«Театрализованная деятельность, как средство развития речи младших дошкольников»
статья по развитию речи (средняя группа)

Гуляева Ольга Николаевна

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка. Поэтому, важно чтобы дети, вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Театрализованная деятельность, как средство развития речи

младших дошкольников»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка. Поэтому, важно чтобы дети, вовремя овладели правильной речью. Решающую роль в развитии речи играет театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Е.А. Антипиной, Е.А. Николаичевой, Л.С. Фурминой, Р.И. Сигуткиной, Л.В. Ворошиной, М.Д.  Маханевой и др.

В возрасте 3-4 лет речь ребенка становится связной, он должен уметь вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

По мнению  Е.А. Антипиной, театрализованная деятельность помогает младшим дошкольникам усваивать богатства родного языка, его выразительные средства. У малышей совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Развиваются элементы речевого общения: мимика, жесты, пантомимика, модуляция голоса [1].

Содержание работы с детьми 3-4 лет по театрализованной деятельности включает в себя:

- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения, образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- ритмические минутки;

- пальчиковый игротренинг;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- театральные этюды;

- разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, сказок;

- просмотр кукольных спектаклей.

Начиная со второй младшей группы, детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививают навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов которые рассказывает воспитатель. 3. Александрова «Елочка». К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька». Н. Павлова «На машине», «Земляничка». Е. Чарушин «Утка с утятами».

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок»). Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Таким образом, театрализованная деятельность - это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей младшего дошкольного возраста, обогащения словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.

Список литературы

1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

2. Летягина, И.Н. Театрализованная деятельность как средство для речевого развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогический опыт. - 2016. №2. - С. 141-143.

3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М.Д. Маханева - М.: ТЦ Сфера, 2003. -128 с.

4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду [Текст] / Т.И. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2001. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

В статье рассматриваются возможности развития речи дошкольников посредством театрализованной деятельности и знакомством с театральным искусством. Приведены примеры игр используемых в театральной...

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Статья " Театрализованная деятельность - как средство развития речи дошкольников" Авторы Соколова О.А.; Багнич Т.Ю.

Работая с детьми более двадцати лет, отмечаем что уровень развития речи многих детей отстает от возрастной нормы. Ищем новые формы и методы развития речи детей, стремимся в игре вызвать речевую активн...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная деятельность-это …не просто игра!   Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих спосо...

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”. К.С.Станиславский...