«Патриотическое воспитание дошкольников»
материал

Кузьмина Светлана Ивановна

Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание           дошкольников»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя школа»

Гагаринского района Смоленской области

                    Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание           дошкольников»

       

Подготовила: Светлана Ивановна Кузьмина.

 Воспитатель МБОУ «Родомановская средняя школа»

                     

2022г

1.Формирование патриотизма.

2.Цели и задачи патриотического воспитания.

3.Реализация программы патриотического воспитания.

Введение

Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Следуетподчеркнуть,чтовнастоящеевремядостаточномногометодическойлитературыподанномувопросуиэтозакономерно,посколькучувствопатриотизмамногограннопосодержанию.Этоилюбовькроднымместам,игордостьзасвойнарод,иощущениесвоейнеразрывностисокружающиммиром,ижеланиесохранятьиприумножитьбогатствосвоейстраны.

Исходяизэтого,вданномнаправлениивоспитательнойработыможновыделитьцелыйкомплексзадач:

-воспитаниеуребенкалюбвиипривязанностиксвоейсемье,дому,детскомусаду,улице;-формированиебережногоотношениякприродеивсемуживому;

-воспитаниеуваженияктруду;

-развитиеинтересакрусскимтрадициямипромыслам;-расширениепредставленийославныхгородахРоссии;

-знакомстводетейссимволамигосударства(герб,флаг,гимн);

-развитиечувстваответственностиигордостизадостижениястраны.

Данныезадачирешаютсявовсехвидахдетскойдеятельности:внепосредственнообразовательнойдеятельности,виграх,втруде,вбытуонивоспитываютвребенкенетолькопатриотическиечувства,ноиформируютеговзаимоотношениясовзрослымиисверстниками.

1.Формированиепатриотизма

Патриотическоевоспитаниеребенкасложныйпедагогическийпроцесс.Восновееголежитформированиепатриотизмакакличностногокачества.

ВширокомпониманиипатриотизмтрактуетсякаколицетворениелюбвиксвоейРодине,активнаясопричастностькееистории,культуре,природе,ксовременнойжизни,еедостижениямипроблемам.

Накаждомвозрастномэтапепроявленияпатриотизмаипатриотическоевоспитаниеимеютсвоиособенности.Патриотизмприменительнокребенкудошкольноговозрастаопределяетсянамикакегопотребностьучаствоватьвовсехделахнаблагоокружающихлюдей,представителейживойприроды,наличиеуребенкатакихкачеств,каксострадание,сочувствие,чувствособственногодостоинства;осознаниесебячастьюокружающегомира.

Оттого,каконибудутсформированывпервыегодыжизниребенка,вомногомзависитвсеегопоследующееразвитие.Вэтотпериодначинаютразвиватьсятечувства,чертыхарактера,которыенезримоужесвязываютегососвоимнародом,своейстраной.Корниэтоговлияниявязыкенарода,которыйусваиваетребенок,внародныхпеснях,музыке,играх,игрушках,впечатленияхоприродеродногокрая,отруде,быте,нравахиобычаяхлюдей,средикоторыхонживет.

Подпатриотическимвоспитаниемдетеймыпонимаемвзаимодействиевзрослогоидетейвсовместнойдеятельностииобщении,котороенаправленонараскрытиеиформированиевребенкеобщечеловеческихнравственныхкачествличности,приобщениекистокам

национальнойирегиональнойкультуры,природеродногокрая,воспитаниеэмоционально-действенногоотношения,чувствасопричастности,привязанностикокружающим.

Цельвоспитанияпатриотизмаудетейстаршегодошкольноговозрастаформированиеунихпотребностисовершатьдобрыеделаипоступки,чувствосопричастностикокружающемуиразвитиетакихкачеств,каксострадание,сочувствие,находчивость,любознательность.

Содержаниепатриотическоговоспитаниядетейстаршегодошкольноговозрастараскрываетсяследующимобразом:

-приобщениедетейккультурномунаследию,праздникам,традициям,народно-прикладномуискусству,устномународномутворчеству,музыкальномуфольклору,народнымиграм.

