«Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в ДОУ»
материал

Иргашева Анастасия Александровна

Мастер - класс для воспитателей

«Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в ДОУ»

- Добрый день уважаемые коллеги, наш мастер - класс мне хотелось бы начать с коммуникативной игры «Поменяйся местами».

1. Поменяйтесь местами те, у кого дома есть кот или кошка.

2. Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты.

3. Поменяйтесь местами те, кто любит путешествовать.

4. Поменяйтесь местами те, кто иногда опаздывает на работу.

5. Поменяйтесь местами те, кто всегда работает в соответствии с календарным планом.

6. Поменяйтесь местами те, кто очень любит шопинг.

7. Поменяйтесь местами те, кто по утрам делает зарядку.

8. Поменяйтесь местами те, кто больше трёх раз смотрел фильм «Титаник».

9. Поменяйтесь местами те, кто любит болтать по телефону.

10. Поменяйтесь местами те, кто в понедельник с утра с желанием бежит на работу.

- А сейчас мы выполним небольшое упражнение, которое направлено на осознание уровня своего физического здоровья.

Упражнение «Я работаю над своим здоровьем».

- Сейчас я буду задавать вам вопросы, если ответ положительный, то вы делаете шаг вперед, если отрицательный – не двигаетесь.

• Я ежедневно выполняю утреннюю гимнастику;

• Я ежедневно совершаю пешие прогулки;

• Я посещаю бассейн, тренажерный зал или занимаюсь каким-либо спортом;

• У меня отсутствуют вредные привычки;

• Я соблюдаю режим дня;

• Я правильно питаюсь;

• Я эмоционально уравновешена;

• Я выполняю профилактику заболеваний.

- Итак, каждый из вас выяснил, какие шаги нужно сделать, чтобы ваше здоровье улучшилось, либо, что нужно продолжать делать, чтобы долгое время оставаться в хорошей форме.

Гимнастика – широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития.

Утренняя гимнастика - это комплекс общеразвивающих упражнений, как элемент двигательного режима, направленный на пробуждение организма и подготовку его к дальнейшей деятельности.

Цель: поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

Задачи утренней гимнастики:

• «Разбудить» организм ребенка, обеспечить постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию;

• Стимулировать работу внутренних органов и систем, (усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности);

• Способствовать формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия, укрепить мышцы ребенка, стимулировать работу всех внутренних органов.

Утренняя – гигиеническая гимнастика имеет своей задачей укрепление и сохранение здоровья человека, создание бодрого жизнерадостного настроения, повышение работоспособности.

Утренняя гимнастика представляет собой систему специально подобранных упражнений, разносторонне воздействующих на организм человека, усиливающих его основные функциональные процессы, способствующих его гармоничному развитию, повышению жизненного тонуса.

Так же утренняя гимнастика в ДОУ имеет и большое воспитательное значение. Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды. Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует формированию свода стопы и правильной осанки. Т. о., утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Виды утренней гимнастики:

- Традиционная (без предметов, с предметами);

- Сюжетная; (разыгрывание сюжета, например: по сказкам)

- Игрового характера; (с включением подвижных игр, например «Теремок»

- С элементами ритмической гимнастики, танцевальных движений и т. д.

Необходимые условия проведения утренней гимнастики:

- одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких материалов;

- на ногах — удобная обувь;

- соблюдение гигиенических требований к проведению утренней зарядки: выполнить проветривание и влажную уборку в помещении.

- в теплое время года зарядка проводится на открытом воздухе.

Продолжительность утренней гимнастики:

- в первой младшей группе – 4-5 минут;

- во второй младшей группе 5 6 мин;

- в средней группе 6 8 мин;

- в старшей группе 8 10 мин;

- в подготовительной группе 10 12 мин.

Структура и содержание утренней гимнастики

I. Вводная часть

Цель: выработка правильной осанки, подготовка организма к выполнению более сложных упражнений.

