоровья ребенка при работе с компьютером.

Ключевые слова: образовательное пространство, дошкольное образование, информационные ре- сурсы, информационно-коммуникационные технологии, детский сад, интерактивное обучение, игро- вые технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx54.77 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Ю.Г. Ставцева

МБДОУ «Детский сад № 7», Россия, г. Орел, е-mail: mdou@orel.ru

Статья посвящена актуальным вопросам использования информационных технологий в дошко- льном образовательном учреждении. Раскрываются основные направления развития ИКТ и области их применения в ДОУ, анализируются условия их эффективности. Доказывается преимущество ин- формационно-коммуникационных технологий перед традиционными средствами обучения дошколь- ников. Особое внимание уделяется вопросу защиты здоровья ребенка при работе с компьютером.

Ключевые слова: образовательное пространство, дошкольное образование, информационные ре- сурсы, информационно-коммуникационные технологии, детский сад, интерактивное обучение, игро- вые технологии.

Если сегодня мы будем учить так,

как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.

Джон Дьюи

В соответствии с законом «Об образова- нии в Российской Федерации» (2012) дошко- льное образование, которое является одним из уровней общего образования, должно соот- ветствовать современным требованиям, предъявляемым к реализации образовательно- го процесса. Поэтому информатизация в дет- ском саду стала необходимой реальностью.


Компьютеры в школьных классах сего- дня уже не воспринимаются как нечто ред- кое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все активнее входят в жизнь дошкольников. Поэтому дошкольное образовательное учре- ждение как носитель культуры и знаний также не может оставаться в стороне: невоз- можно представить работу педагога ДОУ без использования современных информацион-

ных ресурсов [1]. Использование информаци- онно-коммуникационных технологий (ИКТ) дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный про- цесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Прежде всего, необходимо четко пони- мать, что такое ИКТ и в какой конкретно ра- боте в ДОУ они необходимы. Словосочета- ние ИКТ связано с двумя видами техноло- гий: информационными и коммуникацион- ными [2].

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечиваю- щих хранение, обработку, передачу и ото- бражение информации и ориентированных на повышение эффективности и производи- тельности труда. На современном этапе ме- тоды, способы и средства напрямую взаимо- связаны с компьютером (компьютерные тех- нологии).

Коммуникационные технологии опреде- ляют методы, способы и средства взаимо- действия человека с внешней средой (обрат- ный процесс также важен). В этих коммуни- кациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникаци- онные технологии, проецируя их на образо- вательную практику, необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Информационно-коммуникационные тех- нологии в образовании – это комплекс учеб- но-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и мето- дах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений об- разования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (раз- вития, диагностики, коррекции) детей. Под ИКТ подразумевается использование компь- ютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального обору- дования, т.е. всего того, что может представ- лять широкие возможности для познаватель- ного развития [3].

Безусловно, использование информаци- онно-коммуникационных технологий в дет-


ском саду является актуальной проблемой современного    дошкольного    образования. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь соб- ственное     электронное    представительство в Интернете, с другой – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Если посмотреть   на    события,    происходящие в стране в области образования, мы увидим, почему в последние пять лет ускоренно раз- виваются ИКТ в дошкольных учреждениях:

  • принятие на государственном уров- не Стратегии развития информационного общества;
  • принятие Концепции социально-эко- номического развития страны до 2020 г.;
  • реализация программы «Электронная Россия»;
  • разработка национальной образова- тельной концепции «Наша новая школа»;
  • подключение в рамках национально- го проекта школ к Интернету;
  • формирование социальных сетей и др. Все эти события привели к изменению содержания, методов и организационных форм всей системы образования, а следова- тельно и работы детских садов, их взаимоот- ношений с вышестоящими организациями и родителями. Так или иначе, ИКТ начинают занимать свою нишу в воспитательно-обра- зовательном пространстве дошкольных об-

разовательных учреждений.

У детей дошкольного возраста преобла- дает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип на- глядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического, позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и   совместной   деятельности с детьми.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет сде- лать образовательный процесс информаци- онно емким, зрелищным и комфортным, су- щественно    повысить     мотивацию     детей к обучению, воссоздавать реальные предме- ты или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому рас-

крытию способностей дошкольников, акти- визации умственной деятельности [4].

Сегодня ИКТ позволяют:

  • показать   информацию    на    экране в игровой форме, что вызывает у детей ог- ромный интерес, так как это отвечает основ- ному виду деятельности дошкольника – игре;
  • в доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал, что соответствует их наглядно-образному мыш- лению;
  • привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • способствовать развитию у дошколь- ников исследовательских способностей, по- знавательной активности, навыков и талантов;
  • поощрять детей при решении про- блемных задач и преодолении трудностей.