-знакомствоссемьёй,историей,членамисемьи,родственниками,предками,родословной,семейнымитрадициями;сдетскимсадом,играми,игрушками,традициями;

-сселом,егоисторией,традициями,выдающимисягорожанами,селянамипрошлогоинастоящеговремени,достопримечательностями;

-организациятворческойпродуктивной,игровойдеятельностидетей,вкоторойребенокпроявляетсочувствие,заботуочеловеке,растениях,животныхвразныесезоныгодавсвязисприспособлениемкновымжизненнымусловиямиежедневнопонеобходимости.

2.Целиизадачипатриотическоговоспитания

Реализацияпатриотическоговоспитаниянаправленанарешениеследующихзадач:

1.Повыситьпедагогическуюкомпетентностьпедагоговпоорганизацииработывданномнаправлении.

2.Ориентироватьродителейнапатриотическоевоспитаниедетейпутемприкосновениякисториисвоейсемьи.

3.Воспитыватьлюбовьиуважениексвоемуселу,краю,Родине,гордостьзапринадлежностькгражданамРоссии.

4.Прививатьчувствогордости,глубокогоуваженияипочитаниясимволовРоссийскойФедерациигерба,Гимна,Флага.

5.Воспитыватьличностьгражданина-патриота.

Главнойцельюданнойработыявляетсясозданиеоптимальныхусловийдлявсестороннегоразвитиянравственно-патриотическогопотенциаладошкольника.

Дошкольныеобразовательныеучреждения,являясьначальнымзвеномсистемыобразования,призваныформироватьудетейпервоепредставлениеобокружающеммире,отношениекроднойприроде,малойРодине,своемуОтечеству.

ЧувствоРодиныуребенканачинаетсяслюбвиксамымблизкимлюдям–отцу,матери,бабушке,дедушке.Ироднойдом,двор,гдеоннеразгулял,ивидизокнасвоегодомаидетскийсад,гдеонполучаетрадостьотобщениясосверстниками,ироднаяприрода–всеэтоРодина.Сколькооткрытийделаетежедневноребенок.Ихотямногиееговпечатленияещеимнеосознанны,всеначинаетсясвосхищениемтем,чтовидитпередсобоймаленькийчеловек.

Оченьважнымдлявоспитанияпатриотическихчувствиисторическиезнания.Знаниеисториинеобходимодляформированиягражданскойпозициирастущегочеловека,воспитаниялюбвик«малой»РодинеиОтечеству,гордостизалюдей,трудамииталантамикоторыхславнаРоссия,чувствасопричастностикпрошлому,настоящемуибудущемусвоегонарода.

ФормированиелюбвикРодиненужнопрививатьсучетомвозраста:

вмладшемвозрастеидётчерезлюбовькприродеичерезэмоциональнуюотзывчивостькэстетическойсторонеокружающегомира

всреднемвозрастепроходитчерезпознаниемирачеловека,мираприроды,черезформированиепредпосылокморальногоразвитияребёнка

встаршемдошкольномвозрастечерезпознавательноеотношениекмиру,черезразвитиеосновэкологическойкультуры,череззакладываниеосновуважительногоотношениякдругимкультурам,ксвоейОтчизне,черезпозициюсозидателяитворца,черезэмоциональнуюотзывчивостькэстетическойсторонеокружающейдействительности.

Патриотическоечувствоневозникаетулюдейсамопосебе.Эторезультатдлительногоцеленаправленноговоспитания,начинаяссамогораннеговозраста.Работаэтатребуеттворческихусилийипоисков.Дляуспешногоосуществлениятакойсложнойзадачиважналичнаязаинтересованностьпедагога,постоянноепополнениесвоихзнаний,инебудучипатриотомсам,педагогнесможетивребёнкепробудитьчувстволюбвикРодине.Именнопробудить,аненавязать,таккаквосновепатриотизмалежитдуховноесамоопределение.

