Программа веселые нотки
рабочая программа (старшая группа)

Сарина Татьяна Александровна

Программа

 проведения занятий по развитию творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselye_notki.docx145.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад №37 «Дружная семейка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ ДС №37

 «Дружная семейка»

___________  И.В.Щербинина

   Приказ от _________________

        Программа

 проведения занятий по развитию творческих музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

 «Веселые нотки»http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/26/15208811.png

      на 2022-2023уч.год

Музыкальный руководитель:

Т.А.Сарина

Содержание

  Пояснительная записка …………………………………………….….3

  1. Содержание программы……………………………………………..………….6

1.1. 1-й этап. «Немузыкальные звуки»………………………………………..…6

1. 2.  2-этап. «Изготовление простейших музыкальных инструментов»………7

1. 3. 3-этап «Озвучивание музыкального произведения, сказки, стихотворения»…………………………………………………………………7

1. 4. 4-этап. «Итоговое занятие «Радуга звуков»»……………………….……....7

1.5. Методы  обучения детей игре на детских музыкальных инструментах…8

2. Учебно – тематический план………………………………...……...9

3. Ожидаемые результаты……………………………………….....11

4. Диагностический инструментарий……………………………12

4.1. Критерии оценок уровня развития детей……………………..13

5. Работа с родителями………………………………………..14

5.1.Формы работы с родителями………………………………..14

Список  литературы…………………………………………...17

Приложения …………………………………………..…………..18

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа разработана на основе  программы по музыкальному воспитанию старших дошкольников «Звук-волшебник», автор Т.Н. Девятова и в соответствии с ФГОС. 

Так же в соответствии со следующими нормативными документами:

- Законом РФ «Об образовании»

- Национальной доктриной образования в РФ

- Концепцией модернизации российского образования

- Концепцией дошкольного воспитания

ЦЕЛЬ:

Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами;
  • способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные способности;
  • вовлекать дошкольников в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогая им  осваивать  различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек-инструментов;
  • поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных  игрушках-инструментах.

Местом проведения кружка является музыкальный зал, в котором имеется фортепиано, магнитофон, детские музыкальные инструменты.

Занятия кружка проводятся один раз в неделю по 25 минут в соответствии с сеткой занятий.

Возраст воспитанников 5-7 лет. Количество обучаемых детей 15 человек,

Состав группы детей постоянный, набор производился по результатам диагностики в начале учебного года, а так же по желанию детей. В группе обучаются дети с высоким  и средним уровнем музыкальности. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее  развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.    Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.

             Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.

              Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

            Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции.

Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.

Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Но объем времени отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах. С этой целью разработана программа кружка «Веселые нотки» для детей старшего дошкольного возраста.    

  1. Содержание программы

Весь курс программы разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.

1.1.1. 1-й этап. «Немузыкальные и музыкальные звуки»

Начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды, в него включены темы «Где живут звуки?», «Звук живёт в любом предмете». Закрепляя в третьей теме - «Звук волшебник»- изученный ранее материал, знакомим детей уже со звуками музыки.

1.1.2. 2-этап. «Изготовление простейших музыкальных инструментов». 

На данном этапе дети совместно с родителями создают простейшие инструменты по образцу и вместе с педагогом воспроизводят ритмический рисунок различных народных песенок, пестушек и потешек.

Темы: « Мы весёлые игрушки – озорные погремушки», «Колокольчик звонкий – голосочек тонкий».

1.1.3. 3-этап. «Озвучивание музыкального произведения, сказки, стихотворения».

Включает темы: «Инструменты народов разных стран», «Весело звучит оркестр развесёлых инструментов», «В звуках мир наш отражён». Принцип создания инструментов и исполнение музыкальных произведений на детских самодельных инструментах усложняется. Дети самостоятельно выбирают и с помощью взрослых (родителей) изготавливают инструмент для предлагаемого педагогом музыкального произведения, сказки, стихотворения. Они учатся слушать себя и других находящихся рядом сверстников, различать правильное и неправильное звучание, оценивать его, делая замечания в доброжелательной форме.

