«Использование лего-технологии в области художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
статья

Каликанова Ольга Александровна

В настоящее время лего-конструирование не только реализует традиционно присущие ему функции, но и рассматривается в качестве уникального средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, так как именно лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Использование  игровых заданий с использованием лего конструктора не только решает поставленные задачи, но и повышает интерес детей к изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_tehnologii_kalikanova.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  

средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т.  Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

                         структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «Использование лего-технологии в области  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Выполнил: воспитатель

Каликанова О.А.

П.г.т Стройкерамика, 2023г.

Введение  ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

 -развивающего образования;

- научной обоснованности и практической применимости;

-соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-интеграции образовательных областей;

-решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

-учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.

Сегодня одним из актуальных аспектов развития дошкольников является художественно-эстетическое, так как это показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень художественно-эстетического развития умеет чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. Задачей педагога является развитие эстетического чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве, так как это является неотъемлемым условием духовной жизни человека. Ребенок по своей природе является изобретателем и исследователем. Эти задачи, заложенные природой, быстро реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребёнок имеет неограниченную возможность для того, чтобы создавать и претворять в реальность свои постройки, конструкции, тем самым проявлять сообразительность, смекалку и творчество. Хорошим помощником является лего-конструктор.

Лего-конструирование – это процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и выстраивать конструкции. Дети увлекаются конструированием, тем самым у них развивается фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать. Именно эти факторы являются основой всесторонней развитой личности  и показателем готовности ребенка к школе.  

 Художественно-эстетическое направление образовательной деятельности в лего-конструировании осуществляется при оформлении и преобразовании уже готовых моделей, в которых можно использоваться не только конструктор, но и бумагу, карандаши, бросовый материал для создания целостного образа произведения. Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение.

В настоящее время лего-конструирование не только реализует традиционно присущие ему функции, но и рассматривается в качестве уникального средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, так как именно лего-конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

Использование  игровых заданий с использованием лего конструктора не только решает поставленные задачи, но и повышает интерес детей к изобразительной деятельности.

Для развития ритмического слуха дошкольника применяются ритмические диктанты с использованием деталей конструктора ЛЕГО.

  • I вариант. Музыкальный руководитель наигрывает или отстукивает ритм. Дети выкладывают из предложенных деталей музыкальную строку, изображая звуки и паузы 
  • II вариант. Каждый ребенок выкладывает из предложенных деталей свою музыкальную строку, изображая звуки и паузы и отстукивает свой ритм

После прослушивания того или иного музыкального произведения дети совместно с музыкальным руководителем определяют настроение произведения, соотнося его с цветом.

- Зеленый символизирует спокойствие, доброту в музыке (например колыбельная);

- Синий цвет обозначает грусть, тоску в произведении;

- Красный цвет обозначает веселье, энергичность, задор в музыкальном произведении.

Определившись с характером произведения и с цветом необходимых деталей, дети составляют свои фигуры.
С помощью ЛЕГО конструктора можно организовать театральную деятельность в детском саду и дома. Для этого необходимо подготовить материал: сцену, декорации и героев. И можно начинать. Из ЛЕГО конструктора сцена делается очень просто. Героев из конструктора всегда интересно делать с детьми. Это занятие им доставляет большое удовольствие.
 Когда все готово можно разыгрывать небольшие сказки, пьесы.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Хорошо подготовленный спектакль радует детей, реализует их эмоции, содействует общему развитию и эстетическому 

С использованием конструкторов " LEGO " театрализованная деятельность детей становится более яркой, насыщенной, мобильной и более интересной; развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения, передача образа сказочных персонажей; развивается воображение, речь, а также личностные качества ребенка. Игры-театрализации с лего-персонажами очень нравятся детям: они создают условия для развития речи, творчества, благоприятно влияют на эмоциональную сферу ребёнка.

ЛЕГО - конструирование связано с многими видами деятельности, в том числе и с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. Свои мысли и впечатления о прочитанном дети воспроизводят из лего-конструктора.

С помощью конструктора ЛЕГО формируются не только конструктивные навыки, но и умение фантазировать.

Дети учатся составлять рассказ по сюжету знакомой сказки или с самостоятельно придуманными героями.

Развиваются творческие и интеллектуальные способности.

Знакомство детей с литературными произведениями разных жанров происходит более ярко и интересно. Глядя на яркие образы героев, дети легче запоминают текст и усваивают смысл стихотворения.

Таким образом, использование лего-конструирования можно рассматривать в качестве уникального средства художественно-эстетического развития в детском саду. Данный вид деятельности способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, самостоятельностью, способностью решать любые задачи творчески.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему   пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».К.Д.Ушинский...

Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"

Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....

Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей на тему: "Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественная литература является неиссякаемым источником выразительности детской речи и несет в себе познавательный, нравственный и эстетический аспекты....

"Использование разных видов театра для всестороннего развития детей дошкольного возраста."

"Использование разных видов театра для всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста

Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Способность компьютера воспроизводить информацию од...