Деловая игра по экологии для педагогов
материал

Деловая игра для педагогов по экологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов по экологии.

Цель игры:

1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.

2. Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их деятельности.

3. Установить тесное сотрудничество между педагогами.

Задачи:

•Активизировать мыслительную деятельность педагогов ДОУ;

•формировать аналитические способности;

•развивать познавательную и творческую активность;

•совершенствовать работу в детском саду по формированию основ экологической культуры,

•ознакомление воспитателей других учреждений со своим опытом работы.

Оборудование: песочные часы (1 минута), 4 колокольчика, трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары,  песок, чёрный  картон, 2 лупы, пустые стаканы, формочки, совочек,  молоко, ёмкости разного размера, два  стеклянных шарика, сахарный песок, поднос с камнями. 

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на деловой игре «Знатоки экологии».

Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для экологического воспитания, и мы педагоги дошкольного образования должны  стараться пробудить в детях интерес к природе, привить  бережное к ней отношение, научить их наблюдать за явлениями природы, учить сравнивать, делать выводы.

 

Сегодняшняя игра позволит каждому педагогу проверить свои знания в  вопросах экологического воспитания.

Вся неживая природа делится на 4 стихии: земля, вода, огонь и воздух. Я предлагаю вам разделиться на 4 команды под названием этих стихий природы (земля, вода,  воздух, огонь).

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-03/1614546490_11-p-zemlya-na-belom-fone-13.jpg https://get.pxhere.com/photo/sea-water-nature-wave-lake-river-rapid-body-of-water-fountain-water-feature-spatter-wind-wave-1104093.jpg      https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613686095_63-p-fon-dlya-prezentatsii-vozdukh-71.jpg     https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1614543335_45-p-ogon-na-belom-fone-66.jpg

1 задание: «Разминка»

Воспитатель должен много знать, ответить на любой вопрос ребенка, я предлагаю вам проверить свои знания и ответить на вопросы. Каждая  команда  по очереди ответит на 4 вопроса.

Вопросы:

  1. Наука о животных. (Зоология)
  2. Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
  3. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
  4. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

  1. Книга  охраняемых растений и животных (Красная книга)
  2. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
  3. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа)
  4.  Какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)

  1. Наука о растениях. (Ботаника)
  2. Какое насекомое может поднять груз тяжелее собственного веса в несколько раз? (муравей)
  3. Птица, которая хорошо плавает, но не умеет летать? (пингвин)
  4. Какое дерево цветет позднее всех? (липа, цветет летом)

  1. Какой месяц называют золотым? (октябрь)
  2. Сколько ног у паука? (восемь)
  3. Самая маленькая птица на земле? (Колибри)
  4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

2 задание: «Пищевые цепочки».

В природе все живые организмы живут  в тесном  сообществе, один вид является пищей для другого и если хотя бы одно звено выпадет из схемы питания, — это становится угрозой для всех.

У каждой команды на столе лежит конверт с изображениями живых организмов. Составьте пищевую цепочку из предложенных наборов картинок. На выполнение задания дается 1 минута.

  • Солнце → Трава → Кузнечик→ Мышь → Сова
  • Трава → Кузнечик → Лягушка → Змея → Ястреб
  • Дуб → Тля → Божья коровка → Паук →Синица
  • Гриб → Слизняк → Лягушка → Утка → Волк

3 задание: «Решение педагогических ситуаций».

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к природе, поэтому мы, педагоги, должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми. В следующем конкурсе вам нужно будет решить свою педагогическую ситуацию. На подготовку 1 минута.

Конверты лежат на столах.

1.Педагогическая ситуация для команды «Вода».

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обоих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?  Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (детьми)?

2.Педагогическая ситуация для команды «Земля».

Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть ее и запомнить внешний вид: «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Правильно ли поступила мама? Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы ребенка? Чему способствовала мама постановкой такой задачи?

3.Педагогическая ситуация для команды «Воздух».