1.1.4. 4-этап. «Итоговое занятие «Радуга звуков»»

Используются все созданные детьми инструменты, повторяются их названия и закрепляются навыки игры на каком-либо самодельном инструменте для исполнения небольших музыкальных произведений, сказок собственного сочинения.

Контроль за качеством усвоения материала проводится в форме праздников, игр, концертов. При этом дошкольникам предлагается самим вести концерт, организованный для других детей, родителей, сотрудников ДОУ.

1.5. Методы обучения детей на детских музыкальных инструментах.

1. Словесный (беседа, объяснение).

2.Наглядный (показ приемов игры педагогом или ребенком).

3. Стимулирующий (выступление перед детьми или взрослыми).

4. Практический (повторение и закрепление приемов игры на различных музыкальных инструментах).

5. Самостоятельная музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах под косвенным руководством взрослого.)  

6.Изготовление музыкальных игрушек - инструментов и их использование.

7. Игровой (использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр и т.д.)

2. Учебно – тематический план.

дата

тема

Задачи

Кол - во часов

Форма проведения занятия, ведущие методы

Сентябрь 1 неделя

Сентябрь 1 неделя Сентябрь 2-4 неделя

Диагностика

1.«Где живут звуки?».

Познакомить детей со звуками окружающей природы.

3/25

Беседа: «Немузыкальные звуки».                   При помощи опыта «Музыка или шум» научить определять происхождение звука, различать муз. и шумов. звуки. Дидакт. игры «Где живут звуки?», «Море».

Октябрь 1-3 неделя

2. «Звук живет в любом предмете».

Закреплять у детей умение распознавать деревянные, металлические, стеклянные.

3/25

Беседа: «музыкальные звуки».                   При помощи опыта «Как распространяется звук» дать понять о том, как распр. Звуковые волны. При помощи опыта «Где живет эхо?» подвести к пониманию процесса возникновения эха. Дидакт. игры «Где живут звуки?», «Море», «Наше путешествие». Экскурсия в музыкальную школу.

Октябрь 4 неделя Ноябрь  1-4 неделя

3. «Звук-волшебник».

Знакомить детей со звуками музыки.

5/25

Беседа «Музыкальные звуки».                 Опыт «Почему Мишутка пищал?», «Как появляется песенка?» выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучания предметов от их размера. Дидакт. игры «Где живут звуки?», «Море», «Наше путешествие», «К нам гости пришли».

Декабрь 1-4 неделя

4.«Мы веселые игрушки – озорные погремушки»

Знакомство с муз инструментом – погремушкой, его изготовление и обучение приемам игры на нем.

4/25

Опыт «Коробочка с секретом» выявить причину ослабления звука.  Дидакт. игры «Наше путешествие», «Найди игрушку».

Январь 3-4 неделя

5.«Барабан грохочет, будто сильный гром».

Знакомство с муз инструментом – барабан, его изготовление и обучение приемам игры на нем.

2/25

При помощи опыта «Как сделать звук громче?», «Почему не слышно?» выявить причину усиления и ослабления звука. Дидакт. игры «К нам гости пришли», «Чей это марш?».

Февраль 1 -3 неделя

6.«Колокольчик звонкий - голосочек тонкий».

Знакомство с муз инструментом – колокольчиком.

3/25

Опыт «Как быстрее», «Звуки в воде», «Передай быстрее» выявить особенности звука на расстоянии. Дидакт. игры «Солнышко и тучка».

Февраль4 неделя Март 1- 4 неделя Апрель   1 неделя

7.«Инструменты народов разных стран: России, Японии, Испании, Индии».

Познакомить детей с муз. инстр.: деревянными палочками и коробочкой, треугольником, бубном, гуслями, муз. молоточком, бубенцами, рубелем, маракас, колотушкой, бамбузи, кастаньетами, индийским барабаном. Изготовление и обучение приемам игры.

