Мастер-класс "Веселая наука"
статья

Повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx938.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение Малоархангельского района «Детский сад  общеразвивающего вида №1 г.Малоархангельск»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

«Весёлая наука для детей»

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/contests/1515536618.jpg

Подготовила и провела

воспитатель  высшей

 квалификационной категории

Дьячкина С.В

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.

 Задачи:

1.     Познакомить с понятием, что такое "эксперимент";

2.     Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

3.     Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

Содержание

1.Приветствие. Введение в тему.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе: «Весёлая наука».  Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

     Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности.

     Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести  тем самым практический опыт.

Главное достоинство экспериментирования и опытов  в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

— дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

— идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

— развивается речь у ребенка, т.к. дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

— происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

— формируется самостоятельность, целеполагание,

— развиваются эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

 Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов  начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

     Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент.

     Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

http://hvatalkin.ru/files/opyty/yaico-v-stakane/yaico-plavaet.jpg1.     Эксперимент «Волшебное яйцо».

Нам понадобится: яйцо, вода, поваренная соль, стакан.

Проведение:

     Половину стакана наполним водой, затем опускаем яйцо, что мы видим? (ОНО УТОНУЛО). Наполняем другой стакан водой и добавляем в него много соли, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (ЯЙЦО НЕ ТОНЕТ). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит. (ЯЙЦО НАЧИНАЕТ ВСПЛЫВАТЬ).

Объяснение: солёная вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.

2.     Эксперимент называется «Лимон надувает воздушный шар».

Нам понадобится:

- 1 чайная ложка пищевой соды, сок лимона, 3 столовые ложки уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

Проведение:

как надуть шарик с помощью лимона1)    Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2)    В отдельной посуде смешаем сок лимона и 3 столовые ложки уксуса и вливаем в бутылку через воронку.

3)    Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

-Посмотрите, что за волшебство  происходит! Шарик сам надувается!

- Есть ли этому объяснение?

Объяснение:

     Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом вступает в химическую реакцию и выделяют углекислый газ, тем самым создают давление, которое надувает воздушный шар. Разве не чудо?!

3. «Спасательный жилет»

https://pp.userapi.com/c836425/v836425258/2466/BUTs6pZMRmo.jpg Нам понадобится: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой

Проведение:

отгадайте , какой из мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее?Один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если постараться, утопить его не получится. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул, а второй плавает, будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет».

Объяснение: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт 4 «Свечка в банке»

Нам понадобится: банка, свеча.

Проведение: как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её? Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.

Объяснение: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

Опыт 5. «Салют»

Нам понадобится: жидкое мыло, сода, лимонная кислота.

Проведение :  в цветной раствор мыла, соды добавляем катализатор – лимонную кислоту, получаем пенный салют.

Объяснение: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Опыт 6. «Снег»

Если хотите подарить своим подопечным радость – создайте снег своими руками, который затем затвердеет и его можно будет расписать!

Нам понадобится: 2 болона пены для бритья, пачка пищевой соды .

Проведение:-2 болона пены для бритья, пачка пищевой соды смешать.

Опыт 7. «Зубная паста для слона»

Вам понадобится: пластиковая бутылка поднос или стеклянная форма для запекания сухие дрожжи перекись водорода (6%) пищевой краситель средство для мытья посуды вода.

 Проведение:  предложите ребенку создать объемную зубную пасту для слона! Для этого в пустую пластиковую бутылку залейте 150 мл. перекиси, добавьте средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешайте чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешивайте смесь до однородной консистенции, затем влейте в бутылку.

Из нее тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.

Опыт 8. «Как проткнуть пакет с водой, чтобы вода не разлилась?»

Здесь нет магии, а просто наука. Когда вы просовываете карандаш через полиэтиленовый пакет, молекулярная структура пакета создает некую пломбу, которая не позволяет воде просочиться через паке

Для этой научной уловки вам понадобиться плотный полиэтиленовый пакет, карандаш и вода. В пакет наливается обыкновенная водопроводная вода, для эффектности можно подкрасить ее пищевыми красителями или просто акварелью. Затем завязываем пакетик с набранной водой и протыкаем его карандашом. И вуаля! Пакет не протекает и жидкость осталось на своем месте.

Вся хитрость заключается в свойстве жидкости, это всего лишь физика, но со стороны смотрится как необыкновенное чудо.

Фокус с шариком

Опыт 9.         «Воздушный шар, который не может лопнуть»

 

Эта махинация похожа на предыдущую с водой и карандашом. Только вместо пакета используем воздушный шарик, а карандаша – длинную, тонкую и острую спицу. Чтобы хитрость получилась, предварительно нужно наклеить на шарик малюсенький кусочек прозрачного скотча. Клеить нужно с двух сторон симметрично. Можно взять еще несколько шариков, но без скотча. Это делается для того чтобы показать, что шарики обыкновенные, и лопаются от иголки.

Затем малыш надувает «заколдованный» шарик, и прокалывает его в места наклеенного скотча насквозь. И о чудо! Шарик не лопнул, только нужно заранее потренироваться.

Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Я надеюсь, что участие педагогов в мастер – классе способствовало повышению их профессионального мастерства по данной теме и полученный опыт будет использоваться в практической работе с детьми.
Спасибо за внимание!

Используемая литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.
  5. Интернет-ресурсы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

ФОТООТЧЁТ ОБ УЧАСТИИ В КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В РАМКАХ VI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ

Воспитанники нашего детского сада, (МАДОУ МО «СГО» д/с № 10 «Чайка») города Светлого,  Калининградской области,  приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей», которы...

Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука « Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного отделения №5 Аксентий Анастасия Алексеевна

Пояснительная записка. Экология – одна из самых актуальных тем сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления. Именно с дошкольного возраста необхо...

Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты. Аналитический доклад. Новикова С.Е., Тищенко А.С., канд.экон.наук., Комарова И.И., канд.пед.наук. .

В ходе исследования были собраны данные относительно широкого круга проблем и аспектов функционирования ДОО: переполненность групп, недостаточная профессиональная подготовка для надлежащей работ...

Тематический день «Путешествие в страну Науки» посвященный «Дню российской науки»

В России ежегодно отмечается День Российской науки. День Российской науки отмечается 8 февраля. Цель проведения Дня Российской науки — способствовать развитию у детей познавательной активности, любозн...