Информационно-творческий проект "Богатыри земли русской" для среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (средняя группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

«Богатырская тема» понятна и интересна детям.

Постепенный переход от сказки к былинам  открывает дошкольникам  огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заглянуть в прошлое своей страны. 

Дети приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя ее частичкой, у них закладываются основы патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bogatyri_rudakova_aa.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 « ИСКОРКА», Г. БЕРДСК

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Богатыри земли русской»

(средний дошкольный возраст)

Подготовили воспитатели: Рудакова А.А.

Савко Т.В

город Бердск

2019


Введение

 (пояснительная записка)

«Богатырская тема» понятна и интересна детям.

Постепенный переход от сказки к былинам  открывает дошкольникам  огромный диапазон возможностей удовлетворить свой познавательный интерес, заглянуть в прошлое своей страны.  

Дети приобщаются к истории родной страны, начинают осознавать себя ее частичкой, у них закладываются основы патриотизма.

Участники проекта:

 Воспитанники средней группы, родители воспитанников МАДОУ №21 «Искорка», воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Вид  проекта: информационно-творческий, групповой

Сроки реализации проекта: долгосрочный (3 мес)

Образовательные области: 

 

«Социально - коммуникативное»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие».

 Цель проекта 

формирование у детей представления

об образе былинного богатыря

как защитника земли русской,

о былине как о жанре устного народного творчества

Задачи:

  • закреплять и расширять знания детей

о силе и славе богатырской Руси;

способствовать проявлению интереса :

-к историческим событиям и личностям;

  • первым защитникам земли русской.
  •  расширять словарный запас детей по данной теме

(Отчизна, Русь, дружина, кольчуга, булава, держава, сказитель, палица и т.д.)

Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта

Работа с родителями:

- Анкетирование;

- Индивидуальные консультации: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»,  «Что такое былина?», «Русские богатыри», «Как сочинить сказку про богатырей?»

- Конкурсы поделок и рисунков про богатырей;

- Наглядная информация по каждому из разделов, в том числе буклеты и папки-передвижки;

- Родительские собрания и мероприятия развлекательного характера. 

 Работа с детьми:

-Наглядный;

- Словестный;

- Практический;

- Проблемно-поисковый.

Работа с педагогами:

- Беседы;

- Консультации;

- Проведение спортивного мероприятия на тему «Богатыри земли русской»;

Ожидаемые результаты 

У детей сформируются представления об образе былинного

 богатыря как защитника земли русской,

о былине как о жанре устного народного творчества

I этап  – предварительный:

мониторинг  знаний детей,  

анкетирование родителей,

изучение литературы,

подготовка материала и т.д.

Задача педагога – осуществить выбор темы для глубокого ее изучения и вместе с детьми составить план, используя метод трех вопросов.

После прочтения былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», дети стали задавать много вопросов на тему «Кто такие богатыри?», «Что такое Древняя Русь?», «Почему простой крестьянский сын стал богатырем?», интересоваться жизнью богатырей и наших предков. Видя такой интерес к жизни богатырей, я провела с детьми беседу. В ходе беседы выяснила, что именно они хотят узнать о первых защитниках нашей Родины. Используя метод трех вопросов, выяснила: «Что дети знают о богатырях?», «Что хотят еще узнать?», «Как мы можем это узнать?»

«Что дети знают о богатырях?»


1.Богатыри – это сильные, смелые мужчины. Они защищают родину. (Артем Ш.)

2.Это мужчины, которые всех побеждают. Убогатыря есть жена. (Ксюша А.)

3.Богатыри – это те, кто хорошо едят. (Артем К.)

4.Богатырь – сильный. У него есть конь Бурушка (Максим М.)

5.Былина – это то, что было. (Степа Ю.)

6. Богатырь – это тот, кто спасает мир. (Даша К.)

7. Богатыри одевали доспехи. У них был щит и меч. (Валя Г..)

«Что хотят еще узнать?»

1.Кто такие русские богатыри?

2.Какие подвиги совершали богатыри?

3.Что такое Древняя Русь?

4.С кем сражались богатыри?

5.Что надевали на себя богатыри перед боем?

6.Как стать богатырем?

7.В чем кроется секрет силушки богатырской?

8. Откуда появились богатырские кони?

9. Что такое былина и кто их сочинял?

10.Кто рассказывал былины и как?

«Как мы можем это узнать?»

1.Спросить у взрослых.

2.Чтение книг, энциклопедий.

3.Просмотр телепередач, мультфильмов, диафильмов.

4.Узнать в интернете.

5.Экскурссия с родителями в исторический музей.


II этап – основной:

Задача педагога – поддерживать интерес детей по сбору сведений, задавая домашние задания (принести, спросить, узнать, сделать…)

Продумать какие мероприятия можно провести в группе, на площадке, вне детского сада.