6/25

Провести опыты «Почему комар пищит, а шмель жужжит?», «Спичечный телефон», «Поющая струна». Дидактич. игры: «Определи инструмент», «Определи темп», «Определи по ритму».         Выставка инструментов. Концерт педагогов и учеников музыкальной школы

Апрель  

2-3неделя

8.«Весело звучит оркестр, развеселых инструментов».

Знакомство с инструментами симфонического оркестра.

2/25

 игры: «Любимые песни», «Муз. загадки».

Апрель    

4 неделя

Май

1 неделя

9.«В звуках мир наш отражен».

Изготовление муз. инструментов для озвучивания сказок, стихов («квакушка»,»скрипунчик»,»хлопушка»,»ветерок») .

2/25

Русские народные сказки, дидакт. игры: «Прогулка», «Как кто идет», «Повтори звуки». Концерт для детей д/с. Экскурсия в «Досуг».

Май 2-3 неделя

4 неделя

10.«Радуга звуков».

Диагностика.

Повторение названий и закрепление навыков игры на каком-либо муз. инструменте.

2/25

Провести опыты: «Почему мышонок не ислышал щуку?», «Как видят летучие мыши?». игры: «Угадай песню», Музыкальная шкатулка».            Отч-й концерт.

В течении учебного года дети ведут активную концертную деятельность:

- участвуют во всех мероприятиях, проводимых в детском саду.

- участвуют в выставке инструментов, сделанных своими руками.

- участвуют в ежегодном городском концерте «Веселые нотки».   

3. Ожидаемые результаты.

В ходе изучения программы дети приобретают следующие знания и    умения:

ЗНАНИЯ

Знать различия между музыкальными и немузыкальными звуками.

Знать название каждого самодельного музыкального инструмента и принцип его изготовления.

Знать способы игры на самодельном музыкальном инструменте.

УМЕНИЯ

Различать произведения разных жанров и подбирать для них определенные инструменты.

Придумывать несложные музыкальные ритмические рисунки, попевки.

Самостоятельно подбирать инструменты к музыкальным произведениям и образам.

Исполнять несложные ритмические рисунки на различных самодельных инструментах  - соло и в ансамбле (наличие навыков концертного выступления).

4.  Диагностический инструментарий.

Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов учебной деятельности разработан мониторинг.

Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и итоговую аттестацию.

Каждый этап мониторинга содержит теоретические вопросы и практические

задания.

Цель  и задачи первичной  диагностики отличаются от цели и задач дальнейших этапов.

Цель  первичной  диагностики: выявление начального уровня специального и общего развития ребенка.

Задачи первичной диагностики:

  • выявление уровня развития базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма,
  • выявление общей информированности ребенка,
  • анализ общего интеллектуального развития ребенка,
  • определение сформированности интереса ребенка к игре на музыкальных инструментах.

Цель   проведения  промежуточной и итоговой аттестации - выявление динамики освоения теоретических знаний и развития практических умений.

Задачи:

  • выявление динамики развития музыкальных способностей:

музыкального слуха, чувства ритма и т.д.,

  • выявление динамики развития информированности ребенка,
  • отслеживание динамики роста общего интеллектуального развития ребенка.

Ф.И. ребёнка

Эмоциональная отзывчивость

Ритм. слух

Тембр. Слух

Звук-ый. слух

Динамич слух

Определение жанра

Твор-ое задание

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

4.1. Критерии оценок уровня развития детей.

Высокий уровень (В) – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность во всех видах музыкальной деятельности.

Средний уровень (С) – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ, повтор и др.

Низкий уровень (Н) – малоэмоционален. «ровно», спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен.

5. Работа с родителями.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на следующих принципах:

  1. Единое понимание  педагогом и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  2. Родители и педагог являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  3. Уважение, помощь и доверие к ребенку,  как со стороны педагога, так и со стороны родителей;
  4. Знание педагога и родителей воспитательных возможностей коллектива и семьи,  максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
  5. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний и навыков родителей, помощь педагога родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей.

5.1. Формы работы с родителями:

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ. Включает выступление музыкального руководителя, экскурсию по детскому саду (просмотр музыкальных зон, оборудования музыкального зала), проведение досугов, можно предложить родителям стать участниками детского оркестра.

КОНСУЛЬТАЦИИ.

  1. Помощь в организации музыкального воспитания ребенка дома.
  2. Домашние развлечения с использованием самодельных инструментов. С помощью этих инструментов можно развивать у детей чувство ритма, предлагая выполнять элементарные упражнения (например: Отстучать палочками, брусочками свое имя, имя мамы, папы, ритм знакомых попевок, песен.
  3. Создание домашнего оркестра. Для этого подойдут, бубны, колокольчики, деревянные, металлические ложки, детские погремушки, бутылки, игрушки из бросового материала.

 РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ. (2 раза в год) Установочное собрание: информация о ДОУ, сотрудниках, программах-технологиях, планах на предстоящий год, организационные вопросы. Итоговое: подведение итогов прошедшего года, обсуждение планов на следующий год, организационные вопросы, обсуждение вопросов, связанных, например, с  подготовкой к празднику и т.д.

СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ. «Домашний оркестр музыкальных инструментов», «Самодельные музыкальные инструменты», «Организация домашней фонотеки», и т.д. для родителей, которых интересуют данные темы.

УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКОВ И ВЕЧЕРОВ ДОСУГА. Совместные праздники и развлечения. Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель и воспитатель могут обсудить с ними план проведения праздников, или развлечений, пригласить на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить кукольный спектакль, сшить костюмы.
Родители, могут поддерживать своих детей во время праздников с помощью «улыбок», «веселых сердечек» из бумаги или картона, серпантина, конфетти, надувных язычков и т.п. Им можно поручить имитировать стук дождя, грома, маленькими зеркальцами изображать «блеск сокровищ», подыгрывать на ударных музыкальных инструментах и многое другое.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ с повышенными познавательными потребностями.

«ВЗРОСЛЫЕ – ДЕТЯМ» показ театральных представлений, кукольных спектаклей силами сотрудников и родителей с использованием самодельных музыкальных инструментов.

 СОЗДАНИЕ СТЕНДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Подготовка материалов на доску для родителей в группах, в музыкальном зале.

 АНКЕТИРОВАНИЕ

 ВЫСТАВКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ - « Своими руками к празднику» (поделки, изготовленные детьми и их родителями), «Нетрадиционные музыкальные инструменты» (из бросового материала), «Музыкально-дидактические игры».

Список  литературы.      

  1. Девятова Т. А. Образовательная программа по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Звук – волшебник».-Линка – Пресс, 2006.
  2. Радынова  О. П. Музыкальные шедевры.- Сфера, 2010.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н. П, Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперементы для дошкольников. –М., 2001.
  4. Кононова Н.Г. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в детском саду. – М.,1990.Кононова Н.Г.Музыкально-дидактические игры для дошкольников М., 1982.
  5. Трубникова М. Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г
  6. Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
  7. Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри - “Музыкальная палитра” №6, 2006г. 
  8.  Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.
  9.  Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  10.  Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
  11.   Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к музыкальному занятию "Урок пения в Цветочном городе" "Цветные нотки"

Данная презентация поможет  закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о нотах ...

Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"

Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...

Сценарий районного конкурса "Веселые нотки"

Районный конкурс "Веселые нотки" проходил в 2011 году на базе МДОУ д/с №1 "Родничок" п.Горный.В конкурсе участвовали 8 детских садов района....

Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"

Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....

разноцветные нотки

интегрированное занятие   с детьми, довольно интересное, нотки выполняются из сжатой бумаги...

Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».

                                        МДОУ детский сад «Ромашка»   Перспекти...

Конспект интегрированного занятия "Умные нотки"

Интегрированное занятие для старших дошкольников, включающее взаимосвязь образовательных областей "Познание", "Клммуникация", "Социализация"...