«Использование ИКТ во взаимодействии с семьей»
материал

Кузьмина Светлана Ивановна

Доклад  на тему:

«Использование ИКТ

во взаимодействии с семьей»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_ikt.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

 

 

 Доклад  на тему:

«Использование ИКТ

во взаимодействии с семьей»

Подготовила: Кузьмина С.И. воспитатель ДО

2021  год

Введение

В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно – образовательный процесс дошкольных учреждений. Последнее время компьютерные технологии, активно внедряемые в общем образовании, стали применяться и в дошкольных образовательных учреждениях.

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу дошкольного образовательного учреждения и его профессиональной компетентности.  Педагог ДОУ должен уметь пользоваться компьютером, современным мультимедийным оборудованием и  широко использовать их в своей педагогической деятельности.

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека. В системе образования возникла проблема создания новой модели образовательного процесса и создания образовательной среды, соответствующей запросам современного общества, которая может быть решена посредством внедрения и активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Цель, реализуемая в работе: вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества. В последнее время все шире проявляется роль информационных технологий в системе дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как единичные случаи.

Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы с родителями.

Известно, что первыми и главными педагогами для ребенка являются родители. В сложившихся социальных, культурных и экономических условиях нашей страны к взаимодействию с семьей важно относиться как к стратегическому направлению деятельности дошкольного образовательного учреждения. Особенно это актуально в свете Федеральных государственных образовательных стандартов, где установлены новые условия и подходы к организации образовательного процесса. В связи с этими изменениями важен поиск эффективных форм взаимодействия с семьей. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников – это взаимная деятельность ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя.

 Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Формы работы педагога с родителями воспитанников

с использованием ИКТ.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом.

Здесь необходимо обратить внимание на некоторые понятия:

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Информация  – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

·                сайт школы;

·                сотовая связь;

·                электронная консалтинговая служба; (электронная почта)

·                создание медиатеки;

·                электронная рекламная деятельность;

·                телемост;

·                использование личной веб-страницы;

·                телекоммуникационный проект;

·                 дистанционные конференции.

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Совершенно новый потенциал для взаимодействия родителей и педагога-воспитателя несет в себе создание информации детского сада на школьном сайте. На школьном сайте любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, общедошкольными традициями, узнать последние новости, и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в дошкольнойгруппе событий. А также необходимо создание на сайте странички под названием «Шпаргалки для родителей», на которой освещались бы интересующие родителей проблемы и способы из разрешения.

Сотовая связь. У каждого родителя есть номер сотового телефона воспитателя, также в группе имеется список всех телефонов родителей (как папы, так и мамы). Родители детей знают, что в любое время они могут позвонить воспитателю, отправить смс-сообщение, задав любой волнующий их вопрос или сообщив о проблеме. С введением в образовательный процесс комплексно-тематического принципа его организации, имеется возможность проинформировать родителей индивидуально об успехах или трудностях ребенка, дать короткие рекомендации по развитию дошкольника, сделать объявление и т.д. Преимущество в использовании сотового телефона — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

На личной веб-странице воспитателя в сети Интернет размещаются преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации воспитателя, электронная газета группы и др. Пользуются веб-страницей чаще те родители, которые по разным причинам недостаточно внимания уделяют прочтению наглядного материала в родительском уголке, а предпочитают находиться у компьютера дома. При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

Конечно, в процессе использования представленных форм ИКТ существует ряд проблем, основные из которых — отсутствие компьютеров и недостаточная компьютерная грамотность некоторых родителей. В целом же данная работа ведет к обновлению форм и методов взаимодействия детского сада с семьей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий, публичности и открытости воспитателя группы и ДОУ в целом, обоюдной готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.

Видеокамеру используют воспитатели и родители для создания видеофильмов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки и др.)

 Применяя TV + DVD плеер +компьютер родители могут помочь воспитателю в создании коллекции познавательных фильмов и мультфильмов.

 Аудиомагнитофон сегодня есть в каждом доме.

 Воспитатель может дать рекомендации по использования аудиомагнитофонов для прослушивания сказок (сказкотерапия) и классической музыки (музыкотерапия).

 Порекомендовать использование записей «Звуки природы» для релаксации дома.

 Мультимедийные презентации.  Мультимедийная презентация (от лат. praesentatio — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного) — информационный или рекламный инструмент, позволяющий пользователю активно взаимодействовать с ним через элементы управления.

Цель мультимедийной презентации — донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.  Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:

 –возможность точной, доступной и яркой передачи информации,

 –одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,

 –быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.

 Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного процесса.

Необходимо отметить, что использование мультимедийной презентации возможно во взаимодействии с родителями воспитанников во время проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий.

Современные Интернет-ресурсы позволяют проводить телемост, посвященный современным проблемам подрастающего поколения, в режиме on-line между семьями разных групп.

Телекоммуникационный проект – это игра-соревнование между группами родителей с использованием электронной почты для связи.

