Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультфильмы в технике стоп- моушн»
рабочая программа (старшая группа)

Горлова Елена Яковлевна

Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад с. Бакчара»  

Принята на заседании ПС №                    Утверждено: Заведующий

от   «    «                                                     МБДОУ «ЦРР-д/с с. Бакчара

                                                                    Н.А.Лаврикова              

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа    

                «Мультфильмы в технике стоп- моушн»                                 

Направленность: техническая

Возраст детей: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года  

Разработчик: воспитатель высшей квалификационной категории

 Горлова Елена Яковлевна  

                                     с. Бакчар 2022

               Пояснительная записка

Обязательной частью STEM-образования является знакомство детей с цифровыми технологиями. Подспорьем в этом является модуль «Мультстудия». Он позволяет суммировать и на современном уровне демонстрировать результаты работы детей над различными проектами посредством создания ребёнком собственного мультипликационного фильма. Это достижимо через освоение информационно-коммуникативных, цифровых и медийных технологий, через продуктивный синтез художественного и технического творчества детей.

В состав образовательного модуля входит мультстудия, которую дополняют продукты деятельности ребёнка из любого другого модуля программы STEM- образования, будь то модели, созданные по системе Ф. Фрёбеля, объекты, собранные из LEGO, или роботы. При этом тематика мультипликационых фильмов может быть самой разнообразной.

Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.

 Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление, воображение.  Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.

Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.

В процессе создания мультфильма  происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления.

Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Новизна данной программы заключается в том, что в основе мультфильма, создаваемого в рамках программы, лежит собственный сценарий, написанный детьми. Программа дает возможность ребенку создать мультфильм своими руками, сочинять, проявить себя, свои чувства, умения, фантазию, талант и творчество. Все созданные мультфильмы будут доступны для просмотра в семье и через мессенджер WhatsApp/

Актуальность программы

Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».

Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя,  для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.

Педагогическая целесообразность

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В ходе работы предусматриваются различные формы, как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества и сотворчества со сверстниками и взрослыми – педагогами и родителями.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОУ.

Цель программы:

- Формирование у детей потребности в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов

Задачи:

Образовательные:

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

− развивать творческое мышление и воображение;

− развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

− воспитывать чувство коллективизма;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Принципы и подходы к формированию ПДО

Принцип самоценности дошкольного возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.

Принцип деятельности. Решение образовательных задач опирается на характерный для этого возрастной этап виды детской деятельности и общения с взрослым.

Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в личностно - ориентированном взаимодействии взрослых с детьми и предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважения к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности.

Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора занятий, материалов.

Принцип интеграции содержания образования.  В данной программе принцип интеграции реализуется в сочетании и взаимопроникновении в педагогический процесс разных видов детской деятельности.

1.4. Целевые ориентиры

- дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);

- раскрепощение мышления;

- развитие творческого потенциала;

- формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;

- создание мультфильмов в предложенных педагогом техниках;

- осуществление контроля: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;

- совершенствование навыков общения: самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.

Практическая значимость

В результате прохождения программы «Волшебный мир мультипликации» воспитанники старшей и подготовительной групп научатся создавать мультфильмы. Работать с фотоаппаратом, участвовать при монтаже фильма, показывать результаты своей работы сверстникам, родителям (широкому зрителю).

Повысится уровень духовности и нравственности; развитие познавательно-речевой активности, творческих способностей воспитанников.

Пополнится развивающая предметно-пространственная среда ДОУ отдельное помещением для работы с детьми, размещения необходимого оборудования и атрибутов.

Объединение педагогов, детей, родителей общими целями и интересами. Повышение профессионального уровня ДОУ.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Объем образовательной нагрузки программы дополнительного образования «Мультфильмы в технике стоп-моушн»

Количество НОД в неделю

Количество НОД в месяц

Количество НОД в год

1

4

32

2.1. Первый год обучения (5 – 6 лет)

Цель: обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей и творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов.

Задачи:

  1. Создать условия для обучения детей навыкам работы с различными техническими устройствами: ноутбук, фотоаппарат, звукозаписывающее устройство;
  2. Создать условия для развития креативности, нестандартного мышления, творческого подхода к поставленной задаче;
  3. Создать условия для поддержки инициативы, самостоятельности и возможности выбора на всех этапах создания мультфильма;
  4. Создать условия для эмоционального благополучия детей в группе;
  5. Обеспечить условия для развития у детей навыков работы в команде, умения принимать ответственные решения, от которых зависит общий творческий процесс;
  6. Создать условия для речевого развития детей (обогащение словарного запаса через овладение научными терминами, названиями оборудования, названиями процессов в компьютерных программах при создании мультфильма).

Планируемые результаты:

 На конец первого года обучения дети могут знать и уметь:

-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;

-способы соединения деталей из бумаги и пластилина;

особенности материалов техники анимационной деятельности;  

-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

-пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками);

-различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

-передавать движения фигур человека и животных;

-проявлять творчество в создании своей работы.

