ОСНАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа)

Хоменко Екатерина Алексеевна

 Предметно-развивающая экономическая среда, например, центр финансовой грамотности, включающий предметы,  отражают содержание разных сфер экономики, – производственно-технологическую, товарно-денежную и др. Учитывая это, выделяются следующие зоны: информационная, занимательно-экономическая, деятельностно-игровая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

 СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является новым и немаловажным направлением в современной дошкольной педагогике. Уже в дошкольный период детства дети присоединяются к экономической жизни семьи – встречаются с рекламой, деньгами, совершают с родителями покупки и пр., результатом чего является овладением основами экономических знаний [5].

В дошкольной образовательной организации педагогам необходимо организовывать работу по привитию у детей чувства ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе финансовой. Это позволит в будущем ребенку планировать свои финансовые операции, распределять бюджет. Именно в старшем дошкольном возрасте дети приобретают первичный опыт ориентирования в экономических явлениях, экономический базис, необходимый для создания будущего экономического мышления [3].  

Финансовая грамотность представляет собой способность человека к распоряжению своими доходами и расходами, принятию верных решений, связанных с распределением денег, т.е. не только тратить, но и сохранять и увеличивать имеющиеся финансовые средства [1].

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте связывается с воспитанием комплекса качеств, к которым относятся бережливость, деловитость, рациональное поведение, трудолюбие, здоровая ценностная оценка и т.д. То есть дошкольник в процессе изучение финансового мира, учится продлевать жизнь готовой вещи, овладевает практическими навыками, имеет правильные представления об экономических явлениях, проявляет свое отношение к деятельности, может самостоятельно принимать решения [2]. Все это можно достичь только при целенаправленной, систематической работе, организованной в дошкольном образовательном учреждении.

Огромные возможности для формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста заложены в развивающей предметно-пространственной среде, которая организуется педагогами в группах ДОУ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, с помощью развивающей предметно-пространственной среды обеспечивается максимальная реализация образовательного потенциала пространства группы и организации в целом, а также включает оборудование, материалы, инвентарь для развития дошкольников при учете их возрастных и индивидуальных особенностей [4].

В нашей группе создана предметно-развивающая экономическая среда, например, центр финансовой грамотности, включающий предметы, которые отражают содержание разных сфер экономики, – производственно-технологическую, товарно-денежную и др. Учитывая это, выделяются следующие зоны: информационная, занимательно-экономическая, деятельностно-игровая.

Информационная зона включает в себя произведения детской художественной литературы экономического содержания: «Сказка про умный рубль», «Копейка рубль бережет», «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату», ««Чтобы жить хорошо, нужно потрудиться!» и т.д.

Занимательно-экономическая зона предполагает использование кроссвордов, лабиринтов, экономических задач, ребусов, головоломок.

В деятельностно-игровую зону входят различные дидактические игры экономического содержания («Разложите товар», «Школа банкиров», «Что продается в магазине?», «Какой товар лишний?» и др.), предметы для организации сюжетно-ролевых игр («Магазин», «Банк», «Рекламное агентство»).

Кроме этого вместе с детьми создаются материалы для сюжетно-ролевых игр. Пополняется предметно-развивающая среда банковскими картами, сберегательными книжками, рекламными брошюрами, копилками, кассовым аппаратом, калькуляторами, банкоматами и т.д., которые создаются детьми с воспитателями либо с родителями дома из разных материалов – картон, пластик, цветная бумага. То есть в предметную среду группы включается то оборудование, и те предметы, которые отражают современный мир, к которым дети привыкли. Поэтому перед воспитателем стоит задача – научить пользоваться картами, кассовым аппаратом, банкоматом, калькулятором и т.д.

Таким образом, с помощью правильно организованной предметно-развивающей среды в ДОУ у старших дошкольников формируются полноценные представления о финансовом мире. Дети включаются в реальный экономический мир через пространство, в котором находятся, используя его возможности – оборудование, материал и другой инвентарь. Все это способствует формированию у старших дошкольников основ финансовой грамотности, которые в будущем станут базой для становления экономических представлений и мышления уже взрослого человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова, Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
  2.  Введение основ финансовой грамотности в образовательную В24 деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации /Автор-сост. О.В. Морозова. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития образования», 2020. – 50 с.
  3. Синицына, В.Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность // Молодой ученый. – 2021. – № 13 (355). – С. 282-284.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013.
  5. Ханова, Т.Г., Прокофьева, Н.М. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте // Государственный советник. –2018. –№ 1. – С. 25-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Роль образовательной среды в формировании финансовой грамотности у дошкольников

В соответствии с ФГОС  ДО главной целью и результатом образования является всестороннее развитие личности. В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Многие ро...

Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности старших дошкольников."

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и исп...

Конспект по формированию финансовой грамотности старших дошкольников

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности старших дошкольников "Азбука финансов"

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:- Формирование первичных экономических понятии: монета, банкнота, расход, доход. Продо...