Конспект по ОД в подготовительной группе. Наши добрые соседи - татары.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пятина Алёна Степановна

Тема: Наши добрые соседи - татары

Образовательная область: Познание

Цель: Расширить представления детей о  татарском народе; республике России -  Татарстан.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить детей с  народом России - татарами. Обогащать знания детей о татарском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту татарского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа.

Развивающие

1. Развивать познавательный интерес, речевую активность, коммуникативные навыки.

2. Развивать творческое мышление.

Воспитывающие

1. Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;

2. Воспитывать патриотические чувства.

 Предполагаемый результат:

Закреплены знания о татарском народе, традициях и обрядах.

Дети умеют договариваться и учитывать мнение другого.

У детей есть потребность в изучении других городов своей республики.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Наглядные (демонстрация иллюстраций, презентация)

Словесные (чтение стихов, беседа о столице Казань)

Предварительная работа: Изготовление с родителями макета избы, шитьё костюмов. Беседа о  Татарстане, о разных национальностях, живущих в республике.

Ход ОД.

Слайд 1

 - Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? (Россия)

Слайд 2( герб и флаг России)

- Посмотрите на экран: что вы видите? 

- Что вы знаете о нашей Родине.

- Да, наша Родина очень большая по территории. Она очень красивая.

Вход под музыку родительницы в национальном костюме с куклой в руках, читает стихотворение.

Народы с давних пор.

                  Одним тайга по нраву     

                    Живут в    России разные

Другим - степной простор.

                    У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

                   Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

                   Другой готовит мед.

                    Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Родительница садится.

Воспитатель: Да, в России живут разные народы и со всеми у нас добрые отношения. Русских в России конечно больше всех. Второй по численности народ в России - татары. Представителей этого народа можно встретить по всему миру: и в Финляндии и в Австралии,  в Германии и в Америке...

Но все же большинство татар живут в России, в республике Татарстан.

Слайд3 (герб и флаг Татарстана.)

- А это герб и флаг республики Татарстан. Давайте рассмотрим их. (цвета флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В герое Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнце. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь).

 

Вероника:

В России мест красивых много,
Но Татарстан — мне всех милей!
Царица здесь одна — природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца — краше всех!
И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань — столица.
В округе много городов…
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.

Столица Татарстана - город Казань

Слайд 4

Казань современный красивый город. Сердце Казани – Казанский кремль

Слайд5

Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки.

( Под музыку выходит родительница в национальном костюме в руках кукла), здоровается по татарски  Исәнмесез Исэнмесез)

Воспитатель: давайте и мы поздороваемся  по-татарски.

Воспитатель: посмотрите - вот кукла: - Гульнара. Она одета в национальный костюм. Во что одета Гульнара?

Дети: в белую блузу, голубую юбку, синий жилет.

Воспитатель: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивками.

Воспитатель: жилет у Гульнары  красивый, бархатный, украшенный мехом.  Татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах, чаще - по праздникам и деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетках. Показ тюбетейки.

Слайд 6 (национальная одежда)

Воспитатель: все народы разные, но матери всех народов любят своих детей. Заботятся, оберегают их.

Мама в национальном костюме исполняет  русскую колыбельную песню.

Воспитатель: А теперь пора заглянуть в татарский дом.

Слайд 7

Рассматриваются предметы быта.

Это татарская изба. Изба – это дом, жилище для человека. Ребята что вы видите внутри избы?

Дети: Стульчики, стол, кровать, сундук, подушки… У татар было очень много вышитых красивых полотенец, ярких, красивых ковриков. Всё украшено татарскими узорами.

Слайд 8

А самое интересное, что видим ребята качель, зыбка. На татарском языке называется бишек. Там качали маленьких детей, пели колыбельную и спать укладывали.

Посмотрим, как татарская мама укладывает своего ребёнка.

 Звучит запись татарской колыбельной.

Что видим еще, сундук. Сундучке хранились калфаки, тюбетейки,  украшения, одежда. Вся одежда украшена татарскими орнаментами, цветами.

Воспитатель: У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» есть свои, национальные. Сейчас мы приготовим для игры верёвочку.

Плетение «косички» под музыку.

Игра «Яр су»

Воспитатель: У татарского народа много традиций и праздников. И самый веселый праздник – это Сабантуй.

Праздник Сабантуй, посвящён окончанию весенних полевых работ. Его ещё иногда называют праздником плуга.

А я знаю, почему он так называется! Потому что слово «сабан» с татарского языка переводится как «плуг», а «туй» - праздник. Вот и получается «Праздник плуга».

Торжество проводится на открытом воздухе и длится целый день. Песни, танцы, веселье – вот с чего начинается Сабантуй.

Все на праздник наряжаются,

 Все на праздник собираются

«Сабантуй» уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

(Дети танцуют татарский танец)

Воспитатель:

Но главное в сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость, а девушки – красоту и хозяйственность.

И для нас, детей,  много состязаний и забав.

Соревнования Бег в мешках и пронести яйцо в ложке.

Воспитатель: Ну и какой народ без традиционного застолья! Татарский чак-чак! Бак белэш! Кастыбы!

Угощение.

 

 

 

Оборудование:

Мешки для прыжков

Ложки

2 яйца (варёных)

Приготовить:

Выпечку (чак-чак, бак беляш,кастыбы)

мёд

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nashi_dobrye_druzya_-_tatary_1.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наши добрые соседи - татары.

Образовательная область: Познание

Цель: Расширить представления детей о  татарском народе; республике России -  Татарстан.

Задачи

Обучающие:

1. Познакомить детей с  народом России - татарами. Обогащать знания детей о татарском народном творчестве. Показать своеобразие, красоту татарского фольклора. Содействовать пониманию национального колорита музыки татарского народа.

Развивающие

1. Развивать познавательный интерес, речевую активность, коммуникативные навыки.

2. Развивать творческое мышление.

Воспитывающие

1. Способствовать созданию у детей эмоционально-положительного фона на занятии;

2. Воспитывать патриотические чувства.

 Предполагаемый результат:

Закреплены знания о татарском народе, традициях и обрядах.

Дети умеют договариваться и учитывать мнение другого.

У детей есть потребность в изучении других городов своей республики.

Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Наглядные (демонстрация иллюстраций, презентация)

Словесные (чтение стихов, беседа о столице Казань)

Предварительная работа: Изготовление с родителями макета избы, шитьё костюмов. Беседа о  Татарстане, о разных национальностях, живущих в республике.

Ход ОД.

Слайд 1

 - Скажите, пожалуйста, в какой стране мы живем? (Россия) 

Слайд 2( герб и флаг России)

- Посмотрите на экран: что вы видите? 

- Что вы знаете о нашей Родине.

- Да, наша Родина очень большая по территории. Она очень красивая.

Вход под музыку родительницы в национальном костюме с куклой в руках, читает стихотворение.

Народы с давних пор.

                  Одним тайга по нраву    

                    Живут в    России разные

Другим - степной простор.

                    У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

                   Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

                   Другой готовит мед.

                    Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Родительница садится.

Воспитатель: Да, в России живут разные народы и со всеми у нас добрые отношения. Русских в России конечно больше всех. Второй по численности народ в России - татары. Представителей этого народа можно встретить по всему миру: и в Финляндии и в Австралии,  в Германии и в Америке...

Но все же большинство татар живут в России, в республике Татарстан.

Слайд3 (герб и флаг Татарстана.)

- А это герб и флаг республики Татарстан. Давайте рассмотрим их. (цвета флага Республики Татарстан означают: зеленый - зелень весны, возрождение; белый - цвет чистоты; красный - зрелость, энергия, сила, жизнь. Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В герое Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Барс изображен на фоне красного диска солнце. Солнце - в древности главное божество многих народов. Красное солнце на гербе Татарстана означает доброе знамение, успех, счастье, жизнь).

Вероника:

В России мест красивых много,
Но Татарстан — мне всех милей!
Царица здесь одна — природа.
Здесь много рек, озер, полей.
Леса богатые, густые.
Восходы солнца — краше всех!
И люди честные, не злые.
Здесь часто слышен звонкий смех.
Тут матушка Казань — столица.
В округе много городов…
И невозможно не влюбиться
В наш Татарстан. В наш край хлебов.

Столица Татарстана - город Казань

Слайд 4

Казань современный красивый город. Сердце Казани – Казанский кремль

Слайд5

Кремль – это очень древнее сооружение, которое стоит на берегу реки Казанки.

( Под музыку выходит родительница в национальном костюме в руках кукла), здоровается по татарски  Исәнмесез ( Исэнмесез)

Воспитатель: давайте и мы поздороваемся  по-татарски.

Воспитатель: посмотрите - вот кукла: - Гульнара. Она одета в национальный костюм. Во что одета Гульнара?

Дети: в белую блузу, голубую юбку, синий жилет.

Воспитатель: Посмотрите, юбка и блуза украшены мелкими оборками и воланами, рюшками, аппликацией и вышивками.

Воспитатель: жилет у Гульнары  красивый, бархатный, украшенный мехом.  Татары ходят не всегда в национальных костюмах: реже - в городах, чаще - по праздникам и деревнях. Но обычно можно встретить людей в тюбетейках и жилетках. Показ тюбетейки.

Слайд 6 (национальная одежда)

Воспитатель: все народы разные, но матери всех народов любят своих детей. Заботятся, оберегают их.

Мама в национальном костюме исполняет  русскую колыбельную песню.

Воспитатель: А теперь пора заглянуть в татарский дом.

Слайд 7

Рассматриваются предметы быта.

Это татарская изба. Изба – это дом, жилище для человека. Ребята что вы видите внутри избы?

Дети: Стульчики, стол, кровать, сундук, подушки… У татар было очень много вышитых красивых полотенец, ярких, красивых ковриков. Всё украшено татарскими узорами.

Слайд 8

А самое интересное, что видим ребята качель, зыбка. На татарском языке называется бишек. Там качали маленьких детей, пели колыбельную и спать укладывали. 

Посмотрим, как татарская мама укладывает своего ребёнка.

 Звучит запись татарской колыбельной.

Что видим еще, сундук. Сундучке хранились калфаки, тюбетейки,  украшения, одежда. Вся одежда украшена татарскими орнаментами, цветами.

Воспитатель: У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» есть свои, национальные. Сейчас мы приготовим для игры верёвочку.

Плетение «косички» под музыку.

Игра «Яр су»

Воспитатель: У татарского народа много традиций и праздников. И самый веселый праздник – это Сабантуй.

Праздник Сабантуй, посвящён окончанию весенних полевых работ. Его ещё иногда называют праздником плуга.

А я знаю, почему он так называется! Потому что слово «сабан» с татарского языка переводится как «плуг», а «туй» - праздник. Вот и получается «Праздник плуга».

Торжество проводится на открытом воздухе и длится целый день. Песни, танцы, веселье – вот с чего начинается Сабантуй.

Все на праздник наряжаются,

 Все на праздник собираются

«Сабантуй» уж у ворот,

Выходи скорей, народ!

(Дети танцуют татарский танец)

Воспитатель:

Но главное в сабантуе - состязания. Здесь молодые джигиты показывают свою удаль, силу и ловкость, а девушки – красоту и хозяйственность.

И для нас, детей,  много состязаний и забав.

Соревнования Бег в мешках и пронести яйцо в ложке.

Воспитатель: Ну и какой народ без традиционного застолья! Татарский чак-чак! Бак белэш! Кастыбы!

Угощение.

Оборудование:

Мешки для прыжков

Ложки

2 яйца (варёных)

Приготовить:

Выпечку (чак-чак, бак беляш,кастыбы)

мёд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД для 1 младшей группы " Наши добрые сказки"

Цель: Формировать познавательно- речевую деятельность детей.Развивать умение отвечать на вопросы , используяформу простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз.Развивать умение стимулирова...

Конспект НОД ФЦКМ в подготовительной группе "Наша Армия самая сильная".День Защитника Отечества.

Конспект НОД ФЦКМ на тему: «День защитника Отечества.»Цель: формировать представление детей о российской армии, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам Родины.Задачи:• ...

Конспект квест-игры для подготовительной группы "Наши пернатые друзья или кто живет рядом с нами"

Тема: "НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ"      Цель: -   обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях.  Образовател...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Наша планета - Земля"

Занятие проводится в подготовительной группе с целью познакомить детей с проблемой окружающей среды на нашей планете....

Конспект интегрированной ООД в подготовительной группе " Наши друзья- пернатые"

уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, их названиях, характерных особенностях, приносимой пользе....

Конспект образовательного мероприятия в старшей группе «Наши добрые дела».

Данное образовательное мероприятие  поможет созданию положительного эмоционального фона в группе,формированию дружеских взаимоотношений детей 5-6 лет , осознанного отношения к социальным но...