К проблемам инновационной деятельности в дошкольном образовании
статья

Медведева Татьяна Аркадьевна

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы развития инновационной деятельности, сделан вывод об отсутствии единой позиции, как о понятии, так и о содержании категорий, используемых в теории инноваций, нами отмечено расхождение по немаловажному вопросу: чем все же является инновация - результатом деятельности либо процессом. Рассмотрены инновационные изменения в системе дошкольного образования и выявлены причины, сдерживающие этот процесс.

Ключевые слова. Инновация, инновационный процесс, развитие, инновационная деятельность, дошкольное образование, творчество, билингвальный детский сад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedevat_evk_st.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование: новые возможности

УДК 373.2

Коротаева Евгения Владиславовна,

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Россия, г. Екатеринбург, e.v.korotaeva@yandex.ru

Медведева Татьяна Аркадьевна,

магистрант

ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»,

Россия, г. Екатеринбург, mta140@mail.ru

Korotaeva Evgenia Vladislavovna,

doctor of pedagogical sciences, professor,

FGBOU VO «Ural State Pedagogical University» Russia,

Yekaterinburg, e.v.korotaeva@yandex.ru

Medvedeva Tatiana Arkadevna

undergraduate

FGBOU VO «Ural State Pedagogical University»,

Russia, Yekaterinburg, mta140@mail.ru

К ПРОБЛЕМАМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

        Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы развития инновационной деятельности, сделан вывод об отсутствии единой позиции, как о понятии, так и о содержании категорий, используемых в теории инноваций, нами отмечено расхождение по немаловажному вопросу: чем все же является инновация - результатом деятельности либо процессом. Рассмотрены инновационные изменения в системе дошкольного образования и выявлены причины, сдерживающие этот процесс.

        Ключевые слова. Инновация, инновационный процесс, развитие, инновационная деятельность, дошкольное образование, творчество, билингвальный детский сад.

TO THE PROBLEMS OF INNOVATIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATION

        Annotation. The article examines the theoretical foundations of innovation development, concludes that there is no common position on both the concept and the content of categories used in the theory of innovation.we note a discrepancy on an important question: what is innovation - the result of an activity or a process. Innovative changes in the system of preschool education are considered and the reasons restraining this process are identified

        Key words. Innovation, innovation process, development, innovation activity, preschool education, creativity ,bilingual kindergarten.

Поля для новшеств, нововведений, или инноваций найдется в любой профессиональной деятельности человека, поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновация – одно из ключевых слов современного передового общества, это связанно в первую очередь с изменениями информационного и социально-экономического устройства общества.

Однако сами по себе инновации не появляются, это продукт научных исследований, передового педагогического опыта педагогов дошкольного образования, личного и коллективного. Но данный процесс нуждается в управлении и развитии. Эффективное управление и развитие инновационной деятельности педагогов дошкольного образования подразумевает опору на соответствующий понятийный аппарат для конкретизации содержания инноваций и инновационной деятельности.

На сегодняшний день инновации затрагивают многие сферы деятельности, но в науке нет единого толкования этого понятия и его производных, к которой относится и понятие инновационной деятельности [1].

Анализ трактовок инновации и инновационной деятельности российских и зарубежных авторов позволил сделать о разнице толкований этих дефиниций, используемых в теории инноваций. Также нет единства мнений вопросу: чем все же является инновация – результатом деятельности? или процессом?

На наш взгляд, есть основания и для того, и для другого толкования. Мы будем придерживаться изложения И.В. Никишиной [5], которая определяет инновацию как нечто все новое, оригинальное, что вводится в образовательный процесс образовательного учреждения (включая способы данного введения), изменяет психологический климат в образовательной организации, формирует условия для реализацией новых целей и ценностей дошкольного образования и т.д.

На данном временном этапе отечественное образование претерпевает подъем внедрения инноваций не только в саму систему, но и в деятельность дошкольных образовательных организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Дошкольная организация, представляет собой необходимый компонент системы образования, шагающая в ногу со временем, а это невозможно без инновационных процессов.

Закон «Об образовании» предоставил право дошкольным учреждениям работать по различным программам. В наше время дошкольные учреждения России работают в условиях свободного выбора образовательных программ. Для педагогов это возможность продемонстрировать творчество, более смело внедрять инновации, а для детей - получить комфортную среду обитания, уважение их интересов и признание ценности дошкольного периода жизни. Для руководителей и педагогов ДОО разработка и утверждение образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО является инновационной творческой деятельностью, готовность к которой содержится в требованиях профессионального стандарта педагога (учитель, воспитатель). [7].

При создании современных программ авторы стремятся привнести новые идеи, разработать содержание и методы, позволяющие наиболее эффективно организовать педагогический процесс.

Рассмотрим инновации дошкольного образования на примере 10 программ, созданных после 2015 г. Это программы: «ПРОдетей» (2019 г.), ориентирована на детей 3–7 лет и опирается на культурно-исторический подход к; «Первые шаги» (2015 г.), предназначена для воспитания и развития детей от 1 года до 3 лет как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания; «Вдохновение» (2019 г.), предусматривает вариативность форм реализации в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей; «Истоки» (переработана в 2019 г.), задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка; «Мозаика» ( переработана в 2018 г.), определяет содержание и организацию образовательного процесса; направлена на создание благоприятных условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и детьми; «Ступеньки к школе»(2017), предусмотрено определение индивидуальных особенностей развития дошкольников с целью выявления сильных и слабых сторон развития для наиболее эффективного взаимодействия в процессе образовательной деятельности и формирования предпосылок учебной деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья; «Теремок» (2018 г.), для детей от двух месяцев до трех лет (далее — Программа) разработана в ответ на вызовы времени, изменяющие отношение взрослых к миру; «Тропинки» (2016 г.), направлена на создание условий для общего психического развития детей 3–7 лет средствами развития творческого воображения как универсальной способности; «Детский сад -дом радости» ( переработана в 2015 г.), отражает авторскую концепцию образования дошкольника как неповторимой индивидуальности на основе амплификации развития и саморазвития его самосознания; «Золотой ключик» (2019 г.), нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия от 3 до 10 лет.

В результате нашего анализа выявлены следующие направления инноваций в программах дошкольного образования:

1. Создание программ по одной из приоритетных тенденций развития дошкольного образования - равные стартовые возможности для детей из разных социальных групп и слоев населения.

2. Появление новых программ для работы с детьми в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, что позволяет осуществлять коррекционную работу в точном соответствии с возрастными и психофизическими особенностями и потребностями развития воспитанников таких детских садов.

3. Для успешного внедрения в практику, в составе программы представляются учебно-методические комплекты (образовательная программа, пособия, хрестоматии, настольно-печатные игры, аудио- и видео пособия).

Для системы дошкольного образования введение разнообразных образовательных программ перспективно. Главным достоинством является то, что вариативность современного дошкольного образования позволяет своевременно откликаться на потребности общества в целом. Многообразие образовательных услуг, предлагаемых дошкольными учреждениями, соответствует возросшим запросам родителей.

В развивающейся дошкольной организации радикальные изменения протекают не случайно, но прогнозируются руководителем и направлены на достижение конкретных целей.  Для эффективной реализации инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации требуется творческий и инициативный педагог, способный к нестандартным, но обдуманным решениям. Непосредственно по этой причине к педагогу дошкольного образования предъявляются новые требования, которые во многом связаны со степенью его профессиональных умений, соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, личностной активностью, креативностью, способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, гибкостью. Не стоит забывать и о том, что перечисленные качества опосредуются и существующими организационно-педагогическими условиями конкретной образовательной организации, которые существенно влияют на эффективность развития инновационной деятельности.[4]

Естественно существуют проблемы внедрения инноваций в дошкольное образование, такие как: отсутствие или недостаток ресурсов (дидактические, материальные, технические); сохранение стереотипов образовательной деятельности, вследствие нежелание и негативное отношение педагогов к инновациям; неумение провести рефлексию своих профессиональных успехов; недостаточные знания об организации и введении инноваций, инновационных процессов; отсутствие системы стимулирования инновационных педагогических навыков и эффективной демонстрационной поддержки воспитателей - новаторов; отсутствие четких сформулированных методов контроля результативности инновационного процесса[6].

