Информационно - творческий проект «Эта русская сторонка»
проект (подготовительная группа)

Проект «Это русская сторонка…» по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.  

   Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eta_russkaya_storonka.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

Информационно - творческий проект

«Эта русская сторонка»

в подготовительной группе «Радуга»

                        Выполнила:

                                        Версина Вера Семеновна,

                                                        воспитатель

2021г.

 «Это русская сторонка»

                           

 Пояснительная записка 

   Дошкольный возраст — наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.

   Проект «Это русская сторонка…» по расширению представлений детей подготовительной группы о быте, культуре и традициях русского народа на основе народных календарно-обрядовых праздников направлен на создание системы работы с детьми и родителями и обогащение развивающей предметно – пространственной среды, способствующей нравственно-патриотическому и художественно–эстетическому воспитанию детей, их духовному и интеллектуальному росту, развитию творческих способностей.  

   Мероприятия, предусмотренные проектом, распределены в определенной последовательности, в основе которой заложены народные календарно – обрядовые праздники и календарно – тематический план ДОО. 

   Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России, с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, произведениями устного народного творчества, народной музыкой, народными подвижными и хороводными играми. 

   Проект рассчитан на детей 6 — 7 лет.

Актуальность. 

Выбранная тема является актуальной

На современном этапе наблюдается отчуждение подрастающего поколения от социально-исторического опыта своего народа, отечественной культуры и истории. В то же время, в социуме остро ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовно-нравственной опустошенности в обществе выступает утрачивание патриотизма. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…» (ФГОС ДО п. 2.6.).Основанием для разработки проекта «Это русская сторонка» послужили наблюдения  за детьми, беседы  с  ними, которые  показали, что воспитанники группы не имеют достаточных знаний по данной теме.    Не секрет, что на сегодняшний день представления большинства выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Вчерашние дошкольники мало знакомы с народными традициями, праздниками и обрядами. Каковы истоки этой проблемы? Насторожили и  результаты   анкетирования  родителей.  Многие семьи мало уделяют внимание данной проблеме. Кроме того, современные родители плохо знакомы с календарно-обрядовыми праздниками, обычаями и традициями, фольклором и декоративно – прикладным искусством русского народа и в большинстве своем не осознают важности приобщения ребенка к культурному наследию прошлого.   

  В тоже время, необходимо отметить, что недостаточно разработана система педагогического просвещения родителей по данной проблеме.

    Да и мы, педагоги, сами испытываем дефицит знаний о традициях и обычаях русского народа.  Проект ориентирован на решение одной главной проблемы - создание условий для формирования у ребенка чувства любви к Родине и гордость за культурное наследие русского народа.

Вид проекта: информационно – творческий, долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь – май.

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, сотрудники детской библиотеки , сотрудники  краеведческого музея . 

Цель проекта: 

Приобщение детей к национальной культуре, духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.               Задачи проекта:

  1. Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа;
  2. Знакомить с различными образцами устного народного творчества,  прививать нравственные ценности, присущие русскому народу;
  3. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России;
  4. Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных;
  5. Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью
  6. Развивать и обогащать словарный запас;
  7. Воспитывать любовь и уважение к Отчизне: ее народу, культуре, истории, святыням, фольклору, традициям народа                                                            Ожидаемые результаты:
  1. Обогащение и систематизация знания детей о культуре, быте и традициях русского народа;
  2. Проявление любознательности к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам;
  3. Умение передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности;
  4. Обогащение знаниями об основных православных праздниках;
  5. Уважительное отношение к родителям, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним;
  6. Воспитание любви к своему краю, чувства гордости за свою малую Родину, ее достижения и культуру                                                                Родители:                                                                                                                 повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор  знаний родителей.                                                                                                                            Работа над проектом проходила в три этапа:                               Подготовительный:

постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; 

диагностическая беседа с детьми;

изучение  методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала;

разработка дидактических игр по ознакомлению  с бытом, культурой и традициями русского народа.

