Эссе воспитателя.
материал

Мишанова Анастасия Владимировна

Как я стала воспитателем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Особенности воспитания и развития детей раннего возраста в образовательной среде ДОО»

        Несколько лет назад я пришла работать в детский сад младшим воспитателем, тогда я не думала задерживаться там на долго, но всё сложилось иначе. Свою работу я начала на второй группе младшего возраста, сначала мне было тяжело, ведь дети к тому же маленькие такая огромная ответственность, и я очень сильно втянулась и мне полюбилось работать с детьми, и я начала задумываться о том, что хочу получить образование воспитателя и работать с детьми. Проработав полгода в должности младшего воспитателя, я подала документы в педагогический колледж, получила диплом и стала работать воспитателем.

        И вот сейчас у меня детки раннего возраста, и я счастлива делать небольшие, но уверенные шаги вместе с ними. Дети – это маленькие цветочки, которые только-только начинают познавать наш большой мир, наполненный самым интересным.

        Воспитатель для них – вторая мама. Многие даже не представляют насколько велик труд воспитателя, и многие люди не очень серьёзно относятся к этой профессии, не подозревают, какую ответственность ежедневно несёт воспитатель за жизнь и здоровье каждого малыша, как много нужно сил и терпения, мудрости и любви к чужому ребёнку, для того, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком.

       Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные качества характера, определяющие дальнейшее развитие. Такие как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует воздействия со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком.

       Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ, необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

      Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический мир (ценности, представления, мотивация и т. д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста.

       Возрастные особенности детей, с одной стороны, открывают широкие возможности и резервы раннего возраста, которые могут быть реализованы только при участии взрослого, с другой, — особенности детей раннего возраста существенно осложняют работу воспитателя и предъявляют массу требований к нему.

Основные особенности и проблемы работы с маленькими детьми.

        Особенность первая. Необходимость включения в детскую деятельность. Одним из основных методов воспитания для маленьких детей, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Это развитие предметной деятельности, речи, пространственной координации движений и т. д. Но все эти способности и качества возникают не в ситуации специальных упражнений или занятий, а в свободной, непосредственной форме игры, когда ребенок не догадывается, что его учат или специально развивают.

         Особенность вторая. Необходимость личной обращённости к ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малышу необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, — всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого.

         Особенность третья. Неэффективность любых вербальных методов воспитания. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями. Эта особенность маленьких детей предъявляет высокие требования к действиям воспитателя. Поведение воспитателя должно быть предельно выразительным, эмоциональным и «заразительным».

        Особенность четвертая. Необходимо принимать ребёнка, что подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

        Особенность пятая. Необходимо сочувствие и сопереживание. Это качество, которое позволяет войти во внутренний мир другого человека.

        Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада - один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в определённом замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребёнка. Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребёнка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов, и вещей. От того, какая среда окружает ребёнка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.

        Созданная в нашей группе образовательная среда полностью соответствует ФГОС, учитывает возрастные особенности детей раннего возраста и способствует полноценному развитию ребёнка.

       Ребёнок познаёт мир в игре. Для этого в нашей группе организован игровой уголок, в который входят сюжетно-ролевые игры «Дом», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

      Организованный в группе уголок познавательного развития, который состоит из: дидактических игр по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, дидактические коврики, выполненные с различными силуэтами животных; серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.); координационные коврики со следами рук и ног ведут малышей к познанию свойств и связей объектов и явлений, освоению способов познания, способствующих формированию целостной картины мира.

       Одна из важнейших задач на мой взгляд – научить ребенка взаимодействию с другим человеком как субъектом, потенциальным партнёром по общению, способствовать согласованию и объединению усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

       Собранные в центре творчества материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски); силуэты предметов для аппликации ведут малыша к созданию материального продукта, развивают мелкую моторику, фантазию, стремление показать своё видение огромного мира вокруг. Каждый ребёнок - артист. Именно поэтому в нашем театральном уголке есть различные виды пальчиковых кукол; шапочки к сказочным персонажам; настольный театр игрушек, ширма, музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник. Всё это помогает ребёнку выражать свои эмоции, учиться общению и самовыражению.

      Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок меняет своё представление о себе и об окружающем мире. В процессе труда активизируются физические силы и умственная деятельность детей. Формируются умения самостоятельного обслуживания себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

     Конструируя, ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, цвет и т. д., у него развиваются познавательные и практические действия. В играх со строительным материалом формируется единая система «глаз-рука». Отсюда вытекает и важность конструирования, так как в процессе его развиваются движения рук, мелкая моторика пальцев, зрительно-моторные координации, целенаправленные действия с предметами на основе сочетания зрительного и тактильного восприятия, совершенствуется речь детей. В центре конструирования расположен: крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).

      Знакомство детей с художественными и фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

      В раннем возрасте двигательная активность выступает в качестве необходимого условия формирования организма, одного из способов познания мира и ориентировки в нём, а также как условие всестороннего развития ребёнка. Для этого в центре развития движений находятся: мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, флажки; ленточки, каталки (на веревочке, крупногабаритные машины с сиденьем для ребёнка.

     Хочется отметить, что основным условием развития ребёнка раннего возраста является его общение с близким взрослым. Именно в общении с взрослыми происходит развитие высших психических функций, ребёнок усваивает нормы и образ поведения. Организуя взаимодействие с ребёнком, взрослый берёт на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордое звание - воспитатель Педагогическое эссе воспитателя Руссовой Татьяны Валерьевны

"Творческий подход в работе и уважение к ребенку!" – вот главный девиз нашего детского сада и мой.  А мое убеждение: Ребенок - главная ценность общества.Для меня быть воспитателем — великая честь...

ЭССЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ. ТЕМА: Я- ВОСПИТАТЕЛЬ

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.Константин...

Сочинение – ЭССЕ воспитателя «Профессия, которую я выбрала - воспитатель»

Сочинение – ЭССЕ    «Профессия, которую я выбрала - воспитатель»...

Эссе воспитателя на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017

Эссе  воспитателя на Районный муниципальный конкурс Воспитатель года России - 2017...

Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Роль воспитателя в становлении общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками ».

Для полноценного общения детей, для становления гу­манных отношений между ними недостаточно простого наличия других  детей и игрушек . Сам по себе опыт посе­щения детского сада или яслей ...

Эссе воспитателя Пуртовой Анны Ивановны "Я - воспитатель"

laquo;От того, как прошло детство,кто вел ребенка за руку в детские годы,что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшн...