Статья "Художественно – эстетическая деятельность как средство развития речи младших дошкольников"
статья (младшая группа)

В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно – эстетическая деятельность                                                      как средство развития речи младших дошкольников

             Самый сложный и важный этап обучения, развития и воспитания дошкольников — это работа в первой младшей группе с ребятами 2-3 лет, которые впервые перешагнули порог д/сада, многие на руках родителей.  И вся образовательная деятельность с малышами такого возраста входит во все режимные моменты, что, в свою очередь, делает её непрерывной: один вид деятельности трансформируется в другой. Большинство ребятишек не умеют сами кушать, одеваться, засыпать без мамы, а главное, многие из них ещё не умеют говорить, выражая своё эмоциональное и физическое состояние мычанием, гудением и плачем. Ранний возраст - особый период развития ребенка. Как показывают многочисленные исследования формирование его речи на протяжении первых трех лет жизни – это не просто количественное накопление словаря, а сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия с окружающей средой и в ситуации общения со взрослыми.                                                                                         Актуальность работы в том, что речевые умения и навыки, которые воспитатели закладывают в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе – необходимая база, без которой невозможно решить более сложные задачи в старших возрастных группах. Поэтому одна из главных целей образовательных занятий с малышами - это развитие речи.

 И для достижения этой цели мы воспитатели решаем следующие задачи:

- стимулировать развитие речевой функции,  вызывая у ребенка необходимость в общении;

- дать детям представления о предметах ближайшего окружения всеми развивающими средствами, обязательно параллельно наполняя и обогащая словарь;

- развивать понимание речи окружающих без наглядного сопровождения;  

- воспитывать эмоционально- положительное отношение к миру вокруг.

    Для развития речи мы используем много различных методик (артикуляционные и пальчиковые гимнастики с разучиванием потешек и чистоговорок, театральная деятельность с использованием настольного театра, пантомимы, пальчиковые и сенсорные игры, игры с сыпучими природными материалами, со шнуровками и бусами, с бизибордом и т.д.)

        Но всё-таки, по моему опыту, самым любимым делом малышей является рисование. Кто же из нас в детстве не хотел фломастерами исписать обои дома, исчеркать тетради старших  брата  или сестры, измазюкать кафель зубной пастой и помочь бабушке раскрасить пасхальные яйца ладошками.  А какой потом происходит очень важный диалог между взрослым и создателем шедевра!

      Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности, например, рисование. Именно в процессе рисования идет усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, получает название. Именно Слово помогает ребенку в осмыслении процессов изображения.  С помощью своего творческого восприятия малыш складывает свои первые впечатления о предмете. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у маленького человека не может сложиться без наглядного и тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Рисование и мышление неразрывно связаны между собой: собственноручный рисунок стимулирует мыслительную деятельность ребенка. Понять и полюбить окружающий мир ребенку помогает художественное творчество. Красочный рисунок положительно влияет на эмоциональную сферу малыша, он радуется, видя продукт своего творчества, хочет показать его всем, подарить любимому человеку. Это повышает тонус коры головного мозга, облегчает протекание ассоциативных процессов. Но, по моим наблюдениям, предлагая детям рисовать обычными карандашами или кисточками, применяя акварель, они соглашаются, не выражая активно свою заинтересованность. Ведь в 2-3 года наши малыши уже знают, что такое рисование, знакомы с красками. Первый урок им уже преподали родители или старшие дети в семье. Но когда им предлагается окунуть пальчик в краску и сделать отпечаток - их глаза загораются ярче. И пальчики очень хотят захватить как можно больше краски! Ощутить маслянистую прохладу чего-то очень интересного.  Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». 

      И какой неподдельный интерес вызывает у ребят наша волшебная Коробка-размалёвка. В ней столько интересных предметов для рисования: бутылки-распылители, щетки, губки, разноцветные трубочки, ватные палочки, звери-отпечатки, медальки и даже мыльные пузыри. Особенный эффект воодушевления вызывают разноцветные бутылочки-распылители.  «Неужели я нажму, и никто не будет ругать?» - малыш замирает от предвкушения удовольствия. Он брызгает на трафарет, хочет повторить ещё и ещё раз. Открывается картинка, и начинаются бурные эмоциональные обсуждения. Вот он «Стрит-Арт» направление в современном изобразительном искусстве: творить можно, используя всю свою фантазию, воображение, нестандартное видение мира. Может быть, когда-нибудь оно станет классикой для будущих поколений – наших малышей. Использование нетрадиционных методов рисования, бесспорно, дает высокий результат для развития речи детей.

Список литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой - М.: Мозаика-Синтез, Издание 2-е исправленное, 2011г.
  2. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5.
  3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», 2007г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников"

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников" разработана на два учебных года....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Дети, не получившие в дошкольном возрасте со...

Театрализованная деятельность как средство развития речи младших дошкольников

Овладение родным языком, развитие речи -  является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Театрализованная деятельность является одним из наилучших  средств развития ...

«Театрализованная деятельность, как средство развития речи младших дошкольников»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка. Поэтому, важно чтобы дети, вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.Театрализова...

"художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"

quot;художественно - эстетическая деятельность, как средство развития речи дошкольников"...