Работа над проектом делится на несколько этапов:

- этап получения и обсуждения задания;

- этап поиска решений или необходимой информации;

- этап подготовки информации на компьютере.

Задача педагога – организовать участников, направить в нужное русло, распределить правильно время и силы: одновременно идёт поиск информации и подготовка на компьютере. Это связано обычно с ограничением по времени. Но все решения участники должны принимать самостоятельно после коллективного обсуждения.

Дистанционные телеконференции могут проводится как в режиме реального времени, так и с помощью электронной переписки.

Особенности ведения дистанционной конференции в режиме реального времени (Chat) обусловлены необходимостью её предварительной подготовки. Создание координатором тематического расписания чат-конференции позволяет содержательно наполнить отдельные её этапы и провести с участниками подготовительную работу. Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны.

Дистанционная конференция, проводимая с помощью электронной почты в режиме списка рассылки, имеет свои преимущества. Данный вид конференции более предпочтителен для организации образовательных телекоммуникаций среди родителей воспитанников, так как большинство российских дошкольных учреждений не имеют прямого доступа в сеть Интернет. Создание образовательного списка рассылки в разных его вариантах: свободном, модерируемом, имеющем ограничения к доступу и др., позволяет организовать работу дистанционных участников в соответствии с решаемыми педагогическими задачами. В зависимости от выбранного варианта работы списка рассылки строится и обучающая структура электронной конференции.

Другой эффективной формой взаимодействия с семьей является выпуск в образовательном учреждении информационно-методического журнала on-line для родителей. Каждый номер посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении. Статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб. Тема номера определяется проблемами, которые волнуют родителей больше всего. Открытие подписки на электронный вариант журнала позволит родителям знакомиться с новыми материалами издания, получая свежий номер по электронной почте.

Средства ИКТ и их преимущества во взаимодействии педагога с семьей.

 

Основные средства   ИКТ, используемые в  детском саду:

- компьютер

- мультимедийный проектор

- принтер

- магнитофон

- фотоаппарат

- видеокамера

Практические цели использования ИКТ современному педагогу в его работе с родителями и воспитанниками:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Внедрение ИКТ не возможно без использования компьютера.

 

К преимуществам компьютера относятся:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

 - несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

 - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

-  обладает стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

- является основополагающим инструментом ИКТ (Интернет, фото редакторы, видео семинары, средство коммуникации).

 

Проблемы использования ИКТ во взаимодействии

 образовательного учреждения с родителями воспитанников.

Основные ошибки при использовании ИКТ:

- недостаточная методическая подготовленность педагога;

- неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;

- бесплановость, случайность применения ИКТ;

- перегруженность коммуникаций с родителями и воспитанниками демонстрацией.

Для решения проблем использования ИКТ во взаимосвязи с семьей  необходимо, что бы педагоги умели:

·        обрабатывать любую информацию при помощи  процессоров (текстовых, графических);

·        создавать и демонстрировать презентации по учебному материалу;

·        использовать готовые программные продукты по своей дисциплине;

·        организовать работу с электронным ресурсами сети Интернет;

·        применять учебные программные средства;

·        осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к занятиям и внеклассным мероприятиям;

·        разрабатывать формы обратной связи и проводить компьютерное анкетирование родителей.

При периодическом и своевременном ознакомлении семьи ребенка с новостями образовательного учреждения, важными событиями в образовательной деятельности детей, появление новых навыков и умений у детей формирует у родителя целостный образ о коллективе, мероприятиях, жизни детского сада. Не удивительно, что родитель хочет как можно больше знать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.

 

Использование мультимедиа во взаимодействии с семьей воспитанников.

 Главными  воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко «семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

    Современным родителям необходима помощь, т.к. отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

Сегодня родительское собрание должно быть нетрадиционным. Это значит, на родительских собраниях используются такие методы  и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Мультимедийные материалы (звук, фото, видео) используется на всех структурных этапах родительского собрания, является их связующим звеном,   обеспечивает наглядность материала, его интерактивность и визуализацию,  помогает построить родительское собрание методически верно с точки зрения соблюдения последовательности этапов и логики изложения материала.  

 

Заключение

Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Без использования информационных технологий  и ИКТ в современном образовательном процессе невозможно достичь высоких показателей и ключевой взаимосвязи с семьей.

 

Список литературы

1.      Абалуев, Р.Н., Астафьева Н.Г., и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. [Текст] – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012. – 114 с.

2.      Использование ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt1.html. – Загл. с экрана.

3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe. – Загл. с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное мероприятие по взаимодействию с семьей "Мой папа - самый лучший" (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Конспект спортивного праздника с участием пап для старшей и подготовительной группы (можно и для средней группы)...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

"Использование ИКТв физическом развитии детей в ДОУ"

Актуальность использования ИКТ в организации педогогического процесса обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно - образовательного процесса в ДОУ....