Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Арсланбекова Зулгужат Абдулмуслимовна

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первых лет жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному  контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста, поэтому педагогам в детском саду важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Развитие поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первых лет жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному  контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования. Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), которые раскладываются, расставляются в группе так, чтоб каждый день заинтересовать детей, чем-то новым: это может быть выносной материал, который периодически обновляется или дети находят в уголках предметы, которых накануне не было, письма, послания с заданиями, просьбой помочь. Эта также беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, с такой же целью создаются сюрпризные моменты (какой-то персонаж в гостях) и проблемные ситуации.  
К ребятам в лабораторию «залетает» галчонок Любознайка, приходит девочка Почемучка, почтальон Печкин, Незнайка и многие другие известные детям персонажи. Дети задают вопросы, а герой или присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.

Как и во всех группах в нашей группе для развития поисково- исследовательской деятельности детей оборудована мини- лаборатория.                                             

        

Основное оборудование лаборатории:
• приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
• карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
• индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования ориентирован на средний уровень развития ребенка. Но также собраны материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Работа в детской лаборатории началась с экскурсии, где дети познакомились с оборудованием и правилами поведения. Как уже было сказано нам педагогам важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому мы стараемся начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос.. В этих целях мы используем наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), которые раскладываются, расставляются в группе так, чтоб каждый день заинтересовать детей, чем-то новым: это может быть выносной материал, который периодически обновляется или дети находят в уголках предметы, которых накануне не было, письма, послания с заданиями, просьбой помочь. Эта также беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, с такой же целью создаются сюрпризные моменты (какой-то персонаж в гостях) и проблемные ситуации.  
 Вот и две недели назад к нам в гости с просьбой помочь пришел морской котик. Он пропустил 2 дня в школе, так как заболел, и просил рассказать и обьяснить, что значит жидкая, твердая и газообразная вода. Дети рассказали, что жидкая- это обычная вода (жидкая значит льется, течет, меняет форму, принимает форму любого сосуда), быстро сориентировались, как объяснить и показать это нашему гостю. Затем дети вспомнили, что снег и лед-это вода в твердом состоянии, из личного опыта вспомнили, как это можно доказать. Вместе подумали, какой опыт мы можем провести, чтоб показать это нашему гостю. Набрали снег и лед в контейнеры и посадили котика смотреть, что произойдет. Затем дети сказали, что пар- это тоже вода. Но возник вопрос «Как это показать гостю». Вместе подумали, где можем посмотреть, вспомнили, что у нас есть книжки и журналы с разными опытами, можно там поискать нужный эксперимент, можно поискать в компьютере, спросить дома родителей, родственников. Это было в пятницу, решили, что котик остается у нас на выходные (как раз ему в школу не надо ходить), а мы в понедельник расскажем все, что узнаем. (договорились с детьми, что опыты свои они нарисуют или сфотографируют). В понедельник дети рассказали, что нового они узнали в выходные, показали свои рисунки. Мы подумали, как мы можем показать опыт в группе: вскипятили воду, подержали тарелку и дали потрогать котику. Затем мы напомнили нашему гостю все, что мы ему рассказывали и показывали в пятницу. Я следила за тем, чтобы дети делали правильные выводы.(потому, что котик будет рассказывать все это в школе). Попрощались с гостем и попросили прийти еще. Долго ждать не пришлось: на следующий день  котик пришел к нам снова. Он сказал, что мы ему очень понравились и он решил поделиться с тем, что он узнал в школе о воде. Чтение рассказа «Молекулы воды». Затем мы решили нарисовать молекулы воды, чтоб запомнить, чем они отличаются. Наши открытия с морским котиком продолжаются…

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира: живая и неживая природа, рукотворный мир. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования...

Опыт работы по теме: "Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Опыт моей работы по теме: Развитие экспериментально-познавательной деятельности детей дошкольного возраста....

Развитие самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

АктуальностьКонцепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...