Именнопоэтомуроднаякультура,какотециматьдолжнастатьнеотъемлемойчастьюдуширебёнка,началомпродолжающимличность.

Вдошкольномдетствепатриотическоевоспитаниесвязаносэстетическим,вчастности,смузыкальным.Проведениемузыкальныхтематическихзанятийсослушаниемпесенвоенныхлет,ороднойсторонеспособствуетразвитиюудетейпатриотическихчувств,положительныхэмоций,вызываетинтерескобычаям,традициям,культуресвоегонарода.Вдоступнойформеможнознакомитьдошкольниковсисториейсозданиянашегогосударства.

Важноеместосрединихзанимаютпроизведенияустногонародноготворчества.Фольклор–однаизсамыхяркихформвыражениянародомглубокогочувствалюбвиипривязанностикроднойземле,языку,культуре.

Необходимоширокоиспользоватьвсевидыфольклора(сказки,песенки,пословицы,поговорки,хороводыит.д.).Вустномнародномтворчествекакнигдесохранилисьособенностичертрусскогохарактера,присущиеемунравственныеценности,представлениеодобре,красоте,правде,храбрости,трудолюбии,верности.ПонятнымиценнымввоспитаниидетейвсехвременявляютсяпословицыоРодине,матери,родномязыке,роднойприроде.Главное,отбираяданныепословицы,необходимоучитывать,чтобыонибылидоступнымипониманиюдетейдошкольноговозраста.

Встаршихгруппахужеможнотакстроитьработу,чтобыкаждыйребенокпрониксяславойродногокрая,почувствовалсвоюпричастностькместнымобщественнымсобытиям.Чтобыдети,узнаваякакие-токонкретныефакты,наблюдаяокружающуюжизнь,моглипутёмпростейшегоанализа,обобщениявпечатленийлучшепредставитьсебе,чтоихроднойгородилиселоявляетсячастьюстраны,Родины.

Духовный,творческийпатриотизмнадопрививатьсраннегодетства.Ноподобнолюбомудругомучувству,патриотизмобретаетсясамостоятельноипереживаетсяиндивидуально.Онпрямосвязансдуховностьючеловека,еёглубиной.

3.Реализацияпрограммыпатриотическоговоспитания

Работаподанномунаправлениюпатриотическоговоспитанияреализуетсяпотремнаправлениям:

1.Работасдетьми.

2.Работасродителями.

3.Методическоесопровождение.

Каждоеизнаправленийсвязаномеждусобойивключаетвсебя:1.Знакомствосроднымселом,егоисторией.

2.ЗнакомствосроднымкраемиРоссией.

3.Знакомствоснаиболеезначимымиисторическимисобытиямисвоейстраныинарода.4.Знакомствосбылиннымигероямииихподвигами.

5.Знакомствосгосударственнойсимволикойгорода,республики,стран.

Впроцессереализацииработысдетьмииспользуются:игры–занятия,игры–развлечения,праздники,художественныепостановки,экскурсии,чтениехудожественнойлитературы.

Формированиепатриотическихчувствпроходитэффективновтеснойсвязиссемьёй.Воспитателиорганизуютпредметно-развивающуюсреду:подготавливаютподборкухудожественнойлитературы,разрабатываютконспектызанятийисценарииразвлечений.

Взаключении,мнехотелосьбысказать,чточувстволюбвикРодинесродничувствулюбвикродномудому.Объединяетэтичувстваединаяоснова–привязанностьичувствозащищенности.Значит,еслимыбудемвоспитыватьудетейчувствопривязанности,кактаковое,ичувствопривязанностикродномудому,топрисоответствующейпедагогическойработесовременемонодополнитсячувствомлюбвиипривязанностиксвоейстране.

Намойвзгляд,сутьпатриотическоговоспитаниясостоитвтом,чтобыпосеятьивзраститьвдетскойдушесеменалюбвикроднойприроде,кродномудомуисемье,кисторииикультурестраны,созданнойтрудамиродныхиблизкихлюдей,тех,когозовутсоотечественниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...