Дополнительная общеразвивающая программа "Теремок. Театральная студия" для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)

Демина Любовь Анатольевна

Программа по театральной деятельности для детей 5-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-teremok-_5-7let.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                    города Москвы «Школа №1155»

Принята на заседании

Педагогического Совета

Школы

Протокол №_____

От «___»_______________20    г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ Школа №1155

_____________

Приказ №_____

От «___»___________20  г.

Дополнительная общеразвивающая программа

                                 «Теремок. Театральная студия»

Программа рассчитана на детей: 5-7 лет

Направленность:      художественная

Уровень программы: ознакомительный

Срок реализации программы:           1 год

Автор- составитель:

Демина  Любовь Анатольевна

Педагог дополнительного образования

               Раздел 1. Пояснительная записка

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.

Направленность дополнительной образовательной программы театральной студии  «Теремок»  – художественная.
Содержание  программы  направлено на:

  1. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для  активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
  2. художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
  3. формирование эстетического вкуса;
  4. воспитание нравственных начал;
  5. развитие коммуникативных качеств личности;
  6. воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.

Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.           

Новизна программы

В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Цель программы. Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

Общие программные задачи:

1. Образовательные:

ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.

Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.

Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок

2.Развивающие:

развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Развивать память, внимание, воображение, фантазию.

Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.

 Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность.

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.

Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Развивать желание выступать перед родителями.

Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.

3. Воспитательные:

создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.

Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.

Воспитание аккуратности старательности.

Воспитание коммуникативных способностей детей

          Программа театральной студии «Светлячок» предназначена для детей 5-  7 лет. Предполагается 38 занятий в год. Занятия проводятся с октября по июнь, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий – 30  минут. Срок реализации программы – 1 год.

Ожидаемыми  результатами и  способами определения их  результативности  являются: 

Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие  развитие духовного потенциала и творческой активности.

        Сформированность умений находить средства выразительности и    
 эмоциональности состояния.

       Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест,  
      пантомимика.

        Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности
      (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до
       конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память,
       восприятие, любознательность).
       Развитие всех сторон речи, четкой, ясной  дикции.
       Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы  по  
      всестороннему развитию личности ребенка.
      К концу реализации программы предполагается овладение детьми
       следующими знаниями, умениями и навыками:
       Ребенок должен знать:

- назначение театра;

- деятельность работников театра;

- виды театров;

- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.

- знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Ребенок должен уметь:

- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать  деятельность других детей;

- контролировать внимание;

- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

- уметь составлять предложения с заданными словами.

- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.

- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Ребенок должен иметь представление:

-о сценическом движении;

-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;

- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).

Ребенок должен владеть навыками:

- культурного поведения в театре;

-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;

- подбора собственных выразительных жестов;

- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

- произнесения небольших монологов;

- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

  Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематический план

п/п

      Наименование

                темы

         Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1.

Основы кукловождения

   6

     -

     6

2.

Основы кукольного театра

   6

     -

     6

3.

Основы актерского мастерства

   6

     -

   

      6

4.

Основные принципы драматизации

 

   6

     

      6

5.

Самостоятельная театральная деятельность

   6

     -

      6

6.

Театральная азбука

   7

     -    

      7

7.

Открытое занятие

   1

     -

     1

 ИТОГО

   38

     -

    38

2.2. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Основы кукловождения (6 занятий).
Практика (2 занятий). Познакомить детей с приемами вождения кукол – вертушек,  различными приемами вождения тростевых кукол. Закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.

Тема 2. Основы кукольного театра (6 занятий).
Практика (6 занятий). Формировать интерес к театру кукол – вертушек , желание участвовать в кукольном спектакле. Прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол , развивать творческую самостоятельность в передаче образа .

Тема 3. Основы актерского мастерства  (6 занятий).
Практика (6 занятий).  Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость , горе , удивление , испуг ); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

 Тема 4. Основные принципы драматизации (6 занятий).
Практика (6 занятий).   Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля. 

Тема 5. Самостоятельная театральная деятельность  (6 занятий). 
Практика (6 занятий).  Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол – вертушек. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр : умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение , готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю , распределять между собой обязанности и роли . Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Тема 6. Театральная азбука (7 занятий).
Практика (7 занятий).  Углублять знания детей о театре как виде искусства.  Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого сочувствия. Уточнять сведения об основных средствах выразительности. Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр , кукольный, детский, театр зверей ). Расширять диапазон сведений о том , кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев ). Закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля. Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой» , пальчиковый ).  

Тема 7. Открытое занятие (1 занятие).
Практика (1 занятие). Оценка уровня результативности занятия, качества реализации программы кружковой работы. Показ музыкальной сказки.

           

   

 Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

                ДИАГНОСТИКА   развития знаний, умений и навыков в    
                     театрализованной деятельности.

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/б

0

н

с

в

1.

Основы театральной культуры

2.

Речевая культура

3.

 Навыки кукловождения

0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с  (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно

Раздел 4.Организационно-педагогические условия реализации
                 программы

  • Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий.
  • Куклы:
  • театр на фланелеграфе:
  • куклы-картинки;
  • фланелеграф;
  • рисунки для мини – декораций.
  • театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):
  • куклы;
  • театральная ширма;
  • декорации к спектаклям.
  • Настольный театр:
  • куклы;
  • декорации к спектаклям.
  • Пальчиковый театр:
  • -   куклы;
  • -   декорации.
  • Театр масок:
  • специальные костюмы для детей;
  • декорации, бутафории к спектаклям;
  • маски;
  • Костюмы;
  • Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
  • Подборка игр;
  • Разработки занятий;
  • Сказки и т.п.

Раздел 5. Методическое обеспечение программы

1. А.В. Щеткин «Театральная деятельность для детей 3-4 лет» М., Мозаика-Синтез

2. О.А. Шорохова «Играем в сказку» Сказкотерапия. Сфера. М., 2006 г.

3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений ТЦ Сфера, 2009 г.

4. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» Владос. М., 2001 г.

5. Т.Н. Доронова «Играем в театр « Просвещение М., 2005 г.

 6. О.П. Власенко «Театр кукол и игрушек в ДОУ для детей 3-7 лет» Учитель, В., 2009

7. Лора Поляк «Театр сказок»Детство-Пресс, СПБ., 2001 г.

8. Г.Л. Смоляк «Театр от А до Я» АиФ, М., 2007 г.

9. Сорокина «Театр - Творчество – Дети» АРКТИ, М., 2002 г.

 10. А.В. Щеткин «Организация театральной деятельности в ДОУ» Абакан, 2004 г.

 11. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

12. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.:

Раздел 6. Список использованной литературы

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»

Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

Участие детей в театральных постановках способствует их раскрепощению, развитию эмпатии, чувства ответственности, умению работать в коллективе, умению перевоплощаться и принимать на себя роль, развити...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.

Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет

Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...