С этой целью включает:

- построения (в колонну, в шеренгу);

- строевые упражнения (повороты налево, направо, кругом); смыкания и размыкания приставными шагами в сторону, вперед.)

- различные виды ходьбы чередуются с беговыми упражнениями, (ходьба на носках, пятках с различным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, бег с захлестыванием голени, с изменением темпа и направления движения и т. д.) -это старшая и подготовительная группы

- перестроения из одной колоны в круг, в три колонны и т. д.

II. Основная часть

Цель: укрепление основных мышечных групп, формирование правильной осанки.

Для решения данной задачи выполняют общеразвивающие упражнения в определенной последовательности:

сначала упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, затем упражнения для мышц туловища, далее следуют упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы, заканчиваем прыжками.

Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей и их физической подготовленности:

- первая младшая группа – 3-4 раза

- вторая младшая группа - 4 - 5 раз

- средняя группа - 5-6 раз

- старшая группа - 6-8 раз

-подготовительная группа - 8-10 раз

III. Заключительная часть

В конце гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, дыхательная гимнастика, чтобы восстановить пульс и дыхание. Используются речёвки по окончании зарядки.

Требования к комплексам упражнений для утренней гимнастики

Сочетание физический упражнений, подобранных в определенном порядке, составляет комплекс.

При составления комплекса необходимо руководствоваться следующим требованиям:

- комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц

- в комплексе для выполнения упражнений используется различные построения

- упражнения должны выполняться из разных исходных положений

- подбираются упражнения разной интенсивности, темпа

- чередуются комплексы с предметами и без предметов

- используется музыкально-ритмическое сопровождение (бубен, счет, хлопки, звукозапись)

- каждый комплекс должен быть интересен детям.

Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель.

Необходимо помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, как и дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп.

Для того, чтобы упражнения утренней гимнастики оказали на ребенка желаемое влияние, важно добиваться четкости, точности выполняемых движений, их достаточной интенсивности.

Современные подходы к проведению утренней гимнастики

Методику утренней гимнастики в условиях учреждений дошкольного образования считают наиболее отработанной. Однако бытует мнение, что в ней много шаблонности и однообразия. Обогатить содержание утренней гимнастики можно такими элементами, как:

танцевальные движения,

хороводы,

«двигательные рассказы»,

«двигательные загадки», например животные

нетрадиционные дыхательные упражнения,

использование нестандартного инвентаря и т. д.

Их целесообразное использование в процессе утренней гимнастики будет способствовать активной и содержательной двигательной деятельности детей, создаст условия для умственной работоспособности и переходу к деятельному состоянию.

На что следует обращать внимание:

- Очень важно на зарядку не опаздывать!

- Моторная плотность;

- Педагог двигается навстречу детям при выполнении ими ходьбы и бега по кругу;

- Зеркальный показ упражнений;

- Точность исходных положений и направлений движения частей тела;

- Одинаковое количество повторов в правую и левую сторону, правой рукой/ногой, левой рукой/ногой;

- Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. (Педагог приучает детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе;

- Исходное положение лежа (на спине, на животе): соблюдаем правило: «голова к голове»;

- Объяснение упражнений должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание и т. д., требования к его качеству;

- Выполнение упражнений в соответствии со счетом и/или темпом музыкального сопровождения.

- На протяжении всей утренней гимнастики воспитатель неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание, дышать глубоко;

- Пояснения упражнения сочетается с показом лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу в старшей и подготовительной группе воспитатель может привлекать детей, хорошо владеющих движением.

(Это дает возможность воспитателю не находится все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь.)

-Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей.

- Использование различных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине, лежа на животе (причем плавный переход из одного исходного положения в другое).

- Использование художественного слова (закличка, речёвка);

- В старшей и подготовительной группе используем «исходное положение –принять!», «упражнение начи-най!», последний повтор упражнения показываем интонацией «и 1,2,3…закончили».

Тестирование на закрепление знаний

Что такое утренняя гимнастика?

