Проект по мелкой моторике
проект (младшая группа)

Ольга Вячеславовна Барышенская

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект38.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Развитие речи у детей раннего возраста   посредством   развития мелкой моторики рук»

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “…ум ребенка находится на кончике пальцев”.
Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое другое.
Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лабораториях мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей, развивая мелкую моторику рук малыша.
Кисти рук — представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции  — двойная польза!
Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга.
Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Самый положительный период для развития речи – до7лет, когда кора больших полушарий еще до конца не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, него очень хорошо развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если о второй половине 20 века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце 20 века начале 21 века их стало 55,5% (данные М.Е. Хватцева)

Пальчиковая гимнастика помогает развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковых игр, гимнастик заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Простыми словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Если постоянно заниматься пальчиковыми играми, то занятия помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Причины возникновения проблемы:

1.Трудности, связанные с различием звуков на слух.

2.Всевозможные родовые повреждения (в том числе рече - двигательной зоны).

3.Неправельное строение речевых органов: зубов, губ, твердого и мягкого неба, языка.

4. Недостаточная подвижность языка и губ. Задержки в речевом развитии связанные с задержкой психического развития.

5. Малая речевая активность родителей, в период младенчества детей.

Цель: Создание системы работы по развитию речи детей раннего дошкольного возраста через введение в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик.

Задачи:

1.Изучить методическую и психологическую литературу по вопросу развития речи детей раннего дошкольного возраста через введения в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик.

2.Провести диагностику развития речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

3. Разработать перспективный план по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста через введения в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик.

4. Грамотно организовать РППС группового пространства для проведения занятий и мероприятий по речевой деятельности.

5. Подобрать картотеку пальчиковых игр, гимнастики и упражнений.

6. Создать план взаимодействия с родителями по развитию речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

7.Описать систему работу с детьми по развитию речиактивности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Участники проекта: Воспитатель, дети, родители.

Вид проекта: 01.10.2020 – 31.05.2021


Стратегия  и механизмы достижения поставленных целей:

1.Изучить методическую и психологическую литературу по вопросу развития речи детей раннего дошкольного возраста через введения в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик.

1.1. Найти методическую литературу по вопросам развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредствам мелкой моторики рук.

1.2. Просмотреть Интернет-ресурсы по развитию реи у детей младшего дошкольного возраста посредствам мелкой моторики рук.

1.4. Посетить консультацию старшего воспитателя Шныревой Т.В. по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».

2.Провести диагностику развития речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

2.1. Проанализировать существующие в методической литературе диагностики, методики по определению уровня развития речи у детей младшего возраста.

2.2. Подобрать наиболее подходящую методику для проведения диагностики (первичной и заключительной) уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

2.3. Провести первичную диагностику уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

2.4. Проанализировать и обобщить полученный результат первичной диагностики

2.5 Провести мониторинг по развитию речи у детей раннего возраста по окончанию проекта, сопоставить результаты

3. Разработать перспективный план по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста через введения в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик

3.1.Проанализировать имеющиеся конспекты, выбрать наиболее подходящие по возрасту и ФГОС ДО.

3.2. Внедрить отобранные материалы в повседневную работу с детьми младшего дошкольного возраста.

3.3. Проанализировать эффективность данного материала.

3.4 Составить перспективный план работы по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

4. Грамотно организовать РППС группового пространства для проведения занятий и мероприятий по речевой деятельности.

4.1.  Проанализировать имеющийся  материал  РППС для развития речи  в групп раннего возраста.

           4.2. Обновить новым материалом РППС  и использовать в работе  для развития  речевой активности у детей раннего возраста  посредством развития мелкой моторики рук

5.Подобрать картотеку пальчиковых игр, гимнастики и упражнений.

5.1. Подобрать картотеку пальчиковых игр по развитию речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

5.2. Подобрать картотеку артикуляционной гимнастики по развитию речи у детей раннего возраста.

5.3. Подобрать дидактические упражнения по развитию речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

5.4. Использовать картотеку пальчиковых игр, а картотеку артикуляционной гимнастики, дидактические упражнения по развитию у детей раннего возраста посредствам развития мелкой моторики рук в работе.

5.5. Проанализировать эффективность данного материала в работе.

6.Создать план взаимодействия с родителями по развитию речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

6.1. Провести анкетирование, опрос родителей, по выявлению заинтересованности в данной области речевого развития у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

6.2. Провести анализ текущей работы с родителями по развитию речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук

 6.3. Разработать план мероприятий совместно с родителями и детьми. Провести родительские собрания, консультации, провести мастер класс по изготовлению дидактического пособия по развитию речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

  с разработанным конспектом данных мероприятий.

6.4. Проанализировать эффективность разработанного плана взаимодействия с родителями по теме «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук».

6.5. При активном взаимодействии с родителями создать дидактические пособия своими руками для занятий с детьми.

7.Описать систему работу с детьми по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук:

7.1. выделить компоненты системы по работе с детьми для речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук

7.2. описать взаимосвязь между компонентами по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук

7.3.  представить эффективность системы работы в педагогическом сообществе по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Дата проведения

Место проведения

Наименования  мероприятия

Ресурсы

Ответственные за выполнения

02.11.2020

09.– 13.11.2020

16.11.2020

16.11.2020

09.11-17.11.2020

МБДОУ ЦРР детский сад Россиянка

Группа № 1

Группа № 1

Группа № 1

Группа № 1

Изучить методическую и психологическую литературу по вопросу развития речи детей раннего дошкольного возраста через введения в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик.

Подборка и изучение методических материалов, литературы по теме: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук».

Провести диагностику развития речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

Диагностические методики для определения уровня развития речи.

Начальный мониторинг детей

Разработать перспективный план по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста через введения в повседневную жизнь разнообразных пальчиковых игр, упражнений и гимнастик

Составление плана проекта

Подбор информационной литературы

Грамотно организовать РППС группового пространства для проведения занятий и мероприятий по речевой деятельности 

Оформление уголка речевого развития

Оформление уголка для развития мелкой моторики рук (шнуровка, крупа с игрушками и т.д)

Подбор предметов для самомассажа рук

(шишки, грецкие орехи, мячи су-джоку)

Подобрать картотеку пальчиковых игр, гимнастики и упражнений.

Подбор материала для игр.

Составление картотек: подвижных и дидактических игр, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика

Пополнение уголка художественной литературы книгами: потешки.

Компьютер, библиотека,

Методический кабинет.

Методический кабинет

Интернет ресурсы,

Библиотека

Методическая литература

Методическая и художественная литература, библиотека ДОУ, интернет ресурсы.

НОД, беседы

Старший Шнырева Т.В. воспитатель, Воспитатель 

Воспитатель 

Воспитатель

17.11.20

23.11.20

30.11.20

01.12.20

17.12.20

с 16.11.20 по 30.05.21

24.12.20

 С 01.11.20 28.05.21

14.01.2021

18.01.21

27.01.21

09.02.21

27.12.20

С 11.11.20

С 01.11.20

18.03.21

23.12.20

25.01.21

02.03.21

22.03.21

30.03.21

15.04.21

МБДОУ

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Групповое помещение

Описать систему работу с детьми по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук:

Игры с песком «Найди игрушку»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Капуста»

артикулярной гимнастики

Пальчиковый театр «Репка»

НОД по лепке «Блинчики»

Игры с водой «Достань игрушку», шнуровка «рыбка, ёжик).

Игровое упражнение с использованием су-джоку мячей «Ёжики»

Игровое упражнение «Грибной дом»

Игровое упражнение «Гусеница» нанизывание бусинок на верёвочку

Непосредственная образовательная деятельность с элементами экспериментирования

«Рыбалка»

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Игровая деятельность «Лабиринты для Пальчика»

Интегрированная деятельность с использованием элементов

Су-джок терапии «в гостях у Ёжика»

Артикулярная гимнастика

Игры с прищепками «Солнышко, «Цветок»

Пальчиковая гимнастика «Кораблик», «Яблочко»

Театрализованное представление «По грибом» для младшего дошкольного возраста.

Игры с прищепками «Елочка» Ежик»

Игра-упражнения «Найди игрушку и назови (с крупой)

Игровое упражнение «Волшебные шнурки»

Раскрашивание картинок карандашами восковыми

Пальчиковая гимнастика «Ножки»

Лепка «Покорим курочку»

Чтение потешек, песенок

Интернет ресурсы,

Художественная литература

Художественная литература, театр

НОД

Дидактические пособия

Дидактические пособия

Дидактические пособия

НОД

Пособия, материалы для деятельности

Дидактические пособия

Конспект НОД,

Дидактические пособия и материалы

Дидактические пособия

Дидактические пособия

Сценарий,

Атрибуты,

Костюмы

Дидактические пособия

Дидактические пособия

Дидактические пособия

Карандаши, раскраски

НОД

Художественная литература

НОД

Художественная литература

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

С 26.04.21 по 30.04.21

постоянно

11.11.2020

Группа № 1

Группа № 1

МБДОУ

Групповая раздевалка

Повторный мониторинг, Сравнение результативности проекта

Изготовление совместно с родителями дидактических игр для развития мелкой моторики для РППС группы

1. Описать систему работу с детьми по развитию речевой активности у детей раннего возраста  посредством развития мелкой моторики рук:

2. Выделить компоненты системы по работе с детьми для развития речевой активности у детей раннего возраста  посредством развития мелкой моторики рук

3. Описать взаимосвязь между компонентами по по развитию речевой активности у детей раннего возраста  посредством развития мелкой моторики рук

Создать план взаимодействия с родителями по развитию речи у детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Родительское собрание по теме проектной деятельности

Анкетирование родителей по теме: Речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Подбор рекомендаций и консультаций для родителей (законных представителей) буклетов

Оформление родительского уголка, буклеты, консультации.

Буклет « Развитие мелкой моторики рук», «то такое мелкая моторика рук».

Консультация «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»,

Консультация для родителей «Ум ребенка-на кончиках пальцев»

Мастер класс изготовление дидактического  пособия по Развитию речи у детей раннего возраста   посредством   развития мелкой моторики рук

Методическая литература

Работа с родителями


Оценка эффективности проекта

Критерии

Показатели

Данные (до и после)

Метод оценки

Диагностический инструмент

Сопровождают речью игровые и бытовые действия.

 - Повысился познавательный интерес у детей младшего дошкольного возраста. к различным видам продуктивной детской деятельности

- Дети стали активными участниками образовательной деятельности

- Умеют употреблять простые предложения, задавать вопросы, отвечать на вопросы (во время учебно – воспитательного процесса)

в - 2

с - 8

н -10

         

       

         в – 8

         с – 12

         н - 0

Наблюдение

Наблюдение

Тестовые задания

По просьбе взрослого проговаривают слова, небольшие фразы

- Повысились показатели речевой  активности у детей.

- Увеличился интерес к непосредственно деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

-Дети знают большое количество стихотворных форм, играют в речевые игры,

в – 2

с – 6

н -12

         

       

         в – 5

         с – 15

         н – 0

Тестирование, наблюдение.

Диагностические материалы

Лист наблюдения

Расширился активный, пассивный словарь.

Дети говорят

Отвечает на простейшие вопросы.

распространенными предложениями.

в - 2

с - 8

н -10

         

         в – 8

         с – 12

         н - 0

Тестирование, наблюдение

Наблюдение

Тестовые задания

Словарь включает различные части речи

Использует в речи предлоги (в,на,у,за,под),легко объясняется на любую бытовую тему.

в - 2

с - 6

н -12

          в – 5

         с – 10

         н - 5

Тестирование,

наблюдение

Наблюдение

Тестовые задания

Родительская заинтересованность

- Повысился уровень родительского участия в речевом  развитии своих детей.