Инновационная деятельность педагогов дошкольного образования составляет основу и содержание инновационных образовательных процессов, что приводит к обновлению педагогического процесса, внедрению новообразований в классическую систему образования. В числе часто встречающихся инноваций следует отметить современные образовательные технологии, занявшие ведущую нишу в практике дошкольных образовательных учреждений: здоровьесберегающие; проектной деятельности; исследовательской деятельности; «ИКТ»; личностно-ориентированной; игровой; «ТРИЗ»; портфолио дошкольника и воспитателя.

Приведем некоторые примеры инноваций. В управлении - делегирование полномочий, разработка концепции и программ работы ДОУ, изменение алгоритма внутреннего контроля, маркетинговые исследования, сетевое взаимодействие. В содержании - новые образовательные программы, специальные программы дошкольных организаций, индивидуальные программы педагогов, дополнительные услуги, предоставляемые детскими садами. В работе с кадрами - непрерывная переподготовка, индивидуальные программы профессионального роста, мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, конкурсы, интерактивные методы, тьютерство. В работе с детьми - различные формы детской деятельности, индивидуальная подготовка детей, индивидуальные маршруты развития ребенка, группы выходного дня. В работе с родителями - интерактивные методы, пресс-служба, клубы. В предметно-развивающей среде - обогащение среды, построение среды по принципам интеграции, гендерного подхода. Формы презентации инноваций: педсоветы, творческие группы, методические объединения, публикации, конкурсы, клубы педагогов-инноваторов и т. д. [2].

Для успешного обучения по любой программе, усвоения любой информации у ребенка дошкольного возраста важно сформировать базисные социальные качества, такие как мышление, память, внимание, речь и воображение, наиболее качественно это происходит в обществе сверстников через грамотно организованные характерные виды детской деятельности, такие как конструирование, наблюдение, экспериментирование и др., этим обусловлена значимость дошкольного образования [3]. Рассмотрим инновации в содержании образования, на примере билингвального дошкольного образовательного учреждения.

Интерес родителей к иностранному языку и приобщению детей к языковой среде возрастает с каждым годом. Знание иностранного языка открывает большие возможности, билингвизм становится одним из главных требований карьерного роста. В билингвальном дошкольном учреждении половина занятий происходит на русском языке, а половина на иностранном, непосредственно с носителем языка. Ранее знакомство со вторым языком и отраженной в нем культурой является неоспоримой инвестицией в будущее дошкольника.

Приемущества билингвального детского сада перед детским садом с иностранным уклоном:

Во-первых, в саду с «иностранным уклоном» практикуются отдельные уроки языка, а в билингвальном половину времени дети проводят в коммуникации на иностранном языке. Для дошкольников традиционно иностранный язык проводится в форме игр, песенок, заучивания простых стишков и т.д. Наличие в программе садика отдельных уроков иностранного не обеспечивает ребенку освоение разговорной речи. Такую практику можно назвать лишь как подготовительно-ознакомительную. В билингвальном саду дети взаимодействуют с педагогами на иностранном языке. В данном случае воспитанники не просто пассивные участники, но и активные соучастники межкультурного общения.

Во-вторых, наличие иностранных педагогов обязательно для осуществления билингвальной программы, когда в саду с иностранным языком функцию обучения порой выполняет и русскоговорящий учитель. Иностранный преподаватель, носитель языка, имеет большие преимущества, так как он закладывает оригинальное произношение и правильную разговорную лексику. Кроме того, только педагог-носитель языка, может сформировать у ребенка языковую картину мира, что поможет ребенку во взрослой жизни с легкостью интегрироваться в межкультурное пространство. А иностранный язык такой воспитанник будет рассматривать не как образовательную дисциплину, а как инструмент международного общения. Кроме того, стоит отметить, что находясь в саду дети вынуждены обращаться к иностранным педагогам на их языке, тем самым развивая и практикуя свои навыки общения.

В-третьих, в билингвальном детском саду должна быть образовательная программа, предусматривающая комплексное развитие ребенка в условиях межъязыковой среды. В саду «с иностранным уклоном» уроки иностранного языка могут протекать отдельно от общей концепции учреждения, связанной с развитием ребенка.