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.

Права ли воспитатель? Как бы вы поступили в данной ситуации?

4.Педагогическая ситуация для команды «Огонь».

Пока мама разговаривала со своей знакомой, трёхлетний малыш сорвал на клумбе цветы. Мама возмущена и «выдает» ребенку порцию шлепков. Малыш плачет. Проанализируйте поведение ребенка и матери. Каковы могли быть причины описанного поступка малыша?

4 задание: «Минутка здоровья».

Во время образовательного процесса педагоги должны следить и за физическим развитием детей, чтобы дети не уставали, воспитатель должен вовремя сделать перерыв на физкультминутку, дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику или гимнастику для глаз. Мы с вами тоже сделаем перерыв и немного разомнёмся, т.к. тема у нас связана с природой, то и наша физ. минутка будет про животных.

Звучит запись физ. минутки «У жирафа пятна, пятна».

5 задание: «Экспериментирование».

Одним из эффективных методов экологического воспитания дошкольников является экспериментирование.

 Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

 Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Каждой команде предлагается провести эксперимент из предложенного оборудования. На подготовку  даётся 2-3 минуты.

Команда «Воздух» проводит эксперимент с воздухом.

Оборудование: трубочки для коктейля, пустая ёмкость, воздушные шары,  пустой стакан, вода.

Вывод. Человек дышит воздухом. Он попадает внутрь человека при вдохе. Его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно опустить трубочку в воду и подуть. Из трубочки выходит воздух, он легкий, поднимается через воду вверх пузырьками и лопается.

Вывод: надуть шары, внутри воздух, если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится.

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Воздух легче воды.

Команда «Земля» проводит эксперимент с песком

Оборудование: два контейнера с сухим песком, чёрный  картон, лупа,  вода, формочки, совочек.
Вывод: песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам, песок – сыпучий материал.

Вывод:  мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.

Команда «Вода» проводит эксперимент с водой.

Оборудование: стакан с водой и стакан с молоком, ёмкости разного размера, два  камешка, пустой стакан, песок речной, сахарный песок, одноразовые ложки.

Вывод: вода прозрачная, вода – это жидкость, может течь, вода   принимает форму ёмкости. У воды нет вкуса, нет запаха. Одни вещества растворяются в воде, другие нет.

Команда «Огонь»  проводит эксперимент с камнями.

Оборудование:  поднос с камнями,  лупа, ёмкость с водой.

Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске, некоторые камни состоят из кристаллов, у некоторых на поверхности хорошо заметны узоры.

Вывод: Одни камни неровные с уголками, другие округлые – вода передвигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно исчезают.

Камень тяжелее воды, он тонет, если их намочить, они меняют цвет.  

Рефлексия деловой  игры:

Уважаемые коллеги!

-  получили ли  для себя  какой-то новый  опыт на нашей игре?

- Как  вы оцениваете  свои  экологические  знания?

- Я желаю Вам успехов в познавательном  развитии  и  экологическом  воспитании  детей. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Развитие творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ».

Игра и презентация, активизирующая творческое воображение, фантазию педагогов....

Деловая игра по ФГТ для педагогов ДОУ

Данный материал позволит проанализировать знания педагогов ДОУ по ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

Деловая игра «Правильный ответ» для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования.

Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС. Развиват...

Деловая игра для воспитателей и педагогов "Мир дошкольника" (особенности создания развивающей предметно-пространственной среды)

Конспект деловой игры включает в себя задания для нескольких туров, ответы к ним.Цель мероприятия - обощить знания педагогов по организации и использованию развивающей предметно-пространственной среды...

Деловая игра по экологии: «Экологический мост».

Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей...

Деловая игра по экологии. «Пресс – конференция»

                                        Программные  задачи:    ...

Деловая игра "знатоки экологии"

Цель игры: 1. Уточнить знания педагогов и их компетентность в вопросе формирования экологических знаний у дошкольников.2. Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы. Пра...