Практикум для педагогов "Игры на развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ТНР"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Пяткина Анна Сергеевна

Игры на развитие эмоциональной лексики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_emotsionalnaya_leksika.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Игры на формирование эмоциональной лексики

у дошкольников с ТНР»

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми.

Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональная лексика – неотъемлемая часть лексикона, необходимая для приобщения детей к разнообразному миру эмоций. Она способствует более точному осознанию и описанию эмоциональных переживаний как собственных, так и других людей, лучшей оценке происходящих событий, а так же решению коммуникативных задач. Эмоциональная лексика выражает чувства, настроения, переживания человека.

Формированию детской эмоциональной лексики способствуют игры, направленные на обогащение словаря словами-признаками (прилагательными), словами-антонимами (словами с противоположным значением), словами-синонимами, а так же наречиями с эмоциональной окраской.

Добрый день! Начнем нашу сегодняшнюю встречу так:

Игра: «Встреча взглядами»

Цель: установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния.

Ход: Все участники стоят в кругу. Опустив головы. По команде ведущего они должны одновременно поднять головы. Их задача – встретиться с кем-то взглядом. Та пара игроков. Которой это удалось, садится (покидает игру).

  1. Комплекс игр и упражнений на изучение и уточнение эмоциональных состояний (радость, грусть, злость, испуг, удивление)

Игра: «Художник» с зеркалами

(изобразить «радость», «удивление», «грусть» по инструкции)

Цель: знакомство с различными видами эмоций, развитие мимики и пантомимики.

Ход игры: у каждого на столе стоит зеркало. Педагог предлагает представить, что они художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого они в нем видят. Для того чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, следует изменить выражение лица. Педагог просит изобразить на лице радость (грусть, злость, удивление, испуг).

Игра: «Выбери девочку»

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Ход игры: Выбрать из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

  • Зайку бросила хозяйка, -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

- Какая девочка бросила зайку?

  • Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

- Какая девочка испугалась за бычка?

  • Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

Потому что он хороший.

- Какая девочка пожалела мишку?

  1. Игры на дифференциацию эмоциональных состояний

Игра: «Профессии» 

(изобразить веселого воспитателя, грустного парикмахера)

Цель: закрепление знаний об эмоциях, дифференциация эмоциональных состояний.

Ход игры: Участники, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу по заданию педагога веселого и грустного воспитателя, парикмахера и т.д., имитируя движения, характерные для людей определенной профессии. Один в паре показывает грустного человека, другой – веселого, и каждый раз при смене ролей участники меняются по эмоциональному предъявлению.

Игра «Пантомима»

Цель: развитие произвольности, воображения. Выразительности движения.

Ход игры: Водящий произносит фразу, а игроки изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего. Фразы могут быть такими:

- Ах, какой счастливый день!

- Бедная я, несчастная!

- Ура! Я еду на море!

  1. Игры на формирование интонационной стороны речи

Разбор ситуаций

В зависимости от ситуации произнести фразу «Мама пришла» с разнообразными эмоциональными оттенками.

  • Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался и воскликнул: «Мама пришла!»
  • Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, а потом решили поиграть в «Привидения». Ребята разрисовались красками, вырезали одежду из простыней. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
  • Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла?»
  1. Игры на расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко» и др.

Игра «Волшебная шкатулка»

 «Шкатулки ласковых слов». Приготовить шкатулку и фишки, или, камешки, или, сердечки… Девочки ищут ласковые слова для мальчиков и кладут в свою шкатулку на каждое слово камешек, а мальчики ищут ласковые слова для девочек и кладут камешки в свою шкатулку. Далее можно попросить девочек доставать камешек и вспоминать, какие слова называли мальчики, наоборот, мальчики достают камешки из шкатулки девочек и вспоминают слова, которые называли девочки.

«Нравится – не нравится». Игра с куклой. - Какая Катя нравится ? А какая Катя не нравится? Катя вредничает. Какая она? – вредная. Нравится?... Катя веселится. Какая она? – весёлая. Нравится?... Какая Катя не нравится? (вредная, грустная, сердитая, жадная…). Какая Катя нравится? (добрая, весёлая, ласковая, щедрая…)...

«Скажи наоборот». Играющие называют слова-антонимы к заданным словам. Добрый – злой, смелый – трусливый, весёлый – грустный, бедный – богатый, суетливый – спокойный, больной – здоровый, тихий – громкий, жадный – щедрый, …. В игре можно использовать образы (сказочные, реальные, животных, т.д.).

  1. Развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

Игра «Прочитай письмо»

(составление рассказа по мимическим схемам)

Цель: развивать творческие способности, речь и воображение.

Ход игры: К нам пришло несколько писем. Шли они долго-долго и написаны были в далекой древности, когда люди еще не знали букв и не умели по-настоящему писать. Но все же они общались друг с другом. И сейчас мы постараемся расшифровать эти необычные письма. В каждом из них нарисованы несколько лиц, отражающих разные настроения, и вам надо их постараться прочитать. Например, в этом письме изображены грустное и веселое лица. И «прочитать» это письмо можно так: Мальчик сидел у окна, смотрел на дождь и грустил, потому что мама не пускала его гулять. Но вот неожиданно дождь прекратился, выглянуло солнышко. «Ура! Теперь можно идти на улицу.

Игра: «Угадай эмоцию на ощупь»

Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике, схематическим изображениям и передавать их; развивать внимание, произвольность, тактильные ощущения.

Ход игры: Вставайте в круг. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Замри!». Я говорю: «Радость, замри!». Изобразите радость на лице, ручками почувствуйте радость, потрогайте осторожно своими пальчиками брови, рот, глазки. (также другие эмоции)

А теперь сыграем в игру «Назови!». Назовите словом настроение, изображенное на карточке/кубике. (показ изображений эмоций)

А сейчас самая трудная часть задания: будем определять настроение на ощупь. Одному из вас я завяжу платком глаза. Нужно будет пальцами рук ощупать карточку с прорезями и определить настроение, назвать его словом, объяснить свое решение. А правильность выполнения можно будет проверить, сняв платок с глаз.

Игра-упражнение: «Салют»

Цель: создать у детей положительный настрой; развивать навыки группового взаимодействия; способствовать снятию мышечных зажимов.

Ход игры: Вот задание – устроить салют радости. Но сначала для него необходимо выбрать материал. Выберем цвет салюта. На какой цвет похожа радость? (на желтый, оранжевый)

Поэтому именно эти цвета мы возьмем для нашего салюта. (Каждый участник берет желтые и оранжевые шары)

Вставайте в круг и по моей команде запускаем салют:

Раз! Два! Три! Салют радости – лети (дети пускают салют)

Ура! (все хлопают в ладоши)

Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором. (Радостное!).

Наш практикум подошел к концу. Мы много говорили. А вот прощаться будем без слов.

Игра: «Попрощаемся без слов»

Придумайте жест, мимическое или пантомимическое действие, которое выразит ваше настроение и укажет на завершение совместной работы.

Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.

Статья посвящена работе над развитием эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...

Речь и эмоции. Развитие эмоциональной лексики у дошкольников.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей зависит от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения....

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР

Статья раскрывает особенности эмоциональной лексики у дошкольников с речевыми нарушениями и приемы коррекционной работы по ее формированию...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие эмоциональной лексики у дошкольников"

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа занимает одно из ведущих мест. Ведь именно слово обеспечивает содержание общения. Значительное место при общении занимает э...