1. Это комплекс общеразвивающих упражнений, как элемент двигательного режима, направленный на пробуждение организма и подготовку его к дальнейшей деятельности.

2. Это комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, вечером, с целью разминки мышц и суставов.

3. Это упражнения, которые выполняются лежа в кровати.

Утренняя гимнастика проводится …

1. Только на воздухе;

2. На воздухе и в хорошо проветренном помещении;

3. Только в групповой комнате.

Какая польза утренней зарядки?

1. Ухудшает общее самочувствие.

2. Активизирует все процессы в организме.

3. Понижает настроение и работоспособность.

Утреннюю гимнастику необходимо проводить:

1. 4 раза в неделю;

2. Через день;

3. По усмотрению воспитателя;

4. Ежедневно.

Продолжительность утренней гимнастики в подготовительной к школе группе составляет:

1. 3–5 мин;

2. 10–12 мин;

3. 15–20 мин;

4. более 25 мин.

Перечислите основные части Утренней гимнастки и кратко содержание каждой:

Вводная часть – разные виды ходьбы, бег, перестроения для выполнения ОРУ

Основная часть – ОРУ

Заключительная часть – бег или прыжки с переходом на ходьбу; или знакомая подвижная игра.

С чего начинается утренняя зарядка?

1. С бега.

2. С построения и ходьбы.

3. С приседаний.

Организация утренней гимнастики в младшей группе проходит …

1. В колонну по одному;

2. В шеренгу;

3. В кругу или стайкой.

Как говорится правильно: «В здоровом теле -?»

1. Дурной дух.

2. Здоровый дух.

3. Должен быть дух.

Основная физическая нагрузка на утренней гимнастике приходится на …

1. Общеразвивающие упражнения;

2. Бег и прыжки;

3. Строевые упражнения.

Количество повторений каждого упражнения первой младшей группе:

1. 3-4 раза;

2. 4 - 5 раз;

3. 5-6 раз;

4. 6-8 раз;

5. 8-10 раз

При составления комплекса необходимо руководствоваться следующим требованиям:

1. Комплекс должен содержать упражнения для всех групп мышц;

2. Чередуются комплексы с предметами и без предметов;

3. Используется музыкально-ритмическое сопровождение;

4. Один и тот же комплекс повторяется в течение двух недель;

5. Все утверждения верны

Утренняя гимнастика – самый первый шаг на пути к укреплению здоровья детей и их физического развития.

- И в заключение хочется сказать большое спасибо всем за участие и пожелать крепкого здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

ема«Дорожка для матрёшки»

Цель: Знакомить детей с деталями строительного материала (кирпичикам, вариантами расположения строительных форм на плоскости (выкладывать «кирпичики» плашмя и приставлять их друг к другу узкой короткой стороной) в процессе игр с настольным строительным материалом. Совершенствовать умение выполнять плясовые движения; менять движения с изменением содержания песни. Приучать к слушанию стихотворений»

Предварительная работаРассматривание с детьми картинок с изображениями дорожек, хождение по дорожке на прогулке и физкультурном занятии. Игра детей с «кирпичиками», машиной, разучивание логоритмического упражнения «Мы ногами топ топ-топ

Задачи: Развивать продуктиную (конструктивную) деятельность. Развивать умение сооружать дорожку по образцу. Побуждать к использованию дополнительных сюжетных игрушек (матрешка) для обыгрывания постройки. Формировать привычку убирать игрушки на место по окончании игры

Оборудование и материал: демонстрационный материал – образец (схема) дорожки, 4 «кирпичики», игрушка – машинка грузовая, диск Е. Железноваой «Забавные уроки для малышей от 1,5 до 4 лет»; раздаточный материал – по 4 «кирпичика», игрушка – матрешка для обыгрывания – каждому ребенку.

Ход деятельности

Игровая ситуация с машиной

Чтение стихотворения Н. Радченко.

Разноцветный грузовик

По дороге напрямик

Целый день все едет – едет

И везет игрушки детям:

Куклу, плюшевого мишку,

Мячик, кубики и книжку.