Кроме этого, использование ИКТ в до- школьном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Можно выделить определенные пре- имущества использования информационно- коммуникационных технологий по сравне- нию с традиционными средствами обучения:

  1. ИКТ дают возможность расширения использования электронных средств обуче- ния, так как они передают информацию бы- стрее.
  2. Движения, звук, мультипликация на- долго привлекают внимание детей и способ- ствуют повышению у них интереса к изучае- мому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению мате- риала, развитию памяти, воображения, твор- чества детей.
  3. Обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запо- минанию материала, что очень важно, учи- тывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включают- ся три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.
  4. Слайд-шоу и видеофрагменты позво- ляют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруд- нения: например рост цветка, вращение пла- нет вокруг Солнца, движение волн, дождь.

  1. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т.д.).
  2. Использование информационных тех- нологий побуждает детей к поисковой иссле- довательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
  3. ИКТ – это дополнительные возмож- ности работы с детьми, имеющими ограни- ченные возможности [5].

Каковы же основные направления разви- тия ИКТ в дошкольном образовательном уч- реждении?

  1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техниче- ским средствам передачи и хранения инфор- мации, что осуществляется в различных иг- ровых технологиях. Это различные компью- терные «игрушки»: развлекательные, обу- чающие, развивающие, диагностические, сетевые игры. В работе с дошкольниками педагоги используют в основном развиваю- щие, реже обучающие и диагностические игры.

Среди развивающих игр можно выде- лить игры на развитие математических пред- ставлений: «Баба-Яга учится считать», «Ост- ров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»; игры на развитие фонематиче- ского слуха и обучения чтению «Баба-Яга учится читать», «Букварь»; игры для музы- кального развития, например «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

Следующая группа игр направлена на раз- витие основных психических процессов: «Зве- риный альбом», «Снежная королева», «Руса- лочка», «Спасем планету от мусора», «От пла- неты до кометы», «Маленький искатель».

Третья группа – это прикладные средст- ва, созданные с целью художественно- творческого развития детей: «Мышка Мия. Юный     дизайнер»,     «Учимся     рисовать»,

«Волшебные превращения». В качестве обу- чающих игр можно привести пример игр

«Форма. Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

В настоящее время выбор компьютер- ных игровых программных средств для до- школьников достаточно широк, но, к сожа-

лению, большинство из этих игр не рассчи- таны на реализацию программных задач, по- этому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психи- ческих процессов: внимания, памяти, мыш- ления. Основные фирмы-производители раз- вивающих и обучающих компьютерных игр – компания   «Новый   диск»,   «Медиа   Хауз», а также «Alisa Studio» и фирма «1С».

  1. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать им в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, ко- торые соответствуют программным требова- ниям. Эти игры предназначены для использо- вания на развивающих занятиях с детьми. Ин- терактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint.
  2. Разработка технологии с включением ИКТ, которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Тех- нология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художе- ственная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктив- ную деятельность детей на основе федераль- ных государственных требований.
  3. ИКТ как средство автоматизирован- ной системы управления. Данная технология реализуется в дошкольном учреждении с це- лью осуществления идеи сетевого управле- ния, организации педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мони- торинг, координацию работы воспитателей, специалистов, медиков. В этом случае ис- пользование ИКТ способствует оптимизации деятельности ДОУ, повышению его эффек- тивности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного пространства за счет активного включения родителей и де- тей, не посещающих детский сад [6].

Совершенно очевидно, что педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых техноло- гий. Коммуникативная компетентность педа- гога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: уст- ном, письменном, дискуссионном, визуаль- ном, компьютерном, электронном. Педагог


должен не только уметь пользоваться ком- пьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образо- вательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать им возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание ис- пользовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации образовательного процесса – овладение пе- дагогами новыми для них формами работы. Перед воспитателем детского сада, освоив- шим ИКТ, открываются безграничные воз- можности для эффективной творческой ра- боты с детьми и самореализации.

Рассмотрим области применения ИКТ педагогами ДОУ [7].

  1. Ведение документации. В процессе образовательной деятельности педагог со- ставляет и оформляет календарные и пер- спективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диаг- ностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследо- ваний, но и ведение индивидуального днев- ника ребенка, в котором записываются раз- личные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслежи- вается динамика развития ребенка. Конечно, это можно делать и без использования ком- пьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы. Важ- ным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление доку- ментации, так и подготовку электронного портфолио.
  2. Методическая работа, повышение квалификации педагога. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методиче- ских идей и дидактических пособий, доступ- ный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-

методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изуче- ния новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию. Сетевые сообщества пе- дагогов позволяют не только находить и ис- пользовать необходимые методические раз- работки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подго- товке и проведению мероприятий, по исполь- зованию различных методик, технологий.

Современное образовательное простран- ство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогиче- ских мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации как в традиционной форме, так и с помощью дистанционных технологий. При выборе та- ких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятель- ность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интере- сующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога явля- ется и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викто- ринах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки как педагога, так и воспитанни- ков. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности регио- на, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистри- рованных пользователей.

