Дополнительная общеразвивающая программа "Теремок. Театральная студия" для детей 5-7 лет
рабочая программа (старшая группа)
Программа по театральной деятельности для детей 5-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-teremok-_5-7let.docx | 34.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1155»
Принята на заседании Педагогического Совета Школы Протокол №_____ От «___»_______________20 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №1155 _____________ Приказ №_____ От «___»___________20 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Теремок. Театральная студия»
Программа рассчитана на детей: 5-7 лет
Направленность: художественная
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 1 год
Автор- составитель:
Демина Любовь Анатольевна
Педагог дополнительного образования
Раздел 1. Пояснительная записка
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия.
Направленность дополнительной образовательной программы театральной студии «Теремок» – художественная.
Содержание программы направлено на:
- Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие, обучение знаниям и умениям, которые нужны для активного восприятия художественных образов, а затем и их воплощения (исполнения);
- художественное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование эстетического вкуса;
- воспитание нравственных начал;
- развитие коммуникативных качеств личности;
- воспитание воли, развитие памяти, воображения, фантазии, речи.
Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребёнка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Новизна программы
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Я хочу научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
Цель программы. Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Общие программные задачи:
1. Образовательные:
ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах города Рубцовск.
Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок
2.Развивающие:
развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей, с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала.
Воспитание аккуратности старательности.
Воспитание коммуникативных способностей детей
Программа театральной студии «Светлячок» предназначена для детей 5- 7 лет. Предполагается 38 занятий в год. Занятия проводятся с октября по июнь, один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий – 30 минут. Срок реализации программы – 1 год.
Ожидаемыми результатами и способами определения их результативности являются:
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и
эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест,
пантомимика.
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности
(общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до
конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память,
восприятие, любознательность).
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по
всестороннему развитию личности ребенка.
К концу реализации программы предполагается овладение детьми
следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
- назначение театра;
- деятельность работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
- знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы собственными силами и организовывать деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
-изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
- уметь составлять предложения с заданными словами.
- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
-о сценическом движении;
-о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
- культурного поведения в театре;
-определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
Раздел 2. Содержание программы
2.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Основы кукловождения | 6 | - | 6 |
2. | Основы кукольного театра | 6 | - | 6 |
3. | Основы актерского мастерства | 6 | - |
6 |
4. | Основные принципы драматизации |
6 |
6 | |
5. | Самостоятельная театральная деятельность | 6 | - | 6 |
6. | Театральная азбука | 7 | - | 7 |
7. | Открытое занятие | 1 | - | 1 |
ИТОГО | 38 | - | 38 |
2.2. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Основы кукловождения (6 занятий).
Практика (2 занятий). Познакомить детей с приемами вождения кукол – вертушек, различными приемами вождения тростевых кукол. Закреплять навыки кукловождения различных видов кукольных театров.
Тема 2. Основы кукольного театра (6 занятий).
Практика (6 занятий). Формировать интерес к театру кукол – вертушек , желание участвовать в кукольном спектакле. Прививать детям устойчивый интерес к новым видам театров: тростевых и напольных кукол , развивать творческую самостоятельность в передаче образа .
Тема 3. Основы актерского мастерства (6 занятий).
Практика (6 занятий). Способствовать расширению диапазона эмоционального восприятия и выражения различных эмоций (радость , горе , удивление , испуг ); обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.
Тема 4. Основные принципы драматизации (6 занятий).
Практика (6 занятий). Совершенствовать импровизационные возможности детей, побуждать к поиску выразительных средств для передачи характерных особенностей персонажей спектакля.
Тема 5. Самостоятельная театральная деятельность (6 занятий).
Практика (6 занятий). Побуждать детей самостоятельно сочинять и разыгрывать небольшие сказки, используя кукол – вертушек. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр : умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение , готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю , распределять между собой обязанности и роли . Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
Тема 6. Театральная азбука (7 занятий).
Практика (7 занятий). Углублять знания детей о театре как виде искусства. Формировать устойчивый интерес к театральному искусству, потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику особой радости, эмоциональных переживаний, творческого сочувствия. Уточнять сведения об основных средствах выразительности. Закреплять представления детей об особенностях различных театров (опера, балет, драматический театр , кукольный, детский, театр зверей ). Расширять диапазон сведений о том , кто работает в театре (капельдинер, постановщик танцев ). Закреплять навык поведения во время посещения театра, просмотра спектакля. Определять и называть разновидности знакомых кукольных театров (настольный, стендовый, бибабо, верховых кукол, марионетки, кукол с «живой рукой» , пальчиковый ).
Тема 7. Открытое занятие (1 занятие).
Практика (1 занятие). Оценка уровня результативности занятия, качества реализации программы кружковой работы. Показ музыкальной сказки.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы
ДИАГНОСТИКА развития знаний, умений и навыков в
театрализованной деятельности.
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка/б | |||
0 | н | с | в | ||
1. | Основы театральной культуры | ||||
2. | Речевая культура | ||||
3. | Навыки кукловождения |
0 - не справляется с заданием
н (низкий) - справляется с помощью педагога
с (средний) - справляется с частичной помощью педагога
в (высокий) - справляется самостоятельно
Раздел 4.Организационно-педагогические условия реализации
программы
- Магнитофон, подборка сказок, песен, мелодий.
- Куклы:
- театр на фланелеграфе:
- куклы-картинки;
- фланелеграф;
- рисунки для мини – декораций.
- театр верховых кукол (куклы-Петрушки,):
- куклы;
- театральная ширма;
- декорации к спектаклям.
- Настольный театр:
- куклы;
- декорации к спектаклям.
- Пальчиковый театр:
- - куклы;
- - декорации.
- Театр масок:
- специальные костюмы для детей;
- декорации, бутафории к спектаклям;
- маски;
- Костюмы;
- Материалы необходимые для изготовления кукол, декораций и т.д.
- Подборка игр;
- Разработки занятий;
- Сказки и т.п.
Раздел 5. Методическое обеспечение программы
1. А.В. Щеткин «Театральная деятельность для детей 3-4 лет» М., Мозаика-Синтез
2. О.А. Шорохова «Играем в сказку» Сказкотерапия. Сфера. М., 2006 г.
3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений ТЦ Сфера, 2009 г.
4. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» Владос. М., 2001 г.
5. Т.Н. Доронова «Играем в театр « Просвещение М., 2005 г.
6. О.П. Власенко «Театр кукол и игрушек в ДОУ для детей 3-7 лет» Учитель, В., 2009
7. Лора Поляк «Театр сказок»Детство-Пресс, СПБ., 2001 г.
8. Г.Л. Смоляк «Театр от А до Я» АиФ, М., 2007 г.
9. Сорокина «Театр - Творчество – Дети» АРКТИ, М., 2002 г.
10. А.В. Щеткин «Организация театральной деятельности в ДОУ» Абакан, 2004 г.
11. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
12. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.:
Раздел 6. Список использованной литературы
1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .
2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .
3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .
4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.
5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .
6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .
7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.
8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .
9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .
10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .
11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .
12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет (тестопластика)...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей 4 – 7 лет «Волшебные пальчики»
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программадля детей 4 – 7 лет«Волшебные пальчики»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»
Участие детей в театральных постановках способствует их раскрепощению, развитию эмпатии, чувства ответственности, умению работать в коллективе, умению перевоплощаться и принимать на себя роль, развити...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.
Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет
Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...