В-четвертых, отличие в портрете выпускника. Билингвальное образование предусматривает, что ребенок к поступлению в школу разговаривает, читает и считает на русском и иностранном языке. Он понимает речь, способен ответить или задать вопрос на иностранном языке. Выпускник сада, где несколько раз в неделю были уроки иностранного, не всегда может справиться с такими задачами на обоих языках. [8].

Условия успешности инновационного процесса содержания дошкольного образования, на наш взгляд, следующие. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана, прежде всего, с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок.

Инновация всегда в себе новое как в содержании самой инновации, так и в организации внедрения этого нового содержания. Такое понимание инновации дает возможность по-другому рассмотреть систему организации инновационной деятельностью, определить новые условия для развития дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная деятельность в дошкольном образовании это не только разработка и внедрение совершенно новых образов содержания и технологий обучения, но и наличие носителей, осуществляющих данную деятельность.

Резюмируя изложенное, можно считать, что инновационные действия абсолютно конструктивны к основным уровням имеющейся дошкольной образовательной системы. На организационном уровне — это обеспечение преемственности дошкольного и общего среднего образования за счет связи со школами, в которые перейдут дети из детского сада. На содержательном уровне — это введение вариативных программ с использованием инновационных методов. Увеличивается ценность психологического сопровождения образовательного процесса. На социальном уровне — это способность удовлетворять образовательные и воспитательные запросы общества.

Литература.

        1.Агеева, М.Б. Управленческая компетентность руководителей как фактор развития инновационной деятельности педагогов в автономном дошкольном образовательном учреждении [Текст] / М.Б. Агеева // Традиции и инновации в педагогическом образовании : сборник научных трудов III Международного круглого стола (Екатеринбург, 8 апреля 2017г.) / науч. ред. Ю.Н. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.м.], 2017. – С.243- 246.

        2.Белкина В.Н. Традиции и инновации в дошкольном образовании. URL - https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii-i-innovatsii-v-doshkolnom-obrazovanii

        3.Кривенкова Ю.Е.,Инновации дошкольного образованияв современной России.- 2011-URL https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-doshkolnogo-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii-1

        4.Новикова, Г.П. Инновационная деятельность – важнейшее условие профессионально-личностного развития педагога [Текст] / Г.П. Новикова // Педагогическое образование и наука. – 2015. - №3. – С.11-14.

        5.Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога [Электронный ресурс] // Педагог и инновации. URL: http://sov- a.ru/sites/default/files/nikishina_innovacionna_deyatlnost_pedagoga.pdf.        (дата обращения: 04.02.2020)

        6.Султанова Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 146-148. — URL https://moluch.ru/archive/188/47708/ (дата обращения: 26.02.2020).

        7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html(дата обращения: 07.02.2020. г.).

        8. https://razvivashka.online/razvitie-rechi/bilingvalnyy-detskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель инновационных проектов в дошкольном образовании

Инновации в образовании – естественное и необходимое условие развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества....

Круглый стол «Теоретические основы проектной деятельности в дошкольном образовании» «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении как инновационная педагогическая технология»

Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Пед...

Инновационная деятельность в дошкольном образовании.

Материал интересен педагогам и заведующим дошкольными отделениями, которые внедряют инновационные технологии в ДО....

Инновационная деятельность в дошкольной организации как фактор достижения качественного образования

Специфическими особенностями инновационного обучения является его открытость будущему, способность к предвидению на основе постоянной переоценки ценностей, настроенность на конструктивные действия в о...

«Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольном учреждении»

Миссией, стоящей перед педагогическим коллективом является:  • обеспечение современного качества дошкольного образования и воспитания, ориентированного на формирование здоровой, интелле...

Организация инновационной деятельности по математическому образованию детей дошкольного возраста

Статья "Организация работы с детьми по одной из инновационных тем (матеатическое образование детей)"...

Повышение качества дошкольного образования посредством инновационной деятельности в дошкольной образовательной организации (статья)

Повышение качества дошкольного образования в настоящее время возможно лишь на основе реализации инновационного подхода, определяющего образование современного поколения. Такой подход регламентируется ...