Бесспорно, важно использование ИКТ и для ведения документации, и для более эф- фективного ведения методической работы, и для повышения уровня квалификации пе- дагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образова- тельного процесса.

  1. Воспитательно-образовательный про- цесс включает в себя:
  • организацию непосредственной обра- зовательной деятельности воспитанника;
  • организацию совместной развиваю- щей деятельности педагога и детей;
  • реализацию проектов;

  • создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Однако при всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образова- нии возникают и следующие проблемы [8]:

  1. Материальная база ДОУ. Как уже от- мечалось выше, для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
  2. Защита здоровья ребенка. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить запо- ведь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тща- тельной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями санитар- ных правил и норм. При работе компьюте- ров и интерактивного оборудования в по- мещении создаются специфические усло- вия: уменьшается влажность, повышается температура воздуха, увеличивается коли- чество тяжелых ионов, возрастает электро- статическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета поли- мерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается. Для поддержания оптимального микрокли- мата, предупреждения накопления статиче- ского электричества и ухудшения химиче- ского и ионного состава воздуха необходи- мо: проветривание кабинета до и после за- нятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками сле- дует проводить один раз в неделю по под- группам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы уп- ражнений для глаз.
  3. Недостаточная ИКТ-компетентность педагога. Педагог не только должен в со- вершенстве знать содержание всех компью- терных программ, их операционную харак- теристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудова- ния, уметь работать в основных прикладных

программах, мультимедийных программах и сети Интернет.

Если педагогическому коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ ста- нут прекрасным помощником процесса обу- чения.

Литература

  1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические про- блемы, перспективы использования. М., 2010.
  2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе / авт.-сост. Д.П. Тевс, В.Н. Подковы- рова, Е.И. Апольских, М.В, Афонина. Барнаул, 2006.
  3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М., 2003.
  4. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчи- ков В.И. Предшкольное обучение: «плюсы» и

«минусы» // Начальное образование. 2006. № 3. С. 9-11.

  1. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного воз- раста: инновации и традиции // Дошкольная пе- дагогика. 2007. № 6.
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ // Новые ин- формационные технологии в дошкольном дет- стве. М., 2008. С. 20-27.
  3. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные техноло- гии в дошкольном образовании. М., 2011.
  4. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: ак- туальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 7.

References

  1. Robert I.V. Sovremennye informacionnye tehno- logii v obrazovanii: didakticheskie problemy, perspektivy ispol'zovaniya. M., 2010.
  2. Ispol'zovanie sovremennyh informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom pro-

cesse / avt.-sost. D.P. Tevs, V.N. Podkovyrova,

E.I. Apol'skih, M.V, Afonina. Barnaul, 2006.

  1. Zaharova I.G. Informacionnye tehnologii v obra- zovanii. M., 2003.
  2. Bezrukih M.M., Paramonova L.A., Slobodchi-kov

V.I. Predshkol'noe obuchenie: «plyusy» i «minu- sy» // Nachal'noe obrazovanie. 2006. № 3. S. 9-11.

  1. Ezopova S.A. Predshkol'noe obrazovanie, ili Ob- razovanie detej starshego doshkol'nogo vozrasta: innovacii i tradicii // Doshkol'naya pedagogika. 2007. № 6.
  2. Kalinina T.V. Upravlenie DOU // Novye infor- macionnye tehnologii v doshkol'nom detstve. M., 2008. S. 20-27.
  3. Komarova T.S., Komarova I.I., Tulikov A.V. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v doshkol'nom obrazovanii. M., 2011.
  4. Shaehova R.K. Predshkol'noe obrazovanie: ak- tual'nost', problemy, strategiya razvitiya // Na- chal'naya shkola plyus Do i Posle. 2006. № 7.

INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTE

Yu.G. Stavtseva

Municipal Budget Preschool Educational Institute “Kindergarten № 7”, Russia, Orel

e-mail: mdou@orel.ru

The article is devoted to relevant questions of use of informational technologies in preschool educational insti- tute. The basic directions of development of ICT and the sphere of their implementing in preschool educational in- stitutes are revealed, conditions of their efficiency are ana- lyzed. The advantage of informational and communication- al technologies comparing to traditional means of educa- tion of preschool children is proved. The attention is paid to the question of protection of health of a child during work with the computer.

Key words: educational space, preschool education, informational resources, informational and communica- tional technologies, kindergarten, interactive education, game technologies.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных учреждениях..

Современная система образования, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. . Сегодня любое дошкольное учрежд...

Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении.

Здоровьесберегающие  образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении....

Статья "Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных учреждениях".

Современные образовательные технологии в дошкольных образовательных учреждениях....

Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольном образовательном учреждении.

 Конспект занятия в средней группе по физическому развитию Тема: «Путешествие в страну здоровья».Цель: Продолжать формировать представление о здоровье и здоровом образе жи...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...