Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Роль воспитателя в становлении общения ребёнка дошкольного возраста со сверстниками ».
статья на тему

Щербатых Татьяна Геннадьевна

Для полноценного общения детей, для становления гу­манных отношений между ними недостаточно простого наличия других  детей и игрушек . Сам по себе опыт посе­щения детского сада или яслей не дает существенной при­бавки к социальному развитию ребенка . Так , было обна­ружено , что у детей из детского дома , имеющих неограни­ченные возможности общения друг с другом , но воспиты­вающихся в условиях дефицита общения с взрослыми , контакты со сверстниками бедны, примитивны и однооб­разны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимо­помощи, самостоятельной организации содержательного общения .  Для возникновения этих важнейших способно­стей необходима правильная, целенаправленная органи­зация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада. Велика роль его в социальном развитии ребёнка дошкольника. Если педагог не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребёнка вступить в общение,  он не сможет его понять,  а значит,  и правильно ответить ему, правильно направить его поведение

  Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в социальном становлении ребёнка являются знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

  Однако какое именно влияние должен оказывать воспитатель для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:

 - во-первых, организа­ция предметной совместной деятельности детей;

 - во-вторых, формирование их субъектного взаимодействия.

  Психоло­гические исследования показывают,  что для младших до­школьников предметное взаимодействие оказывается ма­лоэффективным.       Дети сосредоточиваются на своих игруш­ках и занимаются в основном индивидуальной игрой .  Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыт­кам отобрать привлекательные предметы у другого. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают от­казом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свой­ственный детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие каче­ства другого ребенка.

  Значительно более эффективным является второй путь, при котором воспитатель налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласко­во называет его по имени, хвалит партнера по игре, предла­гает повторить его действия. При таком поведении взрос­лого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные свер­стнику, возникает эмоционально-практическое общение.

Таким образом, переход детей к субъектному, собст­венно коммуникативному  взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря квалифицированной  направленности  воспитателя дошкольного учреждения. Именно воспитатель группы помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам и установить с ним социальный контакт.

  Одной из наиболее эффективных форм субъектного вза­имодействия детей в условиях детского сада являются со­вместные игры, в которых малыши действуют одновре­менно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных пере­живаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие об­щения и межличностных отношений.

Организованная совместная игра детей может способ­ствовать не только развитию их содержательного обще­ния, но и адаптации дошкольников к детскому саду. При­нято считать, что для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоста­вить ему по возможности больше свободы, чтобы тем са­мым приблизить условия жизни в группе к привычным  домашним.  Поэтому при подготовке к приему детей все усилия педагогов сосредоточены, главным образом, на соз­дании уютного интерьера и на подборе привлекательных игрушек.  Большие надежды возлагаются на то, что иг­рушки будут радовать детей, а воспитателю помогут за­нять и организовать их.

  Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам большие огорчения и даже слезы.  Дети отбира­ют их друг у друга, дерутся из-за привлекательной куклы или машинки. Здесь мало помогают уговоры и объяснения того, что игрушки общие, что ими надо пользоваться со­обща или по очереди, уступая, друг другу.  Слабая эффек­тивность таких советов объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры дома, где они являются полновластными обладателями игрушек и могут играть с ними, сколько и как пожелают.  Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлека­тельную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Вот почему с первых дней посещения детского сада не­оценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.  Проводить такие игры можно и нужно с первых дней прихода детей в груп­пу. Они помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью.  Регулярное проведение совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый соци­альный опыт, который так важен для развития их личности.

  За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Задача педагогов дошкольного учреждения помочь ребёнку в готовности строить позитивные отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, то есть научить социальным способам взаимодействия с окружающими его людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

 воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края

 Щербатых Татьяны Геннадьевны

Тема: «Роль воспитателя в становлении общения  ребёнка дошкольного возраста со сверстниками ».

  Для полноценного общения детей, для становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других  детей и игрушек . Сам по себе опыт посещения детского сада или яслей не дает существенной прибавки к социальному развитию ребенка . Так , было обнаружено , что у детей из детского дома , имеющих неограниченные возможности общения друг с другом , но воспитывающихся в условиях дефицита общения с взрослыми , контакты со сверстниками бедны, примитивны и однообразны. Эти дети не способны к сопереживанию, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения .  Для возникновения этих важнейших способностей необходима правильная, целенаправленная организация детского общения, которую может осуществить воспитатель детского сада. Велика роль его в социальном развитии ребёнка дошкольника. Если педагог не будет знать, понимать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребёнка вступить в общение,  он не сможет его понять,  а значит,  и правильно ответить ему, правильно направить его поведение

  Общение с взрослыми и сверстниками дает возможность ребёнку усваивать эталоны социальных норм поведения. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важными моментами в социальном становлении ребёнка являются знание норм общения и понимание их ценности и необходимости.

  Однако какое именно влияние должен оказывать воспитатель для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Здесь возможны два пути:

 - во-первых, организация предметной совместной деятельности детей;

 - во-вторых, формирование их субъектного взаимодействия.

  Психологические исследования показывают,  что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным.       Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой .  Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у другого. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребенка.

  Значительно более эффективным является второй путь, при котором воспитатель налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение.

Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному  взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря квалифицированной  направленности  воспитателя дошкольного учреждения. Именно воспитатель группы помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам и установить с ним социальный контакт.

  Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников к детскому саду. Принято считать, что для успешного привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы тем самым приблизить условия жизни в группе к привычным  домашним.  Поэтому при подготовке к приему детей все усилия педагогов сосредоточены, главным образом, на создании уютного интерьера и на подборе привлекательных игрушек.  Большие надежды возлагаются на то, что игрушки будут радовать детей, а воспитателю помогут занять и организовать их.

  Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам большие огорчения и даже слезы.  Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за привлекательной куклы или машинки. Здесь мало помогают уговоры и объяснения того, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступая, друг другу.  Слабая эффективность таких советов объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры дома, где они являются полновластными обладателями игрушек и могут играть с ними, сколько и как пожелают.  Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера.

Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.  Проводить такие игры можно и нужно с первых дней прихода детей в группу. Они помогают воспитателю сблизить детей, объединить их общей, интересной для всех деятельностью.  Регулярное проведение совместных игр не только обогатит детей новыми впечатлениями, но и даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

  За период дошкольного детства ребёнок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Задача педагогов дошкольного учреждения помочь ребёнку в готовности строить позитивные отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми людьми, то есть научить социальным способам взаимодействия с окружающими его людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в развитии детей дошкольного возраста

В.Г.Белинский писал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека».Ответственность, которая ложится на плечи воспитателя, - это не просто присмотр за детьми и организация развивающих ...

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка» Конспект НОД на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста "Зима холодная ".

Цель: Сформировать у детей первые связные представления об этом времени года.Оборудование: Куклы в тёплых одеждах, лопатки., ведёрки, цветные льдинки.Ход прогулкиВо время сборов на прогулку воспитател...

Эссе воспитателя МБДОУ «Детский сад№15» города Алейска Алтайского края Щербатых Татьяны Геннадьевны Тема: «Проявление детского эгоцентризма ».

Я согласна, с мнением ряда психологов в том что, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития.Наиболее последовательно идея...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...