Консультация для педагогов и родителей "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"
консультация

Берсекова Лариса Борисовна

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Ведь именно слово обеспечивает содержание общения. Значительное место при общении занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Без развитой и культурной эмоционально-оценочной лексики ребёнок не сможет сформироваться как социально активная личность. Значение, особенности формирования и этапы постижения детьми эмоциональной лексики раскрываются в данной консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"

Речь является основным средством человеческого общения, посредством которой человек имеет возможность получать и передавать огромное количество информации. В общении человек использует в качестве орудия речевой коммуникации лексику, которая является критерием определения способности мышления и интеллекта личности, а слово, являясь единицей речи, представляет собой звуковое выражение понятия о предмете или явлении объективного мира. Речь обладает определенным смыслом, который выражается в личных мыслях, ассоциациях, образах, чувствах и таким образом характеризует личность человека. Общаясь, человек обогащается опытом других людей.

Лексика русского языка представлена в виде общеупотребительной или стилистически нейтральной лексики и эмоциональной лексики.

К стилистически нейтральной лексике относятся слова, представляющие собой обычные названия явлений окружающей нас действительности и являющиеся основными в повседневной языковой практике.

Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека, для нее характерна неоднозначность в понимании места и роли эмоционального компонента в значении слова, что предопределяет многообразие классификаций данной лексики. Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

• слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

• слова – оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т.е. лексически;

• слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается грамматически, т.е. особыми суффиксами.

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно - личностный тип общения, складывающийся в старшем дошкольном возрасте, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые могут быть решены различными средствами. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, нравственные качества. Эмоционально-оценочная лексика рассматривается как условие формирования социально активной личности старшего дошкольника.

При недостаточно сформированной эмоционально-личностной лексике страдает прежде всего коммуникативная сфера речи – такие дети не являются инициаторами общения, обычно мало разговаривают со сверстниками, не сопровождают игровые ситуации развёрнутыми речевыми высказываниями.

Существует четыре основных этапа постижения детьми словаря эмоциональной лексики, строящиеся в неразрывном единстве с развитием представлений об эмоциях и эмоциональной экспрессии:

  1. Младший дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ конкретного персонажа: злой волк, испуганный заяц.
  2. Младший и средний дошкольный возраст. Слово замещает чувственный образ ряда идентичных по эмоциональному проявлению героев: злые не только волки, но и медведи; радостные дети, птицы, звери. Увеличивается количество слов, характеризующих то или иное эмоциональное состояние.
  3. Средний и старший дошкольный возраст. Слово превращается в обобщённый сигнал, обозначающий эмоциональное состояние, относящиеся к различным группам явлений социальной и культурной жизни (удивлённый папа, продавец в магазине, Дед Мороз на утреннике и др.), пополняется количество слов, обозначающих настроения, причины эмоций.

4. Старший дошкольный возраст. Он связан с широким использованием сигнального значения группы слов, обозначающих эмоции, составлением обобщённых эмоциональных характеристик (упрямый Фома, Царевна - Несмеяна и др.), побуждением детей к называнию оттенков настроений (не очень радостный, совсем опечалился, немного уставший), раскрытию причин настроения; оценкой нравственной стороны эмоциональных проявлений.

Выделяют три основные задачи развития эмоциональной лексики у дошкольников:

Первая задача: Развитие невербальных (то есть паралингвистических) средств общения. Работа проводится поэтапно. Сначала обучаем детей различать эмоции по схематическим изображениям; затем формируем умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы; и на последнем этапе - развиваем способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов.

Вторая задача: Формирование интонационной стороны речи, которую следует начинать с упражнений по развитию воспроизведения ритма речи. Далее развиваем интонационную выразительность речи в процессе усвоения эмоциональных состояний, придерживаясь определённой последовательности: проговаривание звуков, слогов, фраз, заучивание стихотворений, инсценирование диалогов с разной интонационной окраской.

Третья задача: Формирование эмоционального словаря. Здесь также можно выделить определённые этапы работы. Сначала происходит формирование лексики, состоящей из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом. Затем - формирование эмоциональной лексики, отражающей синонимические и антонимические отношения. И как завершение работы - формирование эмоциональной лексики с использованием сравнений, олицетворений, фразеологизмов, загадок, пословиц и поговорок.

В заключение напомним и отметим, что слово – это исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства. И в наших с вами силах сделать маленьких воспитанников счастливыми обладателями богатой эмоциями лексики русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений по формированию эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР

Все игры и упражнения распределены на 3 последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Цель подготовительного этапа: расширение эмоуионального опыта ребенка и подготовка к более ...

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.

Статья посвящена работе над развитием эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...

Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников

Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...

Консультация для педагогов «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»

Консультация для педагогов«Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников»...

Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"

Консультация для педагогов "Как развивать эмоциональный интеллект у дошкольников. Методы и технологии"...