обогащение развивающей среды;

выявление роли родителей в приобщении  детей  к истокам русской культуры (анкетирование родителей);

разработка   перспективного плана работы по  теме проекта;

разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей

Основной этап:

-проведение мероприятий по теме проекта: 

-непосредственно – образовательная деятельность;                                                              -совместная образовательная деятельность в режимных моментах;                                 -самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.

Заключительный этап:

Викторина «Как мы знаем русскую народную культуру?»

Итоговая диагностика по теме

Презентация проекта для педагогов

Реализация проекта проходит  через различные виды деятельности детей и формы организации:

- рассказывание;

- рассматривание;

-    слушание и исполнение русских народных песен и хороводов;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихов, пословиц, поговорок;

- игры;

- экскурсии,

-  наблюдения

Также проект реализовывался во всех  образовательных областях

Познавательное развитие        

 НОД «Наша Родина - Россия»

 НОД «Русский национальный костюм»

 НОД «У самовара не скучаем, разговор ведем за чаем»

НОД «Символы России»

 НОД «Народные праздники на Руси»

 НОД «Русские богатыри. На героя и слава бежит»

 НОД «Проводы зимы»

 НОД «Русская изба»

 НОД «Русские обычаи»

Социально-коммуникативное развитие

  •  Беседы

 «Хлеб да капуста лихого не допустят»

«Русский национальный костюм»

«Обряд чаепития на Руси»

«Синичкины именины» — знакомство детей с традициями  проведения праздника на Руси

«Быт русских людей».

«Русская изба».

«Пришла Коляда накануне Рождества»

«Народные промыслы России»

«Это русская сторонка, это – Родина моя»

  • Дидактические игры

«Подбери профессию», «Мой адрес»

«Назови праздник»

«Буду служить России», «Моя семья», «Копилка добрых дел»

«Предметы быта»

  • Сюжетно-ролевые игры

«Русская ярмарка»

«В гости к бабушке в деревню»

«Семейный праздник»

«Крестины малыша»

«Русское чаепитие»

Речевое развитие

  Чтение

 «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» (знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве, загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта).

   р.н.с. «Колосок», «Мужик и медведь», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Петушок и бобовое зернышко»

р.н.с. «Крошечка-Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Царевна-Несмеяна», «Иванушка-дурачок»

р.н.с. «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

р.н.с. «Лисичка-сестричка и серый волк», «Мороз и заяц», «Морозко», «Рукавичка»

Рассматривание

 сюжетных картин: «Уборка урожая», «Рождество»,

 «Воскресная служба в храме», «Русская ярмарка»

 «Красная площадь»

 Заучивание

 заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

 заклички «Солнышко-ведрышко»

Загадывание загадок о приметах зимы

Загадывание загадок о предметах народного быта

Загадывание загадок о весне

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

 «Дымковская игрушка»

«Городецкие доски»

«Городецкие солонки»

«Золотая хохлома»

 «Русская красавица»

 «Русская матрешка»

 «Гжель»

Лепка

  «Блюдо с пирожками»

 «Самовар»

 «Свистулька»»

 «Коромысло с ведрами»

 «Золотые купала»

 «Кулич»

 «Кувшин»

 Аппликация

«Одеяло для матрешки»

 «Узор на окне»

«Русская рубаха-косоворотка

«Кокошник»

«Пасхальное яйцо»

Конструирование из строительного материала «Русская изба»

Физическое развитие

Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок»

Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга».

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота»

игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости»

Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки»

Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки»

Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки»

Взаимодействие с родителями:

Анкетирование родителей. 

Родительское собрание: «Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».

Участие родителей в фольклорном празднике «Осенние посиделки». 

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной куклы «Желанницы».

Совместное творчество детей и родителей: выставка «Волшебница Осень».

консультации «Русский народный фольклор в жизни старших дошкольников», «Эти забытые игры», «Семейные традиции и их роль в воспитании детей»)

папки-передвижки: «Народная игрушка в жизни дошкольника».

