Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками
консультация (подготовительная группа)

Кирюхина Виктория Викторовна

Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики XXI века. Образование дошкольников  должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить  добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление. Метод интеллект-карт разработал английский психолог Тони Бьюзен.  Метод интеллект-карт основывается на трех видах мышления: ассоциативном, иерархическом и визуальном.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление В работе с дошкольниками метод интеллект карт предложен к.п.н. Акименко Валентиной Михайловной доцентом специальной кафедры педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института. Интеллект-карта –информация, которая представлена в графическом виде с помощью рисунков, разных цветов и пространственных связей. В центре карты –общая тема. От нее в разные стороны расходятся более мелкие темы или данные по мере уменьшения их общности. Ассоциации с общей темой интеллект-карты позволяют проследить ее взаимосвязи с более мелкими темами. Благодаря этому изложенную в карте информацию легче воспринимать, анализировать и запоминать. Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное -это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления. С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:

•развитие быстрого восприятия и запоминания

•повышение мотивации

•грамотное планирование решения задачи

•формирует упорядочение мыслей

•рост достижение успеха

Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний. Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи.

Преимущества метода интеллект-карт:

- Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно. - Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

- Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

- Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

- Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

- Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

 1 Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (небольшой, не маленький).

• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.

• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.

• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.

• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.

2 Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев

их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.

3 Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи.

4 Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору. 5 Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов

Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -  поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект – карты. Без развития мыслительных процессов невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок мыслит, тем он больше интеллектуально развит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ для развития речевой активности дошкольников

Из данного материала вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, как выглядит интеллект-карта, чему она учит и что развивает, а также правила ее построения...

Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками

При составлении интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария головного мозга.Интеллект-карта основана на ассоциативном мышлении. Ассоциация – это связь между отдель...

Использование "Интеллект-карт" в работе с дошкольниками

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации....

мастер класс "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"

Мастер-класс«Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и ...

Использование интеллект карт в коррекционной работе учителя-дефектолога

Представлена презентация опыта работы по использованию интеллект карт с детьми с ЗПР...

Презентация "Использование интеллект- карт в работе по экологическому воспитанию старших дошкольников"

Метод интеллект - карт –это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания ...

Презентация к консультации для педагогов "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"

Добрый день! предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Использование ИК в работе с детьми дошкольного возраста....