- Родители (законные представители) активно участвуют в продуктивной детской деятельности.

- Появилась обратная связь в процессе воспитательно – образовательной деятельности.

- родители стали полноценными участниками воспитательно  – образовательного процесса

в - 2

с - 6

н -12

       

       

         в – 5

         с – 15

         н - 0

Анкетирование

Наблюдение

Краткосрочные и долгосрочные результаты:

- Расширился кругозор всех участников проекта

- Усовершенствовалась предметно – развивающее пространство и среда:

были созданы картотеки дидактических игр;

Расширили  картотеку пальчиковых игр;

- У детей сформировались любознательность, творческие способности, увеличилась познавательная активность, коммуникативные навыки.

- Родители приняли активное участие в приобретении и изготовлении игр на развитие мелкой моторики.

Риски:

Высокая заболеваемость детей раннего возраста.

Минимизация: Перенос мероприятий плана работы. Проведение консультаций с родителями (повышение компетентности родителей в вопросах становления и  развития речи у детей младшего дошкольного возраста, через использование разнообразны игр и упражнений). Систематическое применение закаливающих процедур для повышения иммунитета, дыхательная и артикуляционная гимнастка.

Низкая вовлеченность родителей .

Минимизация: Проводить консультации с использованием интерактивной доски, создание дидактического пособия совместно с ребенком по теме проекта, для большей вовлеченности в проектную деятельность, изготавливать буклеты с наглядной информацией.

Систематическое проведение тренингов для педагогов, с привлечением родителей. Консультирование со специалистами городского учебно-методического центра.

Краткосрочный результат:

1.Речевой уровень детей младшего дошкольного возраста повысился:

- Дети умеют общаться со взрослыми, задают вопросы, употребляют предлоги.

- Малоактивные дети слышат вопросы, выполняют простые инструкции.

- Дети манипулируют родителями, которые делают все за них.

2. Материал, который подготовлен и систематизирован, представлен на педагогическом совете и используется в методическом кабинете.

- продолжение  работы над расширением и развитием творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста;

3.Применение полученных знаний как детьми, так и родителями в выборе направленности дополнительного образования;

4.Разработка консультаций для педагогов по развитию речевой активности у детей раннего возраста  посредством развития мелкой моторики рук.

5. Повысился уровень заинтересованности и вовлеченности родителей, в процесс воспитания и всестороннего развития собственных детей.

Долгосрочный результат:

-  Благоприятный микроклимат в семье, в контексте традиций семейного воспитания.

- Успешный ребенок, который умеет общаться со сверстниками. Успешен в разных видах деятельности, т.к. умеет слышать, слушать, отвечать.

Активное стимулирование мелкой моторики, привело к тому что у ребенка развиты графомоторные навыки, аккуратно выполняет письменные задания.


Дальнейшее развитие проекта:

1. Разработанные рекомендации педагогам, воспитателям, специалистам. По теме «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук».

2. Программа занятий для детей младшего дошкольного возраста, направленная на коррекцию речи детей младшего дошкольного возраста.

3 Консультация для родителей «Советы родителям, заинтересованным в формировании  у ребёнка речевых навыков»

4. Семинар для педагогов ДОУ по теме «Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

5. Предоставление материала проекта на педагогическом совете.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. В конце года проводила диагностику по развитию речи детей раннего возраста. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует не только формированию речевого развития, но и интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие таких психических функций как внимание, память, мышление. А самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, укрепляя доброжелательные отношения между ребенком и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Проект: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»

Педагогический проект воспитателя Николаевой Ольги Сергеевны На тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ  К ШКОЛЕ»...

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Проект Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В данном проекте описана целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....

проект "Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования"

Проект для детей младшей группы, даны цель, задачи, ожидаемый результат, планирование работы с детьми по месяцам, планирование работы с родителями, стихи для игр, оснащение группы по проекту....