-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом;

-имеет представления о причинно-следственных связях;

-знаком с новыми словами, явлениями, ситуациями.

 Второй год обучения 6-7 лет

Цель :  создание короткометражных рисованных,  пластилиновых объемных мультфильмов через развитие у детей старшего дошкольного возраста личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам.

Задачи

 Образовательные:

-формировать  основы изобразительной грамоты (лепки) и художественные навыки;

-формировать определенные навыки и умения; закреплять их в анимационной деятельности;

-обучать различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов.

Развивающие:

-развивать художественно-творческие, индивидуально выраженные способности личности ребенка;

-развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность,  логическое мышление и пространственное воображение.

Воспитательные:

-воспитывать нравственные качества личности ребенка, эмоционально- эстетическое восприятие окружающего мира;

-воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;

-формировать этические нормы в межличностном общении;

-обогащать визуальный опыт детей через просмотр мультфильмов и участие в мероприятиях.

На конец второго года обучения дети могут знать и уметь:

 - правила безопасного поведения;

 -название и назначение инструментов для работы с  объемной анимацией;

-передавать объем и движение  через применение техники перекладывания;

-владеть основами изобразительной грамоты;

-комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов;

-проявлять художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;

-применять различные художественные материалы с учетом вида анимационной деятельности;

-владеть простейшими навыками работы с фотоаппаратом и компьютером;

-способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараясь разрешать конфликты;

-способен различать добро и зло, отличить фантастическое от реального примерять на себя разные роли.

Организационный раздел

3.1. Формы и режим занятий

Первый год обучения

Дети 5 – 6 лет

Старший дошкольный возраст

25 минут

Второй год обучения

Дети 6 – 7 лет

Подготовительная к школе группа

30 минут

Формы:

  • беседы,
  • чтение и обсуждение,
  • наблюдение,
  • игры,

практическая деятельность (создание мультфильма) 

Организация работы

 Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

Описание материально-технической обеспеченности

Название

Кол-во на группу

1.

Цифровой фотоаппарат

1

2

Штатив для фотоаппарата

1

3

Лампа светодиодная

1

4

Стол

1

5

Карта памяти

3

6

Ноутбук

1

7

Телевизор

1

8

DVD - плеер

1

9

Коллекция мультфильмов

1

Программы для создания видео:

1

Windows Movie Maker,

1

2

Microsoft PowerPoint

1

3

Sony Vegas Pro

1

4

CyberLink Power Director

1

5

Программы для работы со звуком

Учебно-тематический план

1 год  обучения (дети 5-6 лет)

№ п/п

Дата

Наименование тем

Кол-во занятий

В том числе

Теория

Практика

1

«Теоретические основы мультипликации»

2

1,5

0,5

1.1

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

1.2

 

«Теоретические основы мультипликации».

1

1

-

2

«Теоретические основы мультипликации».

22

13

9

2.1

 

Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма.

2

2

-

2.2

 

Операции с предметами (создание декораций, персонажей)

5

3

2

2.3

Проработка сценария с изготовленными персонажами.

Распределение ролей.

1

-

1

2.4

 

 

Работа с фотоаппаратом. Создание анимации на бумаге

8

4

4

2.5.

Знакомство с Windows Movie Maker.

1

1

-

2.6

 

Озвучивание и создание простейшего мультфильма.

3

1

2

2.7

 

Выпуск анимационного фильма

2

1

1

3

«Пластилиновая анимация»

15

3

12

3.1

 

Выбор или стихосложение (написание) сценария. Распределение ролей.

1

-

1

3.2

 

Операции с предметами (создание декораций, персонажей)

4

1

3

3.3

 

Покадровая съемка сюжета

4

1

3

3.4

 

Озвучивание и создание простейшего мультфильма.

4

-

4

3.5

 

Выпуск анимационного фильма.

2

1

1

4

Участие в мероприятиях различного уровня.

5

3

2

5

Работа с родителями. Индивидуальная творческая работа.

4

 

 

Итого:

37 занятий

Учебно-тематический план (2 год обучения)

дети 6-7 лет

№ п/п

Дата

Наименование тем

Кол-во занятий

В том числе

Теория

Практика

1

«Теоретические основы мультипликации»

2

0,5

1,5

1.1

 

Вводное занятие

1

0,5

0,5

1.2

 

«Теоретические основы мультипликации».

1

0,5

0,5

2

«Знакомство с новыми техниками ».

22

13

9

2.1

 

Выбор сюжета и сценария для нового мультфильма.

2

-

2

2.2

 

Операции с предметами (создание декораций, персонажей)

5

3

2

2.3

Проработка сценария с изготовленными персонажами.

Распределение ролей.

1

-

1

2.4

 

 

Работа с фотоаппаратом. Создание анимации при помощи перекладывания

8

4

4

2.5.

