Освоение ребенком схемы собственного тела и связанных с ними пространственных направлений, различение правой и левой руки.
материал

Ольга Сергеевна Молчанова

Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и теладругого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения:

- «Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

- «Наводим порядок». Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

- «Игра в «солдатики» По приказу «командира» – взрослого «солдатики» – дети поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет.

- «Как мы здороваемся» Воспитатель приглашает в гости Петрушку, предлагает детям с ним поздороваться правой (левой) рукой

 

В ходе данной серии игр уточнялись и дифференцировались пространственные понятия «впереди», «позади», «вверху», «внизу», стимулировалось развитие пространственного восприятия, координации движений, пространственной организации движений.

На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов проводится работа по формированию ориентировки впространственном расположении предметов. В содержание данной работы входят следующие направления:

- определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);

- определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна);

- определение пространственного положения предметов относительно друг друга;

-использование в активной речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.

 

Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:

- «Стройся» Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией: «Лена, выйди вперед», «Катя, встань позади Лены» и т.п.

- «Встань правильно» или «Найди свое место». Перед детьми ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима».

- «Готовимся к занятию» Детям предлагаются следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку».

- «Живые вагончики» Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки».

 

Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому - низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения.

Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. «Техническая» сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось).пространственный ориентация игра месторасположение.

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепеннаяинтериоризация - переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Освоение ребенком схемы собственного тела и связанных с ними пространственных направлений, различение правой и левой руки. Освоение пространственных направлений в процесс передвижения.

Для формирования ориентировки в схеме собственного тела и тела другого субъекта можно использовать следующие игры и упражнения:

- «Вот какие мы». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга и выполняют действия по инструкции: «Покажи правую – левую руку», «Покажи правый глаз, левое ухо», «Покажи правое ухо у товарища» и т.п. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре («голень», «бедро», «щиколотка», «запястье», «стопа», «кисть», «плечо» и т.д.).

- «Наводим порядок». Перед детьми в произвольном порядке разложены варежки, перчатки, расставлены тапочки, чешки и т.д. предлагается найти пару, правильно поставить туфли, надеть перчатку на правую руку и т.п. Также можно предложить определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз, определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

- «Игра в «солдатики» По приказу «командира» – взрослого «солдатики» – дети поворачиваются налево и направо, поднимает левую (правую) руку. Напоминаем, что правой (в общем случае) является та рука, которой он рисует или пишет. 

- «Как мы здороваемся» Воспитатель приглашает в гости Петрушку, предлагает детям с ним поздороваться правой (левой) рукой

В ходе данной серии игр уточнялись и дифференцировались пространственные понятия «впереди», «позади», «вверху», «внизу», стимулировалось развитие пространственного восприятия, координации движений, пространственной организации движений.

На основе представлений о сторонах собственного тела и тела других объектов проводится работа по формированию ориентировки в пространственном расположении предметов. В содержание данной работы входят следующие направления:

- определение пространственного положения предметов по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева);

- определение пространственного положения своего тела относительно других предметов (перед столом, за шкафом, слева от окна);

- определение пространственного положения предметов относительно друг друга;

- использование в активной речи предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения между предметами.

Здесь можно использовать следующие игры и упражнения:

- «Стройся» Дети выстраиваются в ряд в соответствии с инструкцией: «Лена, выйди вперед», «Катя, встань позади Лены» и т.п.

- «Встань правильно» или «Найди свое место». Перед детьми ставится задача на ориентировку в специально созданных пространственных ситуациях и определение своего места по заданному условию: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима».

- «Готовимся к занятию» Детям предлагаются следующие инструкции: «Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку».

- «Живые вагончики» Дети выставляют игрушки в соответствии с инструкцией воспитателя, затем называют их пространственные позиции: 1) «Поставь ежика впереди мишки. Поставь лисичку позади мишки»; 2) «Расскажите, кто впереди мишки, кто позади мишки».

Значительные изменения в дошкольный период наблюдаются в восприятии пространства по его главным признакам. Ребенок познает пространство по мере того, как сам им овладевает. Еще лежа в постели и действуя с соской, погремушкой, ребенок познает «близкое» пространство. «Далеким» пространством он овладевает несколько позже, когда учится самостоятельно передвигаться. Вначале восприятие далекого пространства мало дифференцировано и оценка расстояния очень не точна.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений.

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Их оказываются способными решить только шести- и семилетние дети и то лишь в случаях больших различий между предметами. Причина этому - низкий уровень овладения глазомерными действиями. Однако уровень этих действия у дошкольников можно поднять в процессе целенаправленного обучения.

Особенно заметные сдвиги в развитии линейного глазомера происходят, если детей обучают использовать для решения задач наложение одного объекта на другой (прикладывание вплотную друг другу), добиваясь максимального уравнивания. «Техническая» сторона ориентировочных действий не меняется в зависимости от того, производятся эти действия с самими объектами или с их заместителями. Так, при обучении детей решению такого типа глазомерных задач, как выбор элемента определенной протяженности по образцу, вводили изготовление и применение картонной мерки, равной образцу. Мерка переносилась от образца к объектам, из которых производился выбор (сам образец и объекты перемещать запрещалось). пространственный ориентация игра месторасположение.

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз» (под руководством взрослого происходит постепенная интериоризация - переход внешнего ориентировочного действия в перцептивный план). Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит не за счет формальных упражнений, а путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ и методика коррекционно-развивающей работы по обучению ориентироваться в схеме собственного тела и в окружающем пространстве

Данная статья посвящена  особенностям пространственно - аналитической деятельности дошкольников с ОВЗ, а также трудностям и проблемам, с которыми может столкнуться ребенок в процессе обучения,есл...

Консультация для родителей "Правая и левая рука"

Переучивая левшу вы, наносите вред ребёнку....

"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...

"Обучение ориентировке в схеме собственного тела для детей с ЗПР".

Важной задачей данного направления работы является обогащение практического,чувственногоопыта детей , формирование умения определять пространственные направления праввое-левое , направо-налево , справ...

"Как закрепить у детей навык правой и левой руки"

Буклет для родителей и педагогов...

Как научить ребенка правильно различать правую и левую руки

С раннего возраста необходимо уделять большое внимание развитию ориентации в пространстве. Одной из главных задач является научить ребенка правильно различать правую и левую руки доя дальнейшего обуч...

"Картотека игр и упражнений, направленных на развитие ориентировок в схеме собственного тела"

Упражнение «Что у меня на лице»Игра «Вы можете?»Упражнение «Мое тело»Игра «Прикосновение»«Потешка»Игра «С руки на ногу»«Пр...