Игры с цветными модулями
материал (средняя группа)

Просвещенникова Татьяна Валерьевна

Игры с цветными модулями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_tsvetnymi_modulyami_-_osnova.docx669.35 КБ

Предварительный просмотр:

Материал подготовила воспитатель  МБДОУ «Черёмушка» г. Томмот

Просвещенникова Татьяна Валерьевна (высшая категория).

Игры с цветными модулями – основа формирования временных представлений у дошкольников 4-7 лет.

   В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

   Одна из главных задач современной педагогики-это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.

   Одним из таких путей, интенсивно развивающим детское познание является моделирование.

   Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

   Актуальность – использование наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  • Наглядное моделирование вызывает у детей интерес;
  • Облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;

   Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Заключается он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Одним из видов моделей являются перфокарты.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6667.JPGC:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6660.JPG

   Использование перфокарт позволяет реализовать индивидуально-дифференцированный подход, адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения программного материала, реализовать вариативность заданий. Ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей деятельности. Преимущество перфокарт перед карточкой – заданием – многократное использование.

   Одним из основных эффективных средств детской деятельности детей дошкольного возраста считается дидактическая игра, так как основным её элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры активно способствуют овладению знаниями, так как в увлекательной форме усиливается познавательный потенциал. Использование дидактических игр с цветом в процессе формирования временных представлений у дошкольников с помощью перфокарт делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала и решает следующие задачи:

  1. Образовательные.
  • Закреплять знания о времени: его периодичности, последовательности частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
  • Закреплять и обогащать представления о разнообразии цветов и оттенков.
  1. Развивающие.
  • Развивать логическое мышление, воображение, умение рассуждать, память, внимание, наблюдательность.
  • Развивать самосознание, самоконтроль, способность к проявлению волевых усилий.
  • Развивать самостоятельность, инициативность, сообразительность, находчивость.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  1. Воспитательные.
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры математического содержания, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.

   Дидактические игры с использованием  перфокарт предназначены для детей дошкольного возраста 4-7 лет, могут быть использованы:

  • Воспитателями ДОУ в рамках непосредственной образовательной деятельности на подгрупповых и индивидуальных занятиях.
  • В рамках образовательной деятельности, в режимных моментах.
  • Воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной деятельности в детском саду и дома.

Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические технологии, способствуют активации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания.

   Дидактические игры с использованием перфокарт имеют  развивающее, обучающее и воспитательное значение. В этом заключается их практическая ценность.

   Описание таблиц с образцами.

  1. Начинать надо работу с более близкой и понятной детям категории – времена года, используя пейзажные картинки, художественные иллюстрации, сюжетные картинки, проводить наблюдения в природе. Вместе с детьми решить, каким цветом будут обозначаться времена года (таблица № 1) – зима – синяя, весна – зелёная, лето-красное, осень – жёлтая

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6659.JPG

  1. Изучая характерные признаки основных периодов каждого времени года, ребята начинают знакомиться с понятиями: начало, середина, конец сезона, которые плавно переходят в сезонные месяца. Какого цвета могут быть месяца? Дети могут предложить сами (таблица №2). У осени сентябрь: светло-жёлтый, октябрь: ярко-жёлтый, ноябрь: тёмно-жёлтый. То есть оттенки цветов определяют начало, середину, конец сезона.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6664.JPG

  1. Следующий этап работы: формирование представлений о неделе (таблица № 3). Цветовое обозначение дней недели распределяется в соответствии с семью цветами радуги, используя известное присловье:  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».  Понедельник – красный, вторник – оранжевый, среда – жёлтый, четверг – зелёный, пятница – голубой, суббота – синим, воскресенье – фиолетовый.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6662.JPG

  1. Формирование представлений о частях суток.

   Дети определяют время суток преимущественно по режимным моментам, связывая их с определённым видом деятельности. И поэтому возникает необходимость распознавать части суток по положению солнца в разное время дня, а так же различную окраску всего окружающего в разные части суток. Художественные иллюстрации, сюжетные картинки, дидактические пособия (таблица № 4) делают возможность показать детям преобладание розового цвета в утренние часы; жёлтого – в дневное; голубое – в вечернее и фиолетового – в ночное время.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6663.JPG

«Временные представления игры с цветными модулями».

Игры по познавательному развитию.

   В серию игр  «Временные представления игры с цветными модулями» входят несколько вариантов игр.

   1 вариант.  Игра: «Какое время года».

Задачи:  закреплять знания о последовательности времён года и умение соотносить его с определённым цветом.

Задание.

  1. Рассмотреть пейзажные картинки по временам года, отметить их особенности.
  2. Расставить их в определённой последовательности в большие окошки.
  3. Выбрать и расставить напротив каждого времени года определённый цветной знак, соответствующий этому времени года. Зима – синяя, весна – зелёная, лето-красное, осень – жёлтая.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6666.JPG        C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6671.JPG       

2 вариант.  Игра: «В гости к 12 месяцам».

Задачи:  

  • Закрепить знания о временах года, отмечать их особенности, периодичность, последовательность.
  • Различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно их называть.
  • Соотносить временные представления с оттенками цветов.
  • Закрепить понятия: начало, середина, конец сезона.

Задание.

  1. Рассмотреть пейзажные картинки  в определённой последовательности.
  2. Подобрать и расставить напротив выбранного времени года цветные знаки (месяца), соответствующие этому времени года, по оттенкам цветов, определяющим начало, середину и конец каждого сезона.

Зима: светло-синий – декабрь, ярко-синий – январь, тёмно-синий – февраль.

Весна: светло-зелёный – март, ярко-зелёный – апрель, тёмно-зелёный – май.

Лето: светло-красный – июнь, ярко-красный – июль, тёмно-красный – август.

Осень: светло-жёлтый – сентябрь, ярко-жёлтый – октябрь, тёмно-жёлтый – ноябрь.

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6673.JPG

3-ий вариант.  Игра: «Назови и разложи все части суток».

Задачи:  

  • Закрепить знания о частях суток, их характерных особенностях, последовательности.
  • Обогащать представления детей о цветах и оттенков объектов природы.

Задание.

  1. Рассмотреть картинки, изображающие определённую часть суток.
  2. Расставить их в определённой последовательности.
  3. Подобрать и расставить напротив выбранной части суток определённый цветовой знак: утро-розовый, день – жёлтый, вечер – голубой, ночь – тёмно–фиолетовый.

C:\Users\Ivan\Desktop\ПЕДЧТЕНИЕ\фотки Валерьевне к педчтению\IMG_6671.JPG

4-ый  вариант.  Игра: «Раз, два, три – неделю собери!».

Задачи:  

  • Закрепить знания о последовательности недели, её составе.
  • Умение соотносить расположение цветовых тонов в спектре к определённой части суток.

Задание.

  1. Расставить карточки – цифры от 1 до 7, указывающие порядок следования дней недели.
  2. Подобрать и расставить напротив дней недели цветные обозначения в соответствии с  семью цветами радуги, используя известное присловье: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».  

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6668.JPG                   C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6672.JPG

Материал для игр:

  • Схемы – перфокарты, пейзажные картинки о временах года.
  • Картинки о частях суток.
  • Цветные знаки-карточки с цифрами.
  • Таблицы с образцами.

Перфокарта представляет собой 2 листа белого картона формата А 4, склеенным между собой в определённых местах. На верхнем листе по сторонам вырезанные прямоугольные окошечки разного размера. Выполняя задание, ребёнок сбоку вставляет в эти окна картинки, карточки с цифрами, цветовые знаки.

Используемая литература:

  1. Журнал: «Дошкольная педагогика», 2009 г, № 8, стр. 38.
  2. «Ознакомление с природой», О.А. Соломенникова.
  3. «Формирование элементарных математических представлений», И.А. Помораева.

Дополнителлльььные игры для закрепления темы:

  1. «Протяни дорожку».

      C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6675.JPG     C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6676.JPG

  1. «Кольца Луллия».

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6677.JPG  C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6678.JPG    C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6679.JPG

C:\Users\Ivan\Desktop\фотки Валерьевне\IMG_6680.JPG         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с цветными крышками.

Дидактические игры с цветными крышками.Наверное, у каждого  воспитателей своего рода профессиональное заболевание: пытаешься найти каждому бросовому материалу интересное применение.Как же можно п...

Дидактическая игра "ГОРОД ЦВЕТНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ"

Дидактическая игра "ГОРОД ЦВЕТНЫХ ЧЕЛОВЕЧКОВ" предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цели данной игры: формировать представления детей о цветах спектра, классифицировать предметы по цв...

Консультация для воспитателей Игры с цветными модулями по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач совр...

Конспект игры занятия с дидактическим материалом с детьми второй группы раннего возраста (2 год жизни) «Игра с цветными шариками» (красными)

Цель: создание условий для формирования представлений обосновных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете....

Консультация для родителей: «Играем вместе с детьми- игры с цветными карандашами»

Игры и упражнения с цветными карандашами развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; позволяют закрепить представления о геомет...

Дидактическая игра по конструированию "Модуль бук"

Дидактическая игра по конструированию...