Участие в работе  с Windows Movie Maker.

1

-

1

2.6

 

Озвучивание и создание простейшего мультфильма.

3

1

2

2.7

 

Выпуск анимационного фильма

2

1

1

3

«Объемная анимация»

15

3

12

3.1

 

Выбор или стихосложение (написание) сценария. Распределение ролей.

1

-

1

3.2

 

Операции с предметами (создание декораций, персонажей)

4

1

3

3.3

 

Покадровая съемка сюжета

4

1

3

3.4

 

Озвучивание и создание  простейшего мультфильма

4

-

4

3.5

 

Выпуск анимационного фильма.

2

1

1

4

Участие в мероприятиях различного уровня вместе с родителями.

4

3

1

5

Работа с родителями. Индивидуальная творческая работа.

5

 

 

Итого:

37 занятий

Мониторинг

Динамику развития детей, занимающихся по программе «Волшебный мир мультипликации», можно будет отследить с помощью диагностики, которая проводиться 1 раза в год – в декабре.  Диагностика состоит из теоретических вопросов, направленных на выявление знаний детей о создании мультипликационных фильмов.

        Уровень практических умений или оценка результатов анимационной деятельности детей старшего и подготовительного к школе возраста проводится 2 раза в год (в октябре и в мае).

Используемые диагностики для оценки результатов работы по программе «Волшебный мир мультипликации» основаны на диагностических исследованиях проведенных и апробированных в ряде дошкольных организаций, которые дали положительную результативность.

Фамилия имя ребёнка

Озвучивание

мультфильма

Кукольные мультфильмы

Рисованные мультфильмы

Пластилиновые мультфильмы

Оценка

       Оживляет куклы

Умеет     импровизировать с куклой

Создаёт кукольные мультфильмы

Использует способы различного наложения цвета

Создаёт сюжет и декоративные композиции.

Создаёт иллюзию движения

Лепит предметы, передавая их форму и пропорции

Оживляет героев

Создаёт пластилиновые  мультфильмы

Знания, умения, навыки оцениваются по трехбалльной системе 1-низкий, 2-средний, 3-высокий уровень. В итоге суммирования до 10 баллов –низкий уровень, от 10 до 20 – средний уровень, от 20 до 30 баллов высокий уровень.

Используемая литература:

1.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2011.

2.Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.

3.Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.

4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.

5.Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников- М: 2005.

6.Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М:, 2010.

7.Давыдова Г.Н., Пластилинография для малышей – М., 2006.

8.Давыдова Г.Н., Бумагопластика – М:, 2007.

9.Пищикова Н.Г., Работа с бумагой в нетрадиционной технике, М:, 2006.

10.Малышева А.Н., Работа с тканью-Ярославль:, 2002.

Интернет ресурсы:

1.Электронная газета «Интерактивное образование» статья Л.Т.Якубенко (руководителя методического объединения воспитателей Калининского района г. Новосибирск) «Использованиемультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада», выпуск № 56, декабрь 2014

http://io.nios.ru/articles2/57/10/ispolzovanie-multiplikacionnyh-filmov-s-celyu-socializacii-detey-v-rabote

2.Рабочая программа дополнительного образования для детей 5-7 лет (кружок по художественно-эстетическому развитию) «Забавные мультяшки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с № 14 «Ручеек» г. Балашиха http://balds14.edumsko.ru/activity/additional_groups/zabavnye_mul_tyashki/program

3. Интернет- ресурс wikipedia.org

4. Мастер-класс для педагогов

"Создание мультфильмов вместе с детьми" (Фестиваль педагогических идей «открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/643088

5.Проект   пластилиновый мультфильм

http://www.docme.ru/doc/272791/proekt-plastilinovyj-mul._tfil._m

6.«Пластилиновый мультфильм» (Учитель для коллег и родителей 

http://uchitel39.ru/tvorchectvo/proekty/proekt-plastilinovyj-multfilm

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник «Умелые ручки»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности через использование различных материалов и техник &la...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Мультстудия Стоп-кадр"

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей детейчерез знакомство с анимационной и мультипликационной деятельностью.Задачи:Образовательные:- познакомить с историей возникновения мультипли...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования «Волшебные ручки»

Программа дополнительного образования "Волшебные ручки"  с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет...

Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Краски творчества» (нетрадиционные техники рисования)

Развитие художественно-творческих способностей детей 3-7 лет через освоение нетрадиционных техник изображения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию «Цветные фантазии» (нетрадиционные техники рисования) ( 5 – 7 лет )

Формировать устойчивый интерес к различным видам изобразительного искусства, эмоциональные и эстетические ориентации, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относите...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»

Дополнительная общеразвивающая программа «Живой песок» разработана на основе программ "Песочная терапия" Большебратская Э.Э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "Мультстудия - Стоп-Кадр!"

Описание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Мультстудия - СТОП-КАДР» Программа «Мультстудия - СТОП-КАДР» предполагает комп...