Консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики как средство развития речи младших дошкольников"
статья (младшая группа)

Мирзабекова Людмила Сергеевна

Из опыта работы с детьми раннего возаста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагоговhttps://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1621712715_9-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-melkaya-motorika-ruk-12.jpg

«Чем больше мастерства

 в детской руке,

тем лучше речь у ребенка»

В.А.Сухомлинский

Развитие речи - это самое актуальное, очень важное место в работе с детьми. Ведь развивая речь, мы учим ребенка, осмысленно говорить, обогащаем его речь, прививаем любовь к чтению, книге, даем первоначальное понятие о языке, литературе.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков еще в 1782 году утверждал, «натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

Такие ученые, как Э.Г.Пилюгина, Н.П.Павлова, М.М.Кольцова считают, что на развитие речи влияет развитие моторики руки. Вот почему я считаю выбранную мной тему актуальной.

В чем же заключается связь движений пальцев и речи?

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

Движения пальцев рук все совершенствовались. Из поколения в поколения люди выполняли все более тонкую сложную работу. Развитие функции руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи и у ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи – это  степень общения детей с окружающими взрослыми людьми. Конечно, это важно, но проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движения пальцев совпадает со степенью развития речи детей.

В развитии ребенка существуют периоды, когда его организм особенно чувствителен к определенного рода воздействиям окружающей среды, когда малыш особенно восприимчив к усвоению какой-либо информации. Для развития речи этот период – возраст  от 1,5 до 3 лет. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Наследие которых не потеряло свою актуальность и в наши дни.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.

Цель моей работы: развитие активной речи у детей раннего возраста через пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

Чтобы добиться нужного результата, пальчиковые игры нужно использовать комплексно, во всех видах деятельности. Организовать их можно в любом месте, как с применением различного материала, так и без него. Одной из главных задач для меня при организации этих игр является пробуждение интереса детей к предстоящей деятельности и познавательной мотивации. Разнообразие форм в сочетании с позитивным настроем пробуждает в ребенке желание предстоящей деятельности.

Занимательные прищепки.

Свою работу я выстраиваю по принципу от простого к сложному. Первоначально мы проводили пальчиковые игры без речевого сопровождения. Потому что, порой самые легкие действия руками, которые необходимо выполнить по ходу повседневной деятельности, у детей раннего возраста вызывают затруднения. Иногда необходимо помочь ребенку, увлечь его, чтобы не пропал интерес к нелегкой деятельности, чтобы достичь нужного результата. В нашей группе есть целый ряд игр с прищепками: «Развесь белье», «Чего не хватает», «Какого цвета?», «Подбери цвет к предмету», «Разноцветные крышки» и др. Мотивационный аспект игр помогает справиться с непослушными прищепками и доставить детям радость.

Игры со шнурочками и пуговками.

Как часто дети встречаются со шнурочками, пуговицами, замочками на своей одежде, обуви, и сколько сложностей они вызывают! В игровой форме можно с интересом, не торопясь упражнять пальчики, закреплять свои навыки и умения. Это в будущем поможет стать самостоятельным и опрятным ребенком.

Игры с бизибордом.

Сколько в мире всего интересного: что-то крутится, что-то открывается или закрывается. Но взрослые почему-то не всегда разрешают этим воспользоваться, а вот с бизибордом можно все: применить нужную силу и сноровку, открыть и закрыть нужную дверку, и все остаются довольными.

Игры с ленточками и массажными мячами.

Для развития координированности действий рук и глаз, синхронности движений обеих рук, мы проводим игры с детьми на скручивание ленточек кулочками и кончиками пальцев. С этой целью в нашей группе изготовлены пособия «Солнышко лучистое» и « Физкуб». Действия с ленточками содержат определенную мотивацию. Например, используя «Физкуб» дети могут выловить рыбку для кота (на кончике «удочки» находится рыбка),  а играя с пособием «Солнышко лучистое» можно по лучикам подняться к солнцу. После напряженной работы руками детям предлагаются расслабляющие упражнения, например, с массажными мячиками.

Игры с песком и манкой.