Планирование конечного продукта:

1. Изготовление лэпбука  воспитателями совместно с детьми

2. Изготовление книжек-малышек, сделанных  

детьми совместно с родителями

3.Изготовление папки-передвижки «Еда богатырей»

4. Создание макета «Богатырская застава»

5. Создание стенгазеты «Каша – здоровье наше»

6. Создание фотоальбома «Богатыри земли русской»

7. Проведение спортивного мероприятия «Богатыри земли русской»

Сбор познавательной информации

  • Подобрать иллюстрации, картинки с изображением богатырей, богатырских доспехов.
  • Подобрать былины, сказки, стихи, загадки, пословицы о богатырях.
  • Внести в книжный уголок книги, альбомы о защитниках Отечества.
  • Подборка аудио-, видеоматериалов.
  • Создание презентаций по теме проекта.
  • Посещение художественного и краеведческого музея:  
  • Посещение библиотеки «Мастерская предков»

Изучив интересы детей, воспитатели группы наполнили группу энциклопедиями исторического содержания, обогатили предметно – пространственную среду для поддержания детского интереса, репродукции картин.

  • Реализация проекта осуществляется через различные виды образовательной деятельности: социально-коммуникативную, речевую, художественно-эстетическую, познавательное развитие, физическое развитие.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Познавательное развитие: 

Беседы-рассуждения: «Как жили наши предки?», «Кто такой русский богатырь», «Подвиги русских богатырей».

Просмотр презентации «Богатыри земли Русской»

Просмотр отрывка из м/ф «Алеша Попович и Тугарин Змей»;

Социально-коммуникативное развитие: 

Дидактические игры: «Узнай богатыря по отрывку из былины», «Собери богатыря в дорогу», «Угадай, о ком я говорю?», «Подбери словечко», «Узнай по описанию», «Было - не было»; Д/и «Кому что нужно»;

Сюжетно-ролевые игры: «Три богатыря», «На заставе», «Богатырская дружина».

Речевое развитие: 

Составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри». 

Составление творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем…».

Придумывание сказок о богатырях.

Разгадывание загадок о богатыре, богатырских доспехах.

Знакомство с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками о силе, храбрости, Родине), составление по пословицам рассказов.

Заучивание стихотворения Н. Морозов «Силен как вольный ветер».

Чтение художественной литературы: И. Карнаухова «Русские богатыри», И. Никитин «Русь»; былины о Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других богатырях, отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

Художественно-эстетическое развитие: 

Рисование: «Богатырь», «Богатырь на коне». 

Лепка: «Богатырский конь – Бурушка». 

Аппликация: «Укрась щит богатыря». 

Рассматривание альбома «Богатырские доспехи»

 Рассматривание репродукций картин: В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье»; Н. Рерих «Илья Муромец», И. Билибин «Илья Муромец»

Слушание музыки: звучание гуслей; А. Пахмутова, Н. Добронравов «Богатырская сила»; симфонии А. Бородина «Богатырская».

Физическое развитие: 

Подвижные игры: «Поймай хвост Змея Горыныча», «Перетягивание каната», «Меткий богатырь»

Постройка снежной крепости

3 этап «Реализация проекта»

заключительный: подведение итогов работы по проекту.

Задача педагога – организовать познавательную, речевую, игровую и творческую деятельность детей.

Участие родителей в реализации проекта:

Изготовление совместно с родителями оружия и доспехов богатырей(меч, щит, одежды (кольчуга)

Изготовление альбома с иллюстрациями «Богатыри земли русской»

Сюжетно-ролевая игра «Богатырская дружина»

Спортивное мероприятие «Богатырские забавы»

Совместное изготовление книжек-малышек «Сказки про богатырей»

Изготовление воспитателями лэпбука «Богатыри» совместно с детьми

Изготовление книжек-малышек, сделанных  детьми совместно с родителями

Изготовление папки-передвижки «Еда богатырей»

Создание макета «Богатырская застава»

Создание стенгазеты «Каша – здоровье наше»

 Создание фотоальбома «Богатыри земли русской»

Итоговые мероприятия:

Проведение физкультурного мероприятия «Богатырские забавы»

НОД «В гостях у богатырей»

Конкурс детско-родительского творчества «На богатырской заставе»

Анализ проделанной работы

Проектная деятельность была организована во всех видах детской деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие мастерские.

В процессе работы над проектом у детей сформировалось представление об образе былинного богатыря как защитника земли русской, о былине как о жанре устного народного творчества.

В ходе проектной деятельности наблюдалось активное участие родителей воспитанников в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно -творческий проект «Российский праздник – День космонавтики» для детей среднего дошкольного возраста

Недостаточное внимание родителей к Российскому празднику – День космонавтики.Поверхностные знания детей о первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики....

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...

Информационно-творческий проект «Наши пернатые друзья» старший дошкольный возраст

В ходе реализации данного проекта у детей закрепятся знания о зимующих птицах, сформируется любовь к живой природе бережное и заботливое отношение к природе. Кроме того они научатся работать в коллект...

Информационно – творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему «Космос»

Информационно – творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему «Космос»...

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»

Информационно-творческий проект для детей среднего дошкольного возраста на тему: «Огород на окне»...

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Богатыри земли русской»

Введение«Богатырская тема» понятна и интересна детям.Постепенный переход от сказки к былинам  открывает дошкольникам  огромный диапазон возможностей удовлетворить свой позн...

Информационно-творческий проект «Загадочный мир водоема» старший дошкольный возраст

Углубление знаний у детей об обитателях водоема, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле....