Основные формы приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству. Значение наглядного материала для обучения и развития детей
консультация

Шайхутдинова Гузель Магфуряновна

Основные формы приобщения дошкольников к декоративно – прикладному искусству. Значение наглядного материала для обучения и развития детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные формы приобщения дошкольников к декоративно – прикладному искусству. Значение наглядного материала для обучения и развития детей.

Успешному развитию эстетического воспитания детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства. Необходимо отобрать подлинные народные образцы, которые должны обладать образной художественной выразительностью, быть доступными восприятию детьми, иметь возможность для широкого использования в практике воспитательной работы детского сада.

При ознакомлении с народным искусством должны решаться следующие задачи: развитие интереса к предметам народного искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости; понимание содержания, выделение средств выразительности: пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция; развитие художественно-творческих способностей в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Одной из интересных и увлекательных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является использование тематических творческих заданий, позволяющих органично сочетать процесс восприятия народных образцов детьми и участие их в декоративно-прикладном творчестве. Сами названия творческих заданий, например, как «Веселые узоры», «Чудо-птица», «Конь-огонь» и др., достаточно полно раскрывают образную их сторону и вызывают у детей определенные ассоциации, творчески настраивают на выполнение той или иной темы.

В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. К выполнению нового задания надо приступать только тогда, когда педагог убедился, что дети свободно и осознанно справляются с предыдущим.

Тематические творческие задания позволяют знакомить детей с такими выразительными художественными признаками народного прикладного искусства, как фантастичность и сказочность образов, декоративность, цветовая, пластическая и графическая выразительность. В процессе выполнения тематических творческих заданий  дети знакомятся с произведениями народного искусства в музеях и на выставках, узнают о творчестве народных мастеров из бесед, которые проводит с ними воспитатель, рассматривая таблицы альбомов и книг, посвященных народному творчеству, просматривая цветные диапозитивы с изображением образцов народной вышивки, росписи, резьбы по дереву и кости, глиняных и деревянных расписных игрушек, керамики, кружевных изделий и т.д. Очень важно при этом, чтобы дети знакомились с подлинными образцами народного творчества, отмеченными высокими художественными достоинствами, образной поэтической выразительностью, сконцентрировавшими в себе коллективный опыт многих поколений талантливых мастеров.

Большую роль в ознакомлении с народными образцами играют экскурсии в музеи, на выставки произведений декоративно-прикладного творчества (одного предмета, одного вида народного искусства, двух-трех видов в сравнении, нескольких видов в конце года). Музеи являются хранителями человеческой памяти. Как институты культуры они собирают, хранят,  изучают и        пропагандируют  историко-культурное наследие, приобщают людей к предметному миру культуры.  Активное освоение малышами традиций народного искусства в его главных видах дает возможность восстановить в России национальные основы процесса становления и развития личности, одним из важнейших качеств которой является творческая активность. Обучение декоративно-прикладному искусству органично способствует развитию художественного вкуса и раскрывает творческую активность воспитанников.

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно - образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Мини-музей декоративно-прикладного искусства, организованный в ДОУ – это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея могут быть представлены изделия народных умельцев, утварь, старинная одежда, мебель и многое другое. Тематика мини-музеев может быть различной: «Русская изба», «Домашняя утварь», «Тряпичные куклы», «Народные промыслы», «Из истории дымковских игрушек», «Русские народные костюмы».

В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики.  При отсутствии условий посещения настоящего музея, на помощь приходят электронные образовательные ресурсы – презентации, фильмы, онлайн музеи. В ходе «посещения» такого музея дети могут познакомиться с предметами старины, народными костюмами и предметами быта.  На базе мини – музея детского сада создают изостудии, кружки народного творчества, где педагоги дополнительного образования имеют возможность познакомить детей с народными традициями и ремеслами. Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, педагог намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики НОД, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке кружковой работы в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.                                                                                  

Для ознакомления детей с народным искусством используется традиционная форма приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству как непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с народным искусством (одним или несколькими видами). НОД можно проводить в группе, на выставке, в музее дошкольного учреждения; занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации на основе народного искусства (одного или нескольких), на которых продолжается работа по ознакомлению и обучению детей декоративной деятельности; самостоятельная художественная деятельность: дети по желанию рассматривают предметы народного искусства, слайды, открытки, составляют декоративные композиции или выкладывают их в дидактических играх либо на фланелеграфе.

Чтобы вызвать интерес к народной игрушке, воспитателю рекомендуется использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, привлекающие внимание детей. Игрушки «показывают» свои наряды, поют знакомые песенки, загадывают загадки, а затем дети рисуют несложные узоры для юбки, салфетки, украшают хвост индюку и пр. Народная игрушка, репродукция с изображением такого же образа должны остаться на некоторое время в группе. Затем рассматриваются другие образы, их изображения на репродукциях, дополняющие игрушки. Ознакомившись с определенным видом народного искусства, дети начнут узнавать птиц, коня, козла, барана, барышню в дымковской игрушке, видеть красочность узоров. Вызвав интерес к игрушке, воспитатель приступит к ознакомлению с названиями «дымковский конь», «филимоновская барыня». Сначала в памяти останется только знакомый образ — конь, индюк и пр.; постепенно ребенок запомнит название, которое потом войдет в его речь.

Воспитателю следует формировать у детей умение видеть красоту узора, делить его на знакомые составные части — элементы, их цвет. Это сложная задача, которая осваивается только под руководством взрослого, не спеша. Выделив один из элементов, далее необходимо определить его форму, цвет, величину, сказать, чем он украшен, показать вариативность цвета. Постепенно воспитатель научит детей видеть закономерность построения узора (композицию): чередование полос разного цвета, полос и кругов, полос и овалов; показывает ритм простых элементов, содержащихся в каждом узоре. Во время проведения НОД дети могут рассматривать предметы декоративного искусства и их изображения: репродукции, открытки (демонстрационный и раздаточный материал).

 Воспитатель при знакомстве детей с народным промыслом, сначала должен дать сведения о нем — название, его местонахождение; затем вместе с детьми определить содержание и назначение предметов. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов должно сопровождаться художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен, «Коровушки не простые — глиняные расписные» (филимоновские игрушки), «Барыни красивы, да беда — спесивы» (каргопольские игрушки), «Майданские утки несутся два раза в сутки», «Гриб свеж, а его не съешь» (полхов-майданская игрушка) и др.

Воспитатели детского сада могут использовать и другую традиционную форму – самостоятельную изобразительную деятельность, возникающую по инициативе самих детей. Для этого в группах следует создать зоны творчества, уголки изобразительной деятельности, в которых особое место будут занимать подлинные образцы декоративно-прикладного искусства должного качества.

Также, должны иметься в наличии картотеки дидактических, развивающих игр, которые способствуют ознакомлению с народным искусством, схемы изображения элементов узоров, самих узоров, раскраски с изображением образцов декоративно-прикладного искусства, картотеки пальчиковых игр, подвижных игр, физминуток. Все должно быть соответственно данной возрастной категории дошкольников. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла.

Требуется создать условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги), различный иллюстрированный материал.

Особую роль в приобщении детей к народному декоративно-прикладному искусству и в художественном развитии должны играть праздники и развлечения, которые проводятся главным образом в старших группах. Например, «Сказка Гжель», «Веселая ярмарка», «Хохломская ярмарка» и др. В подготовке к народным праздникам и развлечениям можно и нужно привлекать родителей.

В процессе подготовки и проведения этих мероприятий, дошкольники узнают приобщаются к народным традициям, к особенностям нашей культуры, участвуют в мастер – классах, проводимых во время мероприятия. Мастер – класс тоже можно использовать как форму приобщения дошкольников к народному декоративно-прикладному искусству. Праздники и развлечения не только будут развлекать и радовать детей, но и способствовать формированию интереса к народным промыслам. Эти основные формы приобщения детей к декоративно-прикладному искусству, являются формами приобщения к художественной культуре.

Народное искусство - достояние не только взрослых, но и детей, которые с увлечением играют как с деревянными матрёшками, так и с глиняными фигурками кировских мастеров. Детям нравятся богородские игрушки-шкатулки и каргопольские игрушки. Пользуются особым спросом деревянные ложки, плетёные корзины, половики из лоскутов и другие предметы народных умельцев.

Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребёнку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.

Так, мастера хохломской росписи умело составляют орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купальницы, шиповника, розы. Мастера глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим орнаментом: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям, Все изделия, как деревянные, так и глиняные, используются в детских садах не только для украшения интерьера комнаты. Под руководством педагога дети внимательно их рассматривают, рисуют и лепят по образцам народных изделий.

Народное декоративно – прикладное искусство должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия и представления, воспитывая художественный вкус. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного творчества. Это даст возможность украшать интерьеры групп и других помещений, время от времени заменяя одни предметы другими.

Художественные изделия демонстрируются детям во время бесед о народных умельцах, используются на занятиях. Они распределяются по промыслам и постоянно пополняются новыми предметами. Для детей младших групп нужно иметь точёные деревянные игрушки, игрушки-забавы богородских мастеров, изделия каргопольских народных умельцев. Для средней группы нужно иметь семёновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка. Для детей старшей и подготовительной к школе групп доступна любая народная игрушка, глиняная и деревянная. Также, как и образцы гжельской, хохломской, жостовской, городецкой росписей

Под влиянием предметов народного творчества дети глубже и с большим интересом воспринимают иллюстрации к русским народным сказкам. Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребёнка во время лепки и рисования, обогащая представление об окружающем мире. Непрерывная образовательная деятельность с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность ребёнка. Однако, всё это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами декоративно – прикладного искусства, в результате чего дети создают свои декоративные работы: игрушки, посуду, пластины, украшенные орнаментом по типу изразцов. Предметы прикладного искусства народов России могут стать ценным материалом не только для художественного, но и для всестороннего воспитания каждого ребёнка.

Желания детей создавать красивые предметы, украшать их во многом зависят от интереса и отношения воспитателя к этой работе. Воспитателю нужно знать народные промыслы, историю их возникновения, к какому народному промыслу относится та или иная игрушка, уметь рассказать о мастерах, которые делают эти игрушки и рассказать это увлекательно, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»

Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....

консультация: "Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству"

Значение декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии ребёнка дошкольного возраста....

Значение занимательного материала по математике для развития детей

Значение    занимательных игр  и  задач  состоит в  формировании у  детей  интереса  к  изучению  математики  в дальнейшем,  развитии...

План по самообразованию Тема: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству» 2021-2022г.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств воспитания, которое учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, в изобразительном искусстве....

Отчет по самообразованию Тема: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству» 2021-2022г.

Результаты проделанной работы позволили сделать вывод, что использование изделий декоративно-прикладного искусства углубили знания детей о разных видах росписи, развили эстетический вкус, обогати...