Воспитатель. Что привезла нам машина? (ответы детей.) Машина привезла «кирпичики». Сколько кирпичиков привезла машина? (много). Помогите разгрузить «кирпичики»

Воспитатель с детьми выкладывает «кирпичики» на стол и предлагает желающим играть с «кирпичиками» сесть на стулья за стол.

Воспитатель. Как можно играть с «кирпичиками»(ответы детей.) Из «кирпичиков» делают разные постройки.

Конструирование

Воспитатель. Давайте построим из кирпичиков дорожку.

Рассматривание образца

Воспитатель. Посмотрите, какую длинную, ровную дорожку из «кирпичиков» я сделала. Из чего сделана дорожка? (из «кирпичиков») Сколько «кирпичиков» я положила на стол, чтобы построить дорожку? (много «кирпичиков»). Посмотрите, «кирпичики» лежат на широкой стороне. Вот такую дорожку мы с вами будет строить.

Показ и объяснять способов выполнения работы.

Воспитатель. Беру «кирпичик». Кладу его широкой стороной на стол, затем беру еще «кирпичик» и кладу широкой стороной на стол, соединяя узкие короткие стороны….и. т. д.

Закрепление последовательности выполнения работы.

Воспитатель. Чтобы построить дорожку, сначала мы положим один «кирпичик». Затем еще один «кирпичик» и еще один.

Индивидуальные указания

Воспитатель напоминает детям как положить «кирпичик» широкой стороной на стол, как прикладывать следующий «кирпичик», соединяя узкие короткие стороны, оказывает помощь.

Анализ детских работ.

Воспитатель говорит, что к детям пришла матрешка, она хочет рассматривает дорожки, отмечая длинные и короткие дорожки, прямые и ровные, где «кирпичики» плотно приставлены друг к другу и где – не плотно (матрешка может упасть и удариться.)

Обыгрывание постройки

Педагог раздает детям игрушки – матрешки для обыгрывание, предлагает провести их по дорожке, если необходимо, осуществляет показ действия с игрушкой.

Воспитатель, посмотрите, как матрешка пойдет по дорожке : топ, топ, топ, топ. Скажите матрешкам : «Матрешка, аккуратно иди по дорожке, не упади». Матрешкам понравилось ходить по дорожке, они вам говорят спасибо.

Логоритмика «Мы ногами топ – топ – топ»

Мы ногами топ топ топ

Мы руками хлоп хлоп хлоп

И туда и сюда повернёмся без труда 2р

Мы головками кивнём

Дружно ручками махнём

И туда и сюда повернёмся без труда 2р

Мы подпрыгнем высоко

Прыгать вместе так легко

И туда и сюда повернёмся без труда 2р

Воспитатель предлагает разобрать постройку и сложить строительный материал в кузов машины. Затем увозит за веревочку нагруженную машину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология ЛЭПБУК - современный подход к организации и проведению дидактических игр по развитию речи дошкольников с ОВЗ

Данная презентация отражает современные требования ФГОС ДО к организации и реализации такой игровой технологии, как ЛЭПБУК....

Статья на тему "Организация и проведение утренней гимнастики и коррекционной гимнастики после сна с детьми старшего дошкольного возраста"

Гимнастика - широкое понятие, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического развития. В детском саду, согласно утвержденному режиму дня, проводятся утренняя (гигиеничес...

Методическая разработка "Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду".

Методическая разработка о современном подходе к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ « Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по развитию речи»

Данный материал можно  использовать на консультации для педагогов дошкольного образовательного учреждения. Актуальность данной разработки заключается в современном подходе к проблеме развития реч...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утренняя гимнастика ...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

Актуальность:В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утрення...

Методическая разработка для воспитателей «Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду»

Актуальность:В свете решения приоритетной задачи государства о сохранности здоровьянаселения, основным направлением работы педагогов ДОО является сохранность и укрепление здоровья дошкольников.Утрення...