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Приобщение к истории, традициям и культуре России»,

План работы над проектом:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Подготовительный

постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; 

диагностическая беседа с детьми;

изучение  методической литературы по проблеме, подбор демонстрационного и дидактического материала;

разработка дидактических игр по ознакомлению  с бытом, культурой и традициями русского народа.

обогащение развивающей среды;

выявление роли родителей в приобщении  детей  к истокам русской культуры (анкетирование родителей);

разработка   перспективного плана работы по  теме проекта;

 разработка и оформление материалов педагогического просвещения по теме для родителей.

Деятельность педагога

Совместная деятельность с детьми

Основной

Практическая деятельность с детьми для выполнения поставленных задач

  • НОД

НОД по развитию речи (приобщение к художественной литературе): «Потешный игровой фольклор».

НОД по познавательному развитию: «Как хлеб на стол пришел» 

НОД по ознакомлению с окружающим миром: «Празднование Нового года на Руси».

НОД Познавательное развитие. «Как на святки в вечерок девицы гадали».

НОД по художественно — эстетическому развитию (аппликация). «Рождественские ангелы»

НОД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси

НОД по художенственно – эстетическому развитию (рисование): «Пасхальное яйцо»

НОД по художенственно – эстетическому развитию (лепка): «Пасхальный кулич». 

  • Беседы

 «Хлеб да капуста лихого не допустят»

«Русский национальный костюм»

«Обряд чаепития на Руси»

«Синичкины именины» — знакомство детей с традициями  проведения праздника на Руси

«Быт русских людей».

«Русская изба».

«Новый год за собой Рождество ведет».

«Зимние забавы русского народа». 

«Умей в гости звать, умей и угощать». 

  • Народные игры

Народная игра «Бирюльки», хороводная игра «Теремок», «Колпачок»

Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга».

Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Бубенцы», «Золотые ворота»

игра-хоровод «Мороз», народные подвижные игры «Штурм крепости»

Русские народные игры и хороводы «Ручеёк», «Цепи кованные», «Жмурки»

Русские народные игры «Катание пасхальных яиц», «Птицелов», «Горелки»

Русские народные игры «Перетяжки», «Салки», «Лошадки»

  • чтение и обсуждение русских народных пословиц, поговорок;
  • знакомство с народными приметами в ходе наблюдения за сезонными изменениями в природе,  
  • разучивание попевок, потешек, закличек, колядок, хороводов под музыку; 
  • слушание и исполнение русских народных песен и хороводов;
  • знакомство с русским народными музыкальными инструментом, разучивание и исполнение русских народных мелодий и песен на народных инструментах. 
  • дидактические игры («Что спрятано в сундуке?», «Расскажи, какая роспись?», «Узнай узор» «Одень куклу в национальный костюм», «Угадай русскую народную сказку»  и др.)

Заключительный

Подводит итоги, анализирует проведенную работу.

Итоговая диагностика

Презентация проекта среди коллег

Викторина «Как мы знаем русскую народную культуру?»

   

                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"

Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...

Информационно - творческий проект по хореографии "Русский хоровод"

Хоровод – это не просто танец, это образ жизни наших предков. В нем отразилась широта и удаль славянской души. Танец – это яркое, красочное творение народа, художественное отображение его ...

Информационно - творческий проект «Русская изба»

              Информационно - творческий проект «Русская изба» Тип проекта: Информационно - творческий.Вид проекта: Групповой.Участники проек...

Информационно-творческий проект "Богатыри земли русской" для среднего дошкольного возраста

laquo;Богатырская тема» понятна и интересна детям.Постепенный переход от сказки к былинам  открывает дошкольникам  огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный инт...

Информационно-творческий проект "Русские народные сказки"

Как сделать так, чтобы дети полюбили чтение художественной литературы. Как научить детей думать, рассуждать. Когда ребенок откажется от просмотра мультфильма и отдаст предпочтение книге. Только тогда,...

Информационно - творческий проект в средней группе №1 «Жар-птица» «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)

Информационно - творческий проект  в средней группе №1 «Жар-птица»  «Народные промыслы» (Дымка, русская матрёшка)...