На расслабление мышц кисти можно так же использовать игры с песком или манкой. Детям просто приятно повозить руками по сыпучему материалу, собрать в кулак или высыпать сквозь пальцы содержимое, порисовать. А можно предложить и другие занятия требующие точности движений, например, пересыпать манку маленькой ложкой в стаканчик или нащупать в песке подарок для собачки. Обычно такими играми дети очень увлекаются.

Тантамарески и пальчиковые дорожки.

Далее детям даются более сложные упражнения, рассчитанные на действия не всей кисти руки, а только нескольких пальцев. Сколько надо приложить усилий, чтобы справиться с этим заданием. Сначала дети просто пытаются передвигать пальчики по дорожкам, затем им предлагают выбрать тантамарески в виде различных животных, и более сложный вариант – изобразить, как ходит животное (заяц прыгает, медведь идет не спеша, собачка бежит). Тем детям у кого начинают получаться эти упражнения предлагаем сопровождать их словами, короткими песенками (Я иду, весело пою…, побежали ножки по узенькой дорожке… Топ, топ, ножкой топ).

Такие упражнения развивают мелкую моторику, речь, мышление, внимание, память, воображение.

Разминка для рук.

Готовясь к пальчиковым играм с речевым сопровождением необходимо подготовить руки детей, чтобы они стали более послушными. Для этого проводим небольшие разминки с предметами и без предметов. В ходе разминки равномерно нагружаем пальцы обеих рук, отрабатываем более сложные движения (например: «Замочек», «Ножки» и др.), которые могут встретиться в предстоящей деятельности.  

Пальчиковые игры с речевым сопровождением побуждают детей к творчеству. В стихотворной форме текст запоминается быстрее, движения становятся более ритмичными, выполняются с большим интересом, в каждом пальчике ребенок видит определенный образ, упражнения дети воспринимают как показ какой-либо интересной истории. Вот птичка-невеличка прилетела, мы ее покормим крошками, напоим водичкой. С раннего детства знакомую игру «Сорока-белобока» можно провести по-другому, используя атрибуты. Резиночки с глазками надеваются на пальчики детей и их ручки превращаются в маленьких птенцов, а рука педагога становится сорокой-белобокой. Птенцы просят кушать, открывают рот, а сорока их кормит. Все действия проходят под слова знакомой потешки.

Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержимое, я стараюсь не ставить перед ними сразу несколько сложных задач.

В ходе проведения пальчиковых игр мы используем разные упражнения:

- для кистей рук - такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений, они развивают подражательную способность;

- для пальцев условно статистические упражнения – с помощью пальцев мы изображаем различные объекты живого;

- для пальцев динамические упражнения – эти игры учат сгибать и разгибать пальцы рук, противопоставлять большой палец остальным. Все эти упражнения сопровождаются текстом.

Пальчиковый театр всегда вызывает у детей радостные переживания.

Удержать героя пальчикового театра на своей руке не так уж легко. Надо чтобы пальчики были сильными, прямыми, в нужный момент могли нагнуться или покачаться. Но детям очень нравится, когда их пальчики превращаются в сказочных персонажей, они с удовольствием проговаривают за воспитателем или самостоятельно знакомые слова полюбившихся сказок. Игры с пальчиковым театром развивают воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Помогают справляться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания.

Опыт показывает, что у детей проявляется активный интерес к пальчиковым играм, они начинают слышать воспитателя, повторять за ним действия, некоторые дети могут выполнять знакомые упражнения самостоятельно; словарный запас детей расширяется, обогащается потешками, стишками, песенками; повышается речевая активность; дети совместно с воспитателем способны проигрывать небольшие отрывки знакомых сказок с помощью пальчикового театра, движения их рук становятся более скоординированными и точными.

Таким образом, пальчиковые игры являются мощным стимулом для развития речи и радостного, теплого, эмоционального общения. Также развитие мелкой моторики стимулирует навыки самообслуживания, продуктивной, двигательной деятельности, развитию умственных способностей и различных психических процессов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Сказка»

Выполнила: воспитатель Михайлова Т.В.